Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с приемом письменного умножения на двузначные числа, развитию умений выполнять устное умножение на двузначное число, решать задачи на движение, сравнивать доли |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с приемом письменного умножения на двузначные числа; научатся выполнять устное умножение на двузначное число, решать задачи на движение, сравнивать доли. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета «Математика» |
методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://festival.1september.ru/articles/623472 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Письменное умножение на двузначное число |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. (Рефлексия.) – Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У думающих людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В обучении нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Задайте себе вопрос: – Что я здесь делаю? – С какой целью я сюда пришел(ла)? – Каков результат? – Что я буду делать дальше? | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока | | С. 44 | Определяют тему, цель урока | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | |
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делают выводы; осуществляют логические действия; владеют базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий творческого и поискового характера; используют знаково-символические средства для решения учебно - познавательных и практических задач, различные способы поиска информации. Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; выполняют самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль учебных действий. К – строят речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию; используют умение вести диалог; используют речевые средства для решения познавательных задач; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
| 2. Устный счет: 1) Задание «Занимательные рамки». | | Выполняют задания. | |
| 2) Перевод единиц измерения. | – Переведите: 18 т 4 ц = … кг 600 см2 = … дм2 3 т 5 кг = … кг 13 дм2 = … см2 18 дм2 = … см2 1 м2 = … дм2 28 ч = … сут. … ч 17 000 см2 = … дм2 | Выполняют задания. | Индивидуальная. |
| 3) Выполнение задания | № 160 | Выполняют задание | Индивидуальная | |
IV. Изучение нового материала | 1. Повторение изученных письменных приемов вычисления. | – Распределите числовые выражения в два столбика по приемам вычисления и найдите их значения. 63 · 20 = 7 · 23 = 43 · 4 = 23 · 12 = 6 · 24 = 51 · 40 = | У учащихся в тетради: 7 · 23 = 63 · 20 = 43 · 4 = 51 · 40 = 6 · 24 = 14 · 30 = | Индивидуальная. | Применение письменных приемов вычисления. |
| | – Какими приемами пользовались? – Какое выражение оказалось лишним? – Найдите подробно значение выражения. 23 · 12 = 23 · (10+2) = 23 · 10+23 · 2 = = 230 + 46 = 276. – Какие приемы использовали при решении? | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы. | Фронтальная. Фронтальная. |
| 2. Ознакомление с приемами письменного умножения на двузначное число | 159 · 38 – Можно ли выполнить вычисления устно? – Решите в столбик, используя алгоритм умножения на однозначное число. Алгоритм. 1. Запиши пример. 2. Умножь на единицы. 3. Прочитай ответ. – Такая запись верна, но требует много времени. – Можно ли записать так? Почему? – Верна ли эта запись? – Как изменится алгоритм, если умножаем на двузначное число? | Объясняют решение примеров. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. | Знание приемов письменного умножения на двузначное число |
| | На доске появляется алгоритм. 1. Запиши пример. 2. Умножь на единицы. 3. Умножь на десятки, начиная запись под десятками. 4. Сложи результаты. 5. Прочитай ответ | Объясняют по записям решение примера | Фронтальная | |
V. Первич- ное закрепление | Работа по учебнику | С. 44 (вверху), № 156. № 157 | Вслух подробно объясняют решение каждого примера, записывая в столбик | Фронтальная | П – владеют базовыми предметными понятиями; проводят анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи. | Выполненные задания |
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задачи. | № 158. 1) 270 : 10 = 27 (км/мин). 2) 27 – 15 = 12 (км/мин). Ответ: 12 км/мин – скорость второго самолета. | Условие задачи записывается чертежом. Решают самостоятельно. Один учащийся решает на закрытой доске, а потом производят проверку. | Индивидуальная. | Решение текстовой арифметической задачи. |
| Физкультминутка. | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку. | Фронтальная. | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполнение дви-жений соглас- но инст-рукции. |
| 2. Задания из электронного приложения к учебнику | | Выполняют задания | Индивидуальная | | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Как умножить на двузначное число? – Что мы повторяли сегодня на уроке? – Какое задание на уроке понравилось вам | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. | Устные ответы |
| Заключительная беседа. Выставление оценок | больше всего? какое – меньше? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | | | Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | |
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 44, № 159 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | |