Организацион- ный момент. | Приветствует учащихся. -Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работою нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех И каждый из нас ощутит свой успех. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Умение организовывать учебное сотрудничество (К) | Имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. (Л) Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) |
Актуализация знаний. Постановка целей урока. | Поверка домашнего задания. Речевая разминка. - Ребята, мы продолжаем работу над разделом «Люби живое» и следующим нашим произведением будет рассказ Владимира Леонидовича Дурова «Наша Жучка». | Выполняют задания. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.(К) Принимать и сохранять учебную задачу.(Р) Умение с достаточной полнотой выражать мысли словами и мимикой.(К) | П: осуществляют смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль и оценку учебной деятельности. К:обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Физкульт-минутка. | Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться. Быстро, бесшумно на воду садятся. Лебеди летели и на воду сели. Сели, посидели, снова полетели. | Повторяют движения. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня. | |
Работа над темой урока | 1. Знакомство с биографией. - Владимир Леонидович Дуров родился 7 июля в 1863 году в Москве, в дворянской семье. Его родители рано умерли. Его и брата Анатолия воспитывал крестный. - С самых ранних лет, когда Дуров был еще мальчиком, его тянуло к зверям и птицам. В детстве он уже возился с голубями, собаками и другими животными. Он тогда уже мечтал о цирке, потому что в цирке показывали дрессированных животных. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили. Когда Володя Дуров подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к известному в те годы циркачу Ринальдо. Так юноша Дуров стал работать в цирке. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их. - Владимир Дуров первый в истории цирка стал применять Новый способ – способ дрессировки не побоями и палкой, а лаской, хорошим обращением, лакомством, поощрением. - Но Дуров был не только дрессировщиком. Он был ещё и ученым. Он изучал зверей, их поведение, нравы и повадки. Дуров занимался наукой, которая называется зоопсихология. Владимир Леонидович Дуров внимательно наблюдал за животными, изучал их поведение и написал об этом целый научный труд. А для ребят он создал книгу «Мои звери» - очень интересную! Когда дедушка Дуров – так прозвали его дети – умер, ему на смену пришли новые поколения семьи Дуровых. Сейчас «Уголок Дурова» - это целый городок; с театром, где звери выступают, зверинцем, где они живут, и даже со своим музеем. - Умер 3 августа 1934 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 2. Первичное восприятие рассказа. - А вот как родилась идея стать дрессировщиком, мы узнаем, прочитав рассказ. Откройте учебник на странице 98. 3. Обсуждение прочитанного. - Как вы думаете, что же повлияло на решение Володи стать дрессировщиком? - Понравился рассказ? - От чьего имени ведется рассказ? - Какие чувства вы испытывали при чтении этого произведения? (Чувства страха и тревоги за жучку.) - Что спровоцировало детей убить Жучку? - У детей созрел план убить «дядькину» Жучку. Как вы оцениваете их решение? - Какой план действий предложили бы вы? - Правильно ли оценили дети сложившуюся ситуацию вокруг Жучки? - Видимо всему виной была действительно «дядькина» Жучка? - Герой не хотел убивать Жучку, но, однако он стал исполнителем приговора. Почему? - Что он чувствовал в этот момент? Зачитайте. - Какой мотив руководил его проступком? (Учился в военной гимназии, не показаться трусом, показать себя сильным.) - Оцените его действие. Ваше мнение. - Было ли ему жалко собаку? - Как мальчик провел ночь? Зачитайте. - Как вы думаете, почему ему так плохо спалось? - Обрадовался ли он когда узнал, что собака осталась жива? - Что изумило героя в поведении Жучки на плацу? - Как повлияла эта история на жизнь мальчика? Зачитайте. | Слушают, отвечают на вопросы. | Строить речевое высказывание в устной форме.(П) Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.(Л) Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.(П) Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.(К) | К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. (Л) |
Закрепление знаний и способов действий. | - Представьте себя в роли главного героя. Какое состояние вы испытывали бы после убийства собаки? Опишите свое состояние. - Как бежала Жучка на «смертную казнь»? (Весело.) - Почему? (Она не догадывалась, она верила людям.) - Испытывали ли вы чувство тоски большой потери при расставании с каким-либо живым существом? - Какой момент в жизни героя оказал воспитывающее действие? (Момент, когда собака все ему простила.) - Как вы думаете, что если бы жучка действительно погибла, какой конец мог быть у этого произведения? - Какой эпизод из этого рассказа на вас произвел самое большое впечатление? - Если бы мальчик действительно убил бы собаку, могло это подействовать на его дальнейшее отношение к животным? - Мог бы он опять совершить преступление по отношению к животным? - Если бы мы были музыкантами, композиторами, какую музыку мы бы написали к этому произведению? - В каком месте было бы самое печальное исполнение музыки? - Если бы вы были художниками, какие картины к этому произведению вы бы написали, что изобразили? - Могли бы вы изобразить сцену убийства собаки? - Какие краски присутствовали бы на вашей картине? - Прочитайте высказывание древнего церковного деятеля, философа Василия Великого. Он жил очень давно.« Никто не исцелил зла злом.» - Как вы понимаете эти слова? (Если отвечать злом на зло, рождается еще более страшное зло). | Слушают, отвечают на вопросы | Строить речевое высказывание в устной форме.(П) умение сравнивать, классифицировать, делать выводы(П) умение грамотно строить речевые высказывания.(К) | Умеют полно и грамотно выражать мысли.(К) Умение сотрудничать с учителем.(Р)Находить ответы на вопросы в тексте(П) |