- расширить знания учащихся о растениях и животных поля.
1. Организационный момент (1-2 мин).
2. Актуализация опорных знаний (3 мин).
3. Целеполагание (3 мин).
4. Работа по теме урока (7-10 мин).
5. Физкультминутка (2 мин)
6. Продолжение роботы по теме (15 мин).
7. Итог урока (2-3 мин).
8. Рефлексия (2 мин)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1)Организационный момент. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | -Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь И друг другу улыбнитесь. | Приветствуют учителя и друг друга. | Коммуникативные: уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. |
2) Актуализация опорных знаний. Цель: закрепить ранее полученные знания. | Ребята, расскажите, куда вы путешествовали на прошлом уроке? Давайте вспомним ваше путешествие по лугу. И проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. Ребята, что же такое луг? Какие животные встречаются на лугу? Сколько ярусов на лугу? В каком ярусе растут мхи? Растения, животные, грибы, бактерии образуют…? | Мы путешествовали по лугу. Луг – это безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения. Кузнечик, перепел, канюк 3 яруса В 3 ярусе Растения, животные, грибы, бактерии образуют природное сообщество. | Коммуникативные: Адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своего действия. Регулятивные: Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания |
3) Целеполагание. Цель: постановка темы и цели урока. | Я загадаю загадки (слова отгадки выводятся на слайд) 1)В поле метёлкой, а в мешке- золотом. (Слайд1) 2)В поле росла, под жерновом была, из печки на стол караваем пришла. (Слайд2) 3) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке. (Слайд3) 4) Вот чудеса бывают ребята: выросла в поле белая вата! Вату дружно всю убрали, срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: братишкам - штанишки, сестрёнке - халат. (Слайд4) Скажите, что объединяет эти слова? Как вы думаете, где растут эти растения? Куда же мы сегодня отправимся? Ребята, откройте учебник и найдите тему нашего урока. Кто догадался? (Слайд 5) Правильно! Скажите, какие цели мы перед собой поставим? | ( Овёс) (пшеница) (подсолнух) (хлопок) (Это растения.) (На поле.) (В поле) («Поле и его обитатели»). Узнать, что такое поле, какие растения и животные на нем обитают. | Коммуникативные: -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - умение слушать и вступать в диалог - участвовать в обсуждении, умение аргументировать свою позицию. |
4) Работа по теме урока Цель: изучение нового материала. | Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о поле, узнаем, что растет на полях, какие обитатели там есть. Но вначале, скажите мне, что такое поле? Давайте сверим наши варианты с определением учебника. Отлично! Итак, скажите, чем поле отличается от луга? Хорошо! Скажите, а что выращивают на полях? Как называется одним словом? Почему их называют культурными? Работа с книгой. Прочитайте на с. 55 информацию о культурных полевых растениях. На какие культуры разделяют растения поля? (зерновые, овощные, масленичные, прядильные, кормовые.) Посмотрите на доску, там представлено несколько видов каждой группы (слайд7-11) Кто-нибудь бывал на поле? Скажите, а что еще встречается на полях? (Слайд12) Хорошо! Прочитайте информацию на с. 56. Как вы думаете, чем отличаются сорняки от культурных растений? Вывод: У сорняков развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные вещества. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света. Будет ли хорошим урожай, где на поле растут сорняки? Как можно избавиться от сорняков? (слайд13) Работа в группах. Детям раздается гербарий. - Ребята, ваша задача рассмотреть растения и рассказать к какой группе они относятся. Можете пользоваться текстом учебника. | Поле – это большие участки земли, с травянистым покровом, без деревьев и кустарников. Сверяют. На лугу растения растут сами по себе, а на поле их выращивает человек. (культурные растения). (выращены человеком) (сорняки) Читают (прополка). | Регулятивные: -умение точно выражать свои мысли. Коммуникативные: -умение слушать и понимать других. Познавательные: -умение извлекать информацию из текста. Личностные: -умение определять и высказывать правила. |
5) Физкультминутка. Цель: снять утомляемость детей. | -Давайте с вами немного отдохнем. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Повторяют за учителем физические упражнения. | |
6) Продолжение работы по теме Цель: систематизация полученной информации | Посмотрите на поле. Чем оно необычно? Может кого-то не хватает? На полях много растений, значит и много пищи для животных. Поэтому на полях много разнообразных животных. Работа с книгой. Давайте теперь прочитаем информацию о жителях поля на с. 57-58. Как вы думаете, зависит ли жизнь хищных птиц от растений поля? Почему? Посмотрите, ребята, среди обитателей поля есть полезные и вредные жители. Но все они необходимы полю. Работа в парах. - ребята, а сейчас я вам раздам вредителей поля. Посмотрите на них, что вы можете сказать? Прежде, чем начнём работать в тетради, давайте вспомним, с чего начинаем составлять цепь питания? (С растения) Работа в тетради стр. 19 № 24. Например: (пример представлен на слайде) 1.Зерно-мыши-ежи-совы 2.Картофель-колорадский жук-куропатка-хищные птицы 3.Капуста-тля-божья коровка | (На поле нет животных.) | Регулятивные: -сохранение учебной задачи, -планировать своё действие в соответствии споставленной задачей. -умение правильно оценивать действия. -умение контролировать свои действия, оценивать результат работы. Коммуникативные: -умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра. Личностные: -Учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу - умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку. Познавательные - строить рассуждения. |
7) Итог урока Цель: подвести итоги урока. | Наш закончился урок, Подведем ему итог. Итак, скажите, какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали? Давайте посмотрим на наше поле. Понравилось ли оно вам и чем? Скажите, а что такое поле? Чем поле отличается от луга? Человек является главным режиссером на поле. Здесь как в пьесе, есть как положительные герои, так и отрицательные. Наша с вами задача, ребята, стараться сохранить уникальный природный мир поля, его обитателей, бережно относиться к природе. | | Коммуникативные: -умение слушать собеседника. Познавательные: -строить речевое высказывание в устной форме. |
8) Рефлексия Цель: оценивать результат своей деятельности. | Ребята, сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу на уроке. На этом наш урок окончен. Домашнее задание: с. 55-58 найти информацию об одном из обитателей полей и подготовить сообщение. Прочитать в «Хрестоматии» раздел «Луг, поле и их обитатели», с. 113-120 | | Личностные: -умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. |