kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока литературного чтения Ю.Ермолаев "Два пирожных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока чтения Ю.Ермолаев "Два пирожных"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения Ю.Ермолаев "Два пирожных"»

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 В

Дата

15.03.2019

Учитель

Тюрина Е.В.





Тип урока

Открытие новых знаний

Раздел

Я и мои друзья

Тема

Главная мысль в рассказе Ю.Ермолаева «Два пирожных»

Цель урока

способствовать формированию овладения навыками смыслового чтения - развитие умения выразительно читать целыми словами, характеризовать главных героев, читать осмысленно, выделять главную мысль текста; создать условия для формирования навыков смыслового чтения.

Задачи урока


Образовательные: учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;

Развивающие: способствовать формированию навыков чтения и  правильной речи учащихся;

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества  личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость

Методы, используемые на уроке

- словесный

- дедуктивный

- наглядный

- практический

- аналитический

Технологии, используемые на уроке

- обучения в сотрудничестве,

- здоровьесберегающие,

- проблемно-поисковое обучение;

- развития критического мышления

Формы работы, используемые на уроке

- фронтальная работа

- групповая работа

- индивидуальная работа

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- научатся воспринимать на слух художественное произведение; получат возможность научиться определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный смысл рассказа, понимать и объяснять поступки героев, соотносить пословицы с главной мыслью.

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в т.ч. творческого характера;

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература


Оборудование


Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2 класс (2-я часть).

ТСО (мультимедийный проектор, нетбук, проектор, экран), презентация к уроку, карточки для групповой работы, портрет писателя, 6 шляп; торт

Форма проведения урока

урок - диалог



Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

Продолжительность:

2 мин.

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.


Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Повернитесь поскорей

Поприветствуем гостей:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Уж  команду дал звонок:

Начинаем наш урок!

- Давайте настроимся на урок (слайд). Прочитаем тихо, монотонно

  • Я начинаю работать, чтобы узнать новое.

  • Буду внимателен и активен.

  • У меня все получится

  • Я не один, мы все - дружная команда.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.











Проговаривают вполголоса

Личностные: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Речевая разминка

Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; 


Продолжительность:

5 мин.

Проводит дыхательную гимнастику с детьми









Просит прочитать скороговорку вполголоса жужжащим чтением


Просит уч-ся прочитать скороговорку в разном темпе


Работает над выразительным чтением

  1. Дыхательная гимнастика (одуванчик)

- Наступила весна, совсем скоро станет все зеленым, и расцветут маленькие весенние «солнышки» - одуванчики. Закройте глазки и представьте, что перед вами одуванчик. Сделайте глубокий вдох и подуйте на него так, чтобы вокруг разлетелись маленькие пушистые парашютики.

- А теперь представьте, что вы держите в руках много одуванчиков

2) Речевая разминка

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме. (слайд 2 )

- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.

-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).

- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)

- Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.

Выполняют дыхательную гимнастику, слушают задания учителя.









Читают скороговорку в разном темпе








Выразительно читают скороговорку, интонационно выделяя выделенные слова


Самооценка

Личностные: проявление интереса к выполнению задания

Регулятивные: умение оценивать выполнения действия.

Коммуникативные: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности


Продолжительность:

5 мин


Организует актуализацию опорных знаний необходимых для усвоения нового материала.


Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ность.


- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).

- О чём этот раздел?

Слушают и отвечают на вопросы учителя



Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Регулятивные: контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  1. Формулирование темы и целей урока

Цель: организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель


Продолжительность:

4 мин.


Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.


- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением. –А название этого произведения вы назовёте, если спрятанные слова найдёте! (картинки с пирожными показать) Если затрудняются – дать подсказки. - А имя автора вы узнаете, если строчку в обратном порядке прочитаете!   ВЕАЛОМРЕ ЧИВОНАВИ ЙИРЮ (правильный ответ вывесить на доске)

- Назовите тему урока. СЛАЙД 5. («Два пирожных»)

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".

- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.

    • Познакомиться с автором и его произведением

    • Дать характеристику главным  героям произведения

    • Определить главную мысль рассказа

Совершенствовать читательские навыки

  • Развивать речь

Слушают и выполняют задания учителя









Называют тему урока





Пользуясь опорными словами, формулируют задачи урока

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме.


  1. Первичное усвоение новых знаний

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения


Продолжительность:

10 мин.

Знакомит детей с автором





Проводит словарно-лексическую работу с опорой на словари и знания учащихся


















Выслушивает предположения детей


Слушают аудиозапись, следят



Проверяет первичное восприятие текста на слух учащимися.

Задает вопросы по содержанию

  1. Знакомство с Ю.И.Ермолаевым

  2. Словарная работа

- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?

Словарно-лексическая работа.

Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Долина — это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река.

Пальмы – растения южных стран с крупными вечнозелёными листьями.

Река Конго- название реки в Африке.

Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

  1. Первичное чтение текста. (аудиозапись)

- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.

- А сейчас давайте прослушаем это произведение. Откройте свои учебники на стр. 85. Ваша задача следить за текстом глазами. Нашли начало текста. Слушаем. Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

Проверка первичного восприятия текста:- Понравился ли вам произведение? К какому жанр оно относится? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?

- Почему Оля съела два пирожных?

- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Слушают рассказ учителя об авторе, рассматривают портрет писателя





Объясняют лексическое значение слов с опорой на словарь













Прогнозируют содержание рассказа, высказывают свои предположения

Внимательно слушают учителя




Высказывают свое мнение о том подтвердились ли предположения, сделанные до чтения

Отвечают на вопросы учителя, выражают свои эмоции и чувства по отношению к услышанному

Личностные: Имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



  1. Физминутка

Цель: снять утомляемость


Продолжительность:

1 мин.


Читает текст и выполняет движения

- Вы немножечко устали.

И теперь все ровно встали.

Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два),

Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два),

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, 2, 3, 4, .5

Глазки открываем.

Ими поморгаем.

И урок мы продолжаем.

Выполняют действия, повторяя за учителем


  1. Закрепление знаний и способов действий

Цель:  организация деятельности  с применением новых знаний.


Продолжительность:

12 мин.

Просит прочитать детей слова, записанные на доске сначала по слогам, затем целыми словами





Предлагает учащимся прочитать текст по частям с остановками


Задает вопросы после чтения каждой части и выслушивает ответы детей


























































Пытается вместе с детьми определить главную мысль рассказа















Организовывает работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания



Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания.



1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов

-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами

Пу-те-шест-ви-е - путешествие

Крен-дель-ки – крендельки

Рас-сме-я-лась –рассмеялась

По-хвас-та-лась –похвасталась

Пи-рож-но-е- пирожное

2) Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)

Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)

- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)

- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)

- О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)

- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)

- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)

- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)

- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами) Найдите в тексе и прочиайте.

Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)- читают парами

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)

- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)

- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)

- Почему её нет? Разве она куда-то ушла?

Найдите в тексе и прочитайте.

- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)

- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)

- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)

- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)

- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)

Чтение 3 части. ( хором, по одному)

- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше

- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)

- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)

- Сколько пирожных съела Оля? (два)

- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)

- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)

- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)

- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.

- Какое выражение лица у Наташи?

- А у Оли?

- К какому эпизоду относится рисунок? Прочитайте.

-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).

-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).

3. Характеристика героев

Работа в группах

- У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Олю, а 2 ряд – Наташу. (ответы вывешиваются на доске)

4. Осмысление содержания прочитанного

Работа в парах

- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.

1-белая – шляпа информации

-Как называется произведение?

-Кто герои этого рассказа? как звали дочерей? О чём попросила мама?

2-чёрная – критик (что плохого в поступках героев)

- Необходимо продолжить предложение.

Плохо……что старшая дочь не помогла.

Плохо…. что Наташе не досталось пирожное.

3-жёлтая –шляпа оптимиста

Здорово что… (Оля помогла маме. Съесть два пирожных. Читать интересную книгу. Побывать в Африке.)

4-красная-шляпа эмоций

Что вы чувствуете к герою

5-зелёная-шляпа идей

-Сейчас я не….., а Наташа.

-Как бы вы поступили, если бы вы были заняты чем-то интересным, а мама вас попросила о помощи?

6-синяя-шляпа

Дайте совет читателю

- Каждый из нас живёт в семье. В вашем доме должна царить любовь, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.




Читают слова по слогам, затем плавно целыми словами






Читают текст по цепочке с использованием приема «Чтение с остановками»


Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного


























































Высказывают свою точку зрения















Работают в группах





Работают в парах







Личностные: осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль, коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: проявляет готовность слушать и вести диалог; признают различные точки зрения на обсуждаемую проблему; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.












































































Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: развитие умений работать в парах и группах, распределять роли


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности


Продолжительность:

5 мин.


Организует фиксирование темы и цели урока











Организует рефлексию.







Организует самооценку учебной деят- ности

- Давайте подведём итог.

- Как называется произведение, которое мы сегодня читали?

- В каком большом разделе находится это произведение?

- Чем вам понравилось это произведение?

- А кто автор этого произведения?

- А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?

- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.

- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные.

- Сегодня на протяжении всего урока вы оценивали себя в листах самооценки. Просмотрите их и оцените свою работу на уроке.

-У вас на партах лежат цветы трех цветов. Вы должны выбрать один цветочек и украсить наш торт.

Зелёный - я усвоил материал урока, у меня всё получилось

Жёлтый - я затруднялся отвечать на некоторые вопросы

Красный - на уроке я работал неактивно, но понял основную мысль данного рассказа.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, степень их соответствия






Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.


  1. Домашнее задание

Цель: умение осуществлять свой выбор.

Продолжительность: 1 мин

Даёт домашнее задание

С.85-86, чтение по ролям


Дети записывают в дневники д/з




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока литературного чтения Ю.Ермолаев "Два пирожных"

Автор: Тюрина Елена Васильевна

Дата: 20.05.2020

Номер свидетельства: 550597


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства