2.Мотивационный с элементами актуализации знаний. | 10 мин | Ребята, с каким произведением мы познакомились на прошлом занятии? (К.Г. Паустовский «Корзина с шишками») Кто готов пересказать на оценку одну из частей рассказа «Корзина с шишками». Но для начала выделим главные критерии, по которым будем оценивать ваши выступления: Последовательность; Полнота и грамотность; Эмоциональность. В соответствии с этими критериями будет выставлена оценка. (Выступление и оценивание детей) По какому разделу мы работаем? (Мы работаем по разделу «Страна детства») Сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Назовите произведений и их авторов этого раздела. (К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Б. Житков «Как я ловил человечков» М. Зощенко «Ёлка») Все ли произведения мы читали? (Нет, мы не читали рассказ «Ёлка»). | Участвовать в учебном диалоге. Уметь выделить критерии для оценивания пересказа. Показывать свою готовность к уроку, успехи в пересказе текста. Оценивать себя и других. Догадываться о теме методом исключения. | Л: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: использовать критерии для обоснования своего суждения П: воспринимать информацию на слух П: слушать в соответствии с целевой установкой П: строить речевое высказывание в устной форме; |
4.Работа по теме урока. Физминутка | 25 мин 2 мин | 4.1 Рассказ об авторе. (Слайды 3-4) Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. Когда родился писатель? (Родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы). Кем работал М.М. Зощенко? Что вы можете сказать о нем как о гражданине? (Защищал родину, патриот) 4.2 Словарная работа. (Слайд 5) А теперь объясните значение слов и выражений: Золотушный ребенок – больной ребенок Длинновязая – высокая Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение Не ручаюсь – не уверена. 4.3 Знакомство с произведением А сейчас прослушайте произведение (аудиоприложение к учебнику). 4.4 Анализ первичного восприятия. Какой это жанр произведения? (рассказ) Докажите. (1 Небольшой объём 2 Ограниченное число участников 3. События реальные, не выдуманные) Понравился рассказ? Чем? Кто главные герои? (Лёля и Минька, и их родители) От чьего лица ведется рассказ? (от лица автора) Какими вам показались дети? Почему долгожданный праздник был испорчен? (Дети съели угощение, поломали игрушки, были жадными, выгнали гостей). Как вы думаете, почему писатель запомнил эту елку на всю жизнь? (Ему было стыдно, этот урок он запомнил на всю жизнь) Чему учит этот рассказ? (Не брать без спроса ничего, не жадничать, не хамить и т.д.) Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать другим детям? Почему так решили? (Да, это урок для всех детей, чтобы так не поступали) Как вы думаете, ребята, праздник получился веселым? (Нет) Почему веселый и смешной рассказ создает немного грустное настроение? (Праздник был испорчен и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёля и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика). 4.5 Чтение произведения учащимися вслух и работа по содержанию. Как отмечали Новый год в их семье? (Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей, устраивали для всех праздник) Чем наряжали ёлку в то время? (Ёлку наряжали бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, яблоками). Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате? (Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям). Как вы оцениваете их поступок?(Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали какие будут последствия) Почему они так поступили, что их к этому подтолкнуло? (Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть) Какой сюрприз приготовили родителей для гостей? (Каждому ребенку подарок и угощение) Как хотела наказать Лёлю мама? (Хотела поставить в угол носом) Какую пословицу использует одна из приглашенных мам? (С вами водиться, что в крапиву садиться) Как вы ее понимаете? (Неприятно общаться, общаться с вами это как специально делать себе неприятно и т.п.) Работа с иллюстрациями. Найдите и прочитайте предложения, которые можно отнести к данным иллюстрациям. (Слайды 6-11) В каких славах отражен самый главный смысл этого произведения? («И за эти тридцать пять лет, я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный») Чему учит этот рассказ? Ребята, а тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? (Нет) Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? 4.6 Работа с пословицами (Слайд 6) Прочитайте и объясните смысл пословиц: На что и клад, если в семье лад. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. Действительно, ребята, семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. 4.7 Характеристика героев произведения (Слайд 6) Сравните двух главных героев, девочки характеризуют Лёлю, а мальчики – Миньку: Герой | Лёля | Минька | Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет | Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста | Характер | Исключительно бойкая | Тихий | Что могут достать с ёлки? | Могла высоко достать | Ничего не нельзя доставать | Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел | | Слушают рассказ учителя, знакомятся с биографией писателя. Определяют лексическое значение слов, опираясь на личный жизненный опыт. Читают произведение выразительно, соблюдая критерии грамотного чтения. Делятся своими впечатлениями о произведении, участвуют в беседе. Высказывают и аргументируют свое мнение строками из произведения. Эмоционально реагировать на новую информацию. Видеть в произведении жизненный смысл. Делиться своими впечатлениями, участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Высказывать и аргументировать свое мнение строками из произведения. Формулируют главную мысль произведения Объяснять смысл пословиц. Характеризуют главных героев произведения | П: осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета; строят речевое высказывание в устной форме; слушать в соответствии с целевой установкой; воспринимают информацию на слух; осмысленно читают; осуществлять анализ произведения; делать выводы, извлекать информацию из различных источников. К: дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания, строить монологические высказывания участвовать в учебном диалоге; аргументируют свою позицию; формулировать и аргументировать собственное мнение. Р: принимать и сохранять учебную задачу; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |