Рассматривание рисунка “Лесная школа” на с. 19. — Что за ученики сидят за школьными партами? Кто ведёт урок? Знакомство с новыми фразеологическими выражениями. Значение фразеологических выражений “навострил уши”, “клюёт носом”, “прячется в кусты” представлено в наглядно-образной форме и раскрывается через анализ поведения зверюшек и птицы: волка, зайца, вороны. Разъясняется смысл этих выражений применительно к поведению людей: внимательно слушает; невнимателен, дремлет; боится ответить, уходит от ответа. Для ответа на вопрос “Какую из этих загадок изобразил Петрушка?” проводится сравнение рисунка гриба на доске и позы Петрушки. — Сравните, сколько ножек у гриба. Как это изобразил Петрушка? (Встал на одну ногу, другую поджал.) Как называется верхняя часть гриба? (Шляпка.) С помощью чего попытался изобразить шляпку гриба Петрушка? (С помощью рук, приставив их к своей шапочке.) Затем решается учебная задача по представлению содержания загадок таким способом (без слов) самими детьми. — Как можно изобразить рога у оленя? С помощью чего? Что значит “вперевалку бредёт”? Как это показать? Учащиеся обобщают новые знания о средствах общения (слове, жесте, мимике). Есть виды искусства, где с помощью жестов, мимики и движений тела создаются целые представления без слов. Это пантомима и балет. Разговор переходит на естественное поведение птиц в природе. — Вам наверняка приходилось видеть, как гуси вытягивают шеи или наклоняют головы, покачивая ими. В песенке этим движениям давалось шутливое объяснение. А что они означают на самом деле? (Расшифровка движений гуся: поднятие головы вверх — выражение тревоги, голова спрятана под крыло — нерешительность и т. д.) Проводится лексическая работа: подбираются слова, обозначающие настроение гуся, его особенности (тревожится, волнуется, беспокоится; храбрый, трусливый, боязливый). — Понимаете ли вы язык животных? Что обозначают их движения и позы? Работа на с. 21. Сравнение ситуаций, изображённых на рисунках. Отвечая на вопрос “Азбуки”, учащиеся объясняют, что животные своим рычанием, мурлыканием по-своему разговаривают, выражают своё настроение (сердитое, радостное). Отношение животных к человеку во многом зависит от того, как человек относится к животным. Рассказы учащихся о своих домашних животных и о своём отношении к ним. Чтение рассказа К. Д. Ушинского “Ёж и заяц”. Развитие умения передавать диалог в лицах. — Есть такое слово “съёжился”, которое употребляют и по отношению к человеку, когда он принимает похожую позу. Когда человек съёживается и в каких случаях? (Когда ему холодно, когда он прячется, когда он неправильно сидит за столом, согнув спину.) Сочинение с элементами описания на тему “Как ёжик спасается от врагов” на основе рисуночного письма. Учитель на доске, а дети в альбомах, тетрадях рисуют защитную позу ёжика (колючий шарик), сопровождая рисунок “наговариванием” вслед за учителем и по его наводящим вопросам, отбирают необходимые слова: — Когда ёжик, спасаясь от врагов, сворачивается ... в клубочек? комочек? шарик? прячет ... лицо? мордочку? себе ... под животик? брюшко?, а кверху выставляет ... колючки? иголки? шипы? После завершения рисунка дети повторяют целиком текст своего сочинения. |