- знать основы техники изготовления ажурных узоров.
Этап урока Методы и приемы | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап самоопределения к деятельности | Фронтальная форма работы - Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. - Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Красота наших городов зависит от многого: от количества фонтанов, парковых зон, цветников. Немалую роль в украшении города могут сыграть красивые ограды, похожие на ажурное полотно | Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие. | Р: включение в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и мотивация | - Подумайте и ответьте, каким образом люди выделяют границы своей территории? - Ограждения бывают разные: забор, ограда, решетка. - Но человек так устроен, что он всегда стремится сделать свою жизнь красочнее, ярче, интереснее. Поэтому люди придумали делать красивые украшения на тканях, делать узоры. А тонкие и сквозные узоры стали называть «Ажурные узоры». Но красивые узоры могут быть не только на одежде, но и на ограждениях. | - Ставят ограждения. | П: рефлексия результата действия; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; анализ содержания заданий с целью выделения общих признаков, подведение под понятие; умение обосновывать свой выбор. |
III. Постановка учебной задачи П.: пробное действие. С.: подводящий диалог Н.: демонстрация наглядных пособий | Фронтальная форма работы -Посмотрите, что в этом городе сделали люди, чтобы он стал красивее? - Ребята, вы догадались какая тема нашего урока? - Верно! Тема нашего урока: «Ажурные ограды на улицах нашего города» - Кто может сформулировать цель нашего урока? - Отлично. | -Ажурные ограды. -Ажурные ограды. -Узнаем, как создавать ажурные ограды. | Л.: смыслообразование – формирование познавательного мотива к изучению темы. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие. |
IV. Открытие нового знания | -И говоря о ажурных оградах нельзя не обратиться к произведениям кузнечного искусства города Санкт- Петербурга, красивейшего города основанного Петром I. В Петербурге вместо глухих стен и заборов, разделявших улицы и дома средневековых городов, сооружались уже с момента его основания ажурные металлические ограды, решетки, перила. Изготавливали их ковкой или литьем. Ковали чаще небольшие по протяженности решетки. К литью прибегали тогда, когда требовалось создать длинную, на сотни метров ограду из одинаковых звеньев с повторяющимся рисунком. Оба эти способа – тяжелое, грубое металлургическое производство, а результат – изящное чугунное кружево, без которого невозможно представить набережные, площади, улицы, сады и парки Петербурга. Ограда Летнего сада вдоль берега Невы создана по рисунку Ю. М. Фельтена и установлена архитектором П. Е. Егоровым в 1784 г. Ее кованые звенья, состоящие из копий и длинных прямоугольников, находятся между мощными гранитными колоннами, которые увенчаны вазами. Декоративные элементы – кисти копий, розетки, орнамент, цветочные гирлянды – позолочены. Безупречные пропорции, благородная простота и тонкость рисунка, контраст шершавого гранита массивных колонн и нарядной позолоты изящных деталей ограды создают незабываемое впечатление. Решетка Летнего сада архитектора Л. Шарлеманя установлена в 1826 г. Со щитов в серединах повторяющихся звеньев пугающе смотрит на прохожих лицо горгоны Медузы с волосами из спутанных в клубок змей. Согласно мифу, древнегреческий герой Персей отрубил голову Медузы, и каждый, посмотревший на чудовище, превращался в камень. Звенья изготовленной по рисунку А. Н. Воронихина ограды Казанского собора набраны из частых, «густых», прутьев. Они создают фон для узорной композиции, как бы висящей по центру звена: в ромб из «буйной» поросли трав и листьев вписан круг с лучистым узором. По обе стороны устоев Воронихин поместил половинки ромбов, благодаря чему ритм ограды длиной 171 м не сбивается. Высокий гранитный цоколь уравновешивает орнаментальная полоса по верху решетки. Удивительно разнообразно по рисунку «чугунное кружево» – садовые ограды, перила набережных и мостов, балконные решетки, ворота, фонари. | Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы | П.: подведение под понятие, структурирование знаний. К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
V. Первичное закрепление . | – Что же означает слово «ажурный»? Ажур – это узор со множеством небольших сквозных участков, разделенных тонкими перемычками и создающих сложную композицию (используемый в изделиях из металла, дерева, камня, а также в вязании, в плетении). Посмотрите на разнообразие таких узоров. Творческое упражнение. - Для нашего села поступил заказ – изготовить ажурные ограды для этого здания (на доске). - Ребята! Представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а художники-дизайнеры, которые создадут свои проекты ажурных оград, чтобы он стал еще красивее и наряднее. -Я буду вашим заказчиком. Поэтому ставлю перед вами следующие задачи: Согнуть лист гармошкой Вырезать узор вашей ограды с одной стороны гармошки Вырезать узор с другой стороны гармошки Наклеить готовые ограды на белую бумагу. Навести порядок на рабочем месте. -Можете приступать к работе! -Продумайте какой узор вы бы хотели видеть на вашей ограде. | Анализируют. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают учителя | П: построение речевого высказывания. Р.: контроль коррекция, саморегуляция. П.: анализ, синтез, сравнение; выполнение действий по алгоритму. К.: учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего решения. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельная форма работы. | Выполняют задание. | П: анализ объектов с выделением существенных признаков; |
VII. Включение в систему знаний, повторение . | Итак, ребята, работа завершена! Ответьте на несколько вопросов: Какова роль ограждений в оформлении города? Расскажите, где вы видели ажурные ограды. Почему ограды называют ажурными? | - На улицах города. -Потому, что на них есть ажурные, сквозные узоры. | П: построение речевого высказывания; К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, |
VIII. Рефлексия деятельности | Выставка всех работ - осмотр и анализ, оценка качества выполнения задания. - Посмотрите на работы ваших одноклассников. Оцените работы. Чья ограда вам понравилась больше всего? - Спасибо за внимание. До свидания! | Оценивают работы. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |