Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).
Цель урока: формирование знаний детей о почве и ее образовании, о составе и свойствах.
Образовательная: выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными.
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к почве.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотивация самоопределение к деятельности. | Здравствуйте ребята, меня зовут Инна Сергеевна, сегодня я проведу наш урок. Тихо присаживайтесь на места. Проверьте, все ли необходимое для урока есть у вас на парте. Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. | Приветствуют учителя. | Л. 2 Р. 4 |
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Давайте с вами проверим то, насколько хорошо вы поняли прошлую тему «Водоемы Краснодарского края». Предлагаю вам задание. Любой ученик выходит к доске, на карте показывает водоемы Кубани, а другие дети проверяют. Молодцы! А теперь чтобы лучше проверить ваши знания, предлагаю решить тест. | Работа у доски. Показывают Азовское море, Черное море, Керченский пролив. Горные реки – Белая, Уруп. Равнинные реки – Кубань, Кирпили, Протока. Выполнение теста. | П. 1 Р. 2 |
3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии. | Послушайте историю-загадку и определим тему урока. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка Чудесная кладовая есть на самом деле. О какой кладовой шла речь? Молодцы! Сформулируйте тему нашего урока. Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? | Слушают историю. Ответ: о почве. Ответ: почвы, их значение для жизни растений и животных. Ответ: познакомиться с видами почв, их значением. | К. 2 П. 3 Р. 1 |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Земля – кормилица. Слышали такое высказывание? Как вы его объясните? А знаете ли вы из чего состоит почва? Правильно! Почва состоит из объектов неживой и живой природы. А кто-то может назвать эти объекты? Объекты неживой природы: глина, песок, перегной, минеральные соли, вода, воздух. Объекты живой природы: корни растений, мелкие животные, бактерии. Так как материала нет в учебнике, будем работать с карточками. Давайте прочитаем текст и узнаем, какие почвы встречаются в нашем крае. Одновременно будем показывать их на карте (слайд 3). Итак, какие виды почв встречаются в нашем крае? Правильно! В предгорьях залегают выщелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы. В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы. Для черноморского побережья характерны горно-лесные и перегнойно-карбонатные почвы. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов. На западе Таманского полуострова каштановые почвы, на северо-востоке Тамани – частично болотные почвы. Дети, а кто знает, что такое почвенные горизонты? Все верно, давайте с вами посмотрим на презентацию и рассмотрим горизонты почв (слайд 4). | Ответ: да. Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу, так же кормит насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Ответ: почва состоит из объектов неживой и живой природы. Поочередно читают карточки. Работа с картой. Ответ: черноземы, плавнево-луговые, болотные. Ответ: почвенные горизонты – слои, возникающие в процессе почвообразования, различающиеся по цвету, сложению, плотности и другим свойствам. | П. 2, 3 К. 1, 2 |
5. Первичное закрепление. | Ребят, а знаете ли вы, каково значение почвы в жизни растений и животных? Молодцы! Давайте проведем физкультминутку (видео). | Ответ: в ней содержатся полезные минеральные вещества, которые способствуют росту растений и деревьев. А, как известно, растения и деревья производят кислород, необходимый для дыхания почти всех живых организмов в мире. | К. 1 П. 1 |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Давайте с вами посмотрим на презентацию, там будут показаны картинки животных, а вы должны ответить, живет ли он под землей или нет (слайд 6-10). Вы все молодцы! Далее предлагаю решить кроссворд (слайд 12). Вопросы я вам зачитаю. 1. Основное свойство почвы. 2. Тихо, между берегами Широка и глубока, Наполняясь родниками Вдаль бежит, течёт… 3. Верхний плодородный слой земли. 4.Эти вещества содержатся в почве и растения их постоянно используют для питания. 5. Здесь — куда не кинем взор — Водный голубой простор. В нем волна встает стеной, Белый гребень над волной. А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать? 6. Вещество в составе почвы, содержащее питательные вещества. | Работа с презентацией. Ответ: лев, белка, конь не живут под землей, а крот, червь – живут. Плодородие. Река. Почва. Минеральные соли. Море. Гумус. | П. 2 К. 1 |
7. Включение в систему знаний и повторений. | Как вы думаете. Нужно ли оберегать почву? Верно! Почвы – это богатство природы. Поэтому их удобряют, берегут: задерживают влагу на полях, борются с сорняками и эрозией – ветровой и водной. Но частая обработка почвы тяжелой техники ухудшает ее воздушно-водный режим, несоблюдение правил использования ядохимикатов приводит к загрязнению земли. В результате этого гибнут черви , микроорганизмы, без которых почва теряет плодородие Давайте с вами сформулируем правила по охране почв и оформим на обратной стороне карточки красочную памятку. Давайте придумаем ей название (слайд 13). Какой же вывод мы сделаем? Хорошо, вы все молодцы. (Резервное задание. Предлагаю прочитать карточки еще раз и ответить на вопросы по ней) | Ответ: да. Ответ: использовать меньше ядохимикатов и удобрений. Правильно распахивать почву на склонах. Сажать лесные полосы. Ответ: правила охраны почв. Ответ: необходимо оберегать почвы. | Л. 1 П. 2 К. 1 |
8. Рефлексия учебной деятельности. | Дети, наш урок подходит к концу. Ответьте пожалуйста на вопросы. Сегодня на уроке было интересно... Больше всего мне понравилось... Для меня было открытием то, что... У вас на столах лежат стикеры. Если вы хорошо работали на уроке и все было понятно, то поднимите зеленый стикер, а если вы плохо работали на уроке и ничего не поняли – красный стикер. Поднимите тот, который посчитаете верным. Вы все, ребята, очень хорошо работали на уроке. Домашнее задание – выучить карточку с текстом. Благодарю вас за урок. Спасибо! | Отвечают на вопросы. Проводят анализ своей работы на уроке. | Р.3 |