Предмет: Речевая практика | Класс: 2 Дата: |
Тема урока: «Дежурство в классе». Распределение обязанностей между дежурными в классе. |
Цель урока: уточнить и расширить знания детей о дежурстве, учить распределять обязанности дежурного при совместном дежурстве, развивать умение договариваться. |
Задачи урока: 1. Образовательная: учить участвовать в диалогах, инициируемых сообщением информации, побуждающей к действию, совершенствовать умение интонационно оформлять предложения в зависимости от цели высказывания. 2. Коррекционно - развивающая: развивать устную разговорную речь через ответы на вопросы, составление предложений по картинкам и схеме предложения, составление рассказа о дежурстве с опорой на картинки как план ответа. 3. Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, умение сотрудничать с учителем и друг с другом; отзывчивость, доброту. |
Базовые УД: Познавательные: - выделяют некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале; - работают с несложной по содержанию и структуре информацией (понимают изображение, элементарное схематичное изображение предложения, предъявленное на бумажном носителе). - пользуются знаками (цифрами, буквами) для определения последовательности действий дежурного по картинкам, разгадывания анаграммы. Регулятивные: - адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (организовывают рабочее место, поднимают руку, встают и выходят из-за парты, открывают учебник и находят необходимую страницу в учебнике); - принимают цель и произвольно включаются в деятельность, работают в общем темпе; - принимают оценку деятельности, оценивают свою деятельность с учетом предложенных критериев и действия одноклассников. Коммуникативные: - вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик; ученик-ученик), работают в группах; - обращаются за помощью и принимают её; - слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими; - достаточно полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. |
Тип урока: комбинированный |
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Оборудование: учебник Комаровой С.В. Речевая практика 2 класс, тетрадь. |
Речевой материал: дежурный. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД |
I. Организационный момент | Приветствие, проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроения уч-ся на уроке. Прозвенел уже звонок Все настройтесь на урок. Отложите все дела, Встаньте прямо у стола. А сейчас проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Настраиваются на работу | Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (организовывают рабочее место) |
- Какой урок по счету? Как он называется? - С чего мы начинаем наш урок ? | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты) Коммуникативные: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик) |
II. Повторение изученного материала | Речевая разминка А) Артикуляционная гимнастика Б) Дыхательные упражнения В) Работа над скороговорками (чистоговорками) | Слушают и выполняют задания учителя | Здоровьесберегающий элемент |
Расшифруйте анаграмму расставив цифры по порядку в соответствии с буквами . Прочитайте тему урока. - Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Сообщение темы урока. - Верно, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о дежурстве, познакомимся с обязанностями дежурного и будем учиться распределять обязанности при совместном дежурстве. | Работают в группах. Разгадывают анаграмму и читают тему урока. О дежурстве | Познавательные: пользуются знаками (цифрами, буквами); составляют и читают тему урока (отгадывают анаграмму). Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты) Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик; ученик-ученик); работают в группах; обращаются за помощью и принимают её. |
III. Предъявление нового материала | Для начала ответьте мне на вопрос: - Кто такой дежурный? - Правильно, дежурный – это тот, кто выполняет в порядке очереди какие - нибудь обязанности. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Игра «Перед дежурством» - Я вам буду показывать предмет, а вы говорите нужен или не нужен этот предмет дежурному. Если нужен, то для чего? (Веник, лейка, полотенце, учебники, портфель, совок, тряпка с водой, шампунь). | Ответы детей Словарная работа. Веник нужен для того, чтобы подметать пол. | Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты) Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик; работа в группах); обращаются за помощью и принимают её. |
Работа в группах (задание по карточке) Обведите по контуру изображения тех предметов, которые понадобятся во время дежурства. - Назови предметы, которые необходимы дежурному. - Объясните, для чего нужен каждый из них? | Работают в группах Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; делают простейшие обобщения, классифицируют на наглядном материале. |
Работа по учебнику. Чтение стихотворения учителем: Беспорядок в нашем классе Устранил дежурный Вася: Он отмыл до блеска пол, Доску вытер, пыль протёр. Как ему помог Серёжа? Догадаться каждый может! Беседа по картинкам к стихотворению. - Как вы думаете, где изображён Вася? - А Серёжа? - Как вы догадались? -Что делает Вася на первой картинке? А Серёжа? и т. д. В ходе беседы обучающиеся подводятся к выводу о том, что дежурные должны договариваться о том, кто что будет делать. - Ребята, скажите, а какие еще обязанности должен выполнять дежурный по классу? | Рассмотривают картинки в учебнике на стр. 50, слушают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Ответы детей. - Вытирать доску. - Раздавать тетради по просьбе учителя. - Поливать цветы. - Следить за чистотой класса. | Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты, открывают учебник и находят необходимую страницу в учебнике); принимают цель и произвольно включаются в деятельность, работают в общем темпе. Познавательные: работают с несложной по содержанию и структуре информацией (понимают изображение, предъявленное на бумажном носителе) Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик). |
| Физминутка «Пантомима» Дети по одному выходят к доске и жестами без слов показывает, что делает дежурный, а остальные должны повторять и отгадать. | Выполняют, повторяют и отгадывают действия детей. | |
| Работа по учебнику. Составление предложений о том, как могли быть распределены обязанности между мальчиками с опорой на схему в учебнике на стр. 51. Учитель обращает внимание на правильное интонирование предложений, даёт образец. | Составляют предложения с опорой на схему в учебнике на стр. 51, интонационно оформляют предложения в зависимости от цели высказывания. Вася моет доску, а Серёжа вытирает пыль. Серёжа принесёт воды, а Вася помоет пол. | Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик). Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты) Познавательные: работают с несложной по содержанию и структуре информацией (понимают изображение, элементарное схематичное изображение предложения, предъявленное на бумажном носителе). |
| Моделирование возможных диалогов между учениками в ситуации распределения обязанностей при совместном дежурстве. | Участвуют в диалогах, произносят реплики с различной интонацией (с обидой, с вызовом, доброжелательно). | Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (ученик-ученик); достаточно полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Обсуждение проблемной ситуации: как договориться, если никто не хочет уступить? | Ответы детей. Можно самую трудную работу делать по очереди (одну неделю один, другую — другой), можно жребий бросить. | Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты) Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик, ученик - ученик). |
| Моделирование возможных диалогов в ситуации, если дежурным трудно договориться между собой. | Участвуют в диалогах. - Давай ты будешь мыть пол, а я доску вытру. - Нет, я не хочу пол мыть. Я мыл на прошлой неделе. - Хорошо, я помою сейчас, а ты в следующий раз. | Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (ученик-ученик); договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими; достаточно полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Закрепление изученного материала | Работа в тетради. Задание 1. Рассмотрите картинки. Составь предложение по каждой картинке. Распредели действия дежурного по порядку. В углу каждой картинки поставь соответствующую цифру. | Составляют предложения по картинкам, расставляют картинки в правильной последовательности | Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик). Познавательные: пользуются знаками (цифрами) для определения последовательности действий дежурного. |
| Задание 2. Составление рассказа о дежурстве с опорой на картинки как план ответа (цель рассказа — отчёт перед учительницей о проведённом дежурстве). | Составляют рассказ о дежурстве с опорой на картинки. Через это задание в первую очередь закрепляем тему урока – это предметные БУД, а также развиваем познавательные БУДы, корригируем ВПФ (внимание, речь) | Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты) Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик); достаточно полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
V. Итог урока | - А сейчас, ребята, давайте подведем итоги урока. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Назовите обязанности дежурного? - Как распределить обязанности при совместном дежурстве? | Ответы детей. Дежурные должны договариваться о том, кто какую работу будет выполнять. | Коммуникативные: вступают в контакт и работают в коллективе (учитель − ученик) Регулятивные: адекватно соблюдают ритуалы школьного поведения (поднимают руку, встают и выходят из-за парты). |
Рефлексия. - Ребята, оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо работали на уроке, то поднимите весёлый смайлик. Если нет, то грустный. Или | Оценивают свою работу на уроке. | Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию. Регулятивные: принимают цель и произвольно включаются в деятельность; оценивают свою деятельность с учетом предложенных критериев. |
| Рефлексия. - Ребята, оцените свою работу на уроке и работу друг друга. -Кому бы вы поставили такую отметку? Кому не поставили? Почему? - Спасибо за работу. | Ученики оценивают свою работу и работу друг друга. | Коммуникативные: слушают, понимают и выполняют инструкцию к учебному заданию; вступают в контакт и работают в коллективе (учитель-ученик). Регулятивные: принимают цель и произвольно включаются в деятельность; принимают оценку деятельности, оценивают свою деятельность с учетом предложенных критериев и действия одноклассников. |
| Домашнее задание. Задание по карточке. Помоги дежурным договориться, кто из них что будет делать. Нарисуй предметы, которые понадобятся каждому из них для дежурства. | | |