kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе на тему «Золотая хохлома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе на тему «Золотая хохлома»

                                                                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе на тему «Золотая хохлома»»

Технологическая карта урока изобразительного искусства в начальной школе


Класс: 3

Учитель:

Тип урока: Изучение нового материала

Тема урока


«Золотая хохлома»

Цель


Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изображение росписи тарелки по мотивам хохломской росписи.

Задачи


Образовательные: 1) познакомить с видами выполнения хохломской росписи; углубить знания детей о хохломской росписи;

2) закрепить умение выполнять композицию на замкнутой плоскости тарелки из элементов хохломской росписи; организации рабочего места, выполнения работы по плану;

3) совершенствовать приемы работы с хохломскими элементами, оформления композиции.


Развивающие: способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, композиционного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, цвета, фантазии.


Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения и интереса к культуре и традициям своего народа.

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества;

  • знать цвета и элементы, используемые при росписи золотая хохлома

  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности


Формируемые УУД:

- личностные

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

  • регулятивные

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

  • Контролировать и корректировать свою работу по плану;

  • Оценивать результат выполненного задания;

  • коммуникативные

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства оформить свою мысль в устной и письменной форме .

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

  • познавательные

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя наглядный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов.

Основные понятия

«Фоновой» и «верховой» вид росписи.

Межпредметные связи

музыка, литература.

Оборудование







Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация; иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы с пачкающими материалами .

Оборудование учащихся :

Материалы: лист бумаги, гуашь

Инструменты: кисти, карандаш, ластик.














Ход урока


Задачи этапа урока

(вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты



Время

Предметные

УУД


I. Организация класса на работу



1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.


Приветствует детей, психологически настраивает учащихся на урок, организует внимание учащихся. Проверка подготовленности учеников.


Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.


- Здравствуйте ребята, садитесь.


Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.



Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять.



II. Формулирование темы урока, постановка цели



3-5 мин.

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.


Организует формулирование темы и цели урока, обозначает основные образовательные задачи выясняет практическую значимость работы. Ставит перед учащимися учебную проблему, актуализирует имеющихся знаний у учащихся.

- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока, послушайте стихотворение.
«Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя хохлома!»

- Итак, кто догадался какая тема урока? (золотая хохлома)
- Верно тема нашего урока «Золотая хохлома»


С помощью учителя формулируют тему и цель урока,

высказывают свое мнение о практической значимости работы


Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.



III. Усвоение новых знаний




(10-12 мин.)

1. Вводная беседа

Используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами, углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу наглядным материалом, организует детей на самостоятельный поиск новой информации, знакомит детей с новыми терминами

- Ребята на прошлом уроке вы знакомились с золотой хохломой, кто может сказать, почему ее называют «золотой»?

- А кто мне скажет, какие элементы узоров используются в росписи? (Листья, ягоды, цветы, завитки)
- Посмотрите на слайд, какие элементы вы видите? Почему она называются капельки? (похожи на капельки) Почему усики? (похожи на усы) А кустики? (на куст похожи)

– Какие цвета используют мастера Хохломы? (Золотой, красный, чёрный)
- Да, основными цветами являются красный, черный, золотой. Но также используется зеленый и черный.

- Молодцы.

- Посмотрим внимательнее и увидим, что хохломская роспись делится на два вида: “верховое” письмо и “фоновое”.

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона.

Особенность «фоновой» росписи заключается в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов.

Но обычно эти два вида росписи затейливо переплетаются в одном изделии.

- Посмотрите на эту иллюстрацию назовите, какой это вид? (показываю несколько иллюстрации)

- Молодцы.

- Посмотрите на иллюстрацию, которую мы сегодня с вами сделаем. Какой это вид? (фоновой)
- Правильно.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

Организует внимание учащихся

Сообщает новые сведения о материалах, приемах работы с ними,

Выполняет педагогический рисунок

Определяет этапы выполнения

- Посмотрите на слайд, давайте изучим данный рисунок.
- Где изображен рисунок? (на тарелочке)

- Что изображено в центре? (ягодки и листик)
- Что изображено по краям тарелочки? (разные завитки)

- Какие материалы нам понадобятся? (лист в виде тарелочки)
- Какие инструменты нам понадобятся? (кисть, карандаш, ластик, краски.)

- Мы проговорили, какие материалы и инструменты нам нудны, давайте составим план работа.

3. Проверка понимания учащимися нового материала

Проверяет глубину понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий

Обеспечивает восприятие, осознание, систематизацию и обобщение материала учащимися.

Составление плана работа.
- Составление плана нас поможет в работе.

План:
1.Ракссмотрение и изучение иллюстрации.
2. Изображение ягоды и лепестка.

3.Зарисовка фона.

4.Раскрасить центральное изображение

5.Украсить края тарелки



Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.


Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,

уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД: учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий




V. Организация рабочего места



1-2 мин.




Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами


- А сейчас давайте проверим все ли у вас готово для работы.
- Приготовьте материалы, лист - тарелочка.
- Приготовьте инструменты, такие как кисточка, краски, карандаш.
- Приготовьте приспособление клеенка.
- Расположите все следующим образом: альбомный лист – в левом верхнем углу парты, карандаш, краски и кисть справа от себя, так, чтобы рабочее поле было свободным.

Физминутка.
- Ребята, а сейчас встаньте мы с вами немного отдохнем и выполним физминутку

Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.


Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания.



VI. Практическая работа



20-25 мин.


Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с опорой на поэтапные эскизы); предупреждает возможные ошибки и намечает пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит контроль.


Практическая работа.

  1. Возьмите плоский контур тарелочки, возьмите простой карандаш и в центре тарелочки нарисуйте, как показано на образце, листочек и три ягодки. Посмотрит, как мы будем рисовать ягодку. С начало рисуем овал, затем делаем в нижней части овала углубления. Стираем ненужные линии. Затем дорисуйте шапочку у землянички. Посмотрите, какая получится земляничка. Посмотрите, какие еще бывают ягодки, если вам понравилась другая ягодка нарисуйте ее. Теперь дорисуйте листочки.

  2. Наберите на кисточку краску зеленого цвета и аккуратно не заступая за контуры рисунка, закрасьте листок и шапочки ягод. Наберите краску красного цвета и закрасьте ягодки. Наберите краску желтого цвета и мелкими мазками точками, нарисуйте у земляники семечки, затем наберите краску черного цвета и как показано на образце дорисуйте необходимые узоры.

  3. Используя разные элементы хохломской росписи, украсьте края тарелки, как показано на образце.

Или сделайте ободок тарелочки, используя краску красного цвета.

- Посмотрите на образец и сравните вашу работу с данной тарелочкой на образце.

Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:

Использовать техники: …….;

Выполнять:

— изображение,

используя алгоритм;

— выполнять конструирование объёмных изделий из …;

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения



VII. Подведение итога урока. Рефлексия.



3 мин.


Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.

Организует самооценку учебной деятельности.


- Ребята, вот у нас и получилась тарелочка с элементами хохломской росписи.

- Какой росписью мы сегодня занимались?

- Какими видами росписи познакомились? - Как хохломские мастера расписывают свои изделия? Какие виды письма вы знаете?

- Чем мы украшали нашу композицию? Как называются маленькие элементы?
- Какими цветами мы работали, какую по цвету краску мы брали?

- Все ребята, очень хорошо поработали. Ваши тарелочки получились очень замечательные и творческие.

- Пожалуйста, выйдите к доске те, кто сидит на первом ряду.
- Выйдите к доске, ребята со второго ряда, вместе со своими работами.
- Вместе со своими работами выйдите ребята третьего ряда.

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности


Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.



VIII. Уборка рабочих мест



2 мин.


Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

- Положите ножницы в пенал, а остальной материал на край парты, так чтобы рабочее поле было свободным.

Рефлексия



Наводят порядок на рабочем столе


Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Макаренко Валентина Васильевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства