kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку Русская народная сказка "Лисица и журавль" 2 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Предмет: Литературное чтение  Класс: 2 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.                                                          Технологическая карта соответствует требованиям ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку Русская народная сказка "Лисица и журавль" 2 класс "Школа России"»

Технологическая карта

Ф.И.О. Выборова Анжела Валерьевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 «А»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Тема

Русская народная сказка «Лиса и журавль».


Цель

познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; формировать навык правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения

Развивающие: развивать умение находить главную мысль сказки;. развивать целенаправленное внимание и восприятие при прослушивании сказки, развивать фонематический слух, развивать устную речь на основе требования полных ответов на вопросы учителя.

Воспитывающие: воспитывать дружелюбие ;прививать интерес к чтению.


УУД

Личностные:

Проявлять:- позитивное отношение к чтению народных сказок;

- умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

Познавательные умения:

-искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,

- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

-планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;

- осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки.

Коммуникативные умения:

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- использовать речевые средства для представления результата деятельности:

- умения ответить на поставленный вопрос;

– объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

– словесное иллюстрирование прочитанного.


Планируемые

результаты

Предметные

-овладевать навыком смыслового чтения;

- работать с содержанием текста сказки:

- характеризовать героев произведения;

-выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;

- составлять план сказки;

-отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

-уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).

Личностные:

- проявлять интерес к устному народному творчеству;

- понимать смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется»

- понимать, чему учат сказки.

Познавательные:

-искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,

-понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

-формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

-планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

-анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;

-осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;

-формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки

Коммуникативные

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

-использовать речевые средства для представления результата деятельности:

-умения ответить на поставленный вопрос;

- объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;

-составление своего мнения о прочитанном;


Основные

понятия

Жанр, сказка, пословица, устное народное творчество

Межпредметные связи

Русский язык, Окружающий мир, Музыка

Ресурсы

Основные: Учебник, ч.1 с.42-44

Дополнительные: Ноутбук, проектор, рисунки с изображением лисы и журавля; карточки .для составления плана сказки, аудиозапись.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Технология

Технология развития критического мышления



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Зада-ния для уча-щих-

ся

Предмет-

ные

УУД


Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться!

- Мне очень хочется, чтобы эти строки сегодня стали для нас девизом урока, ведь дружба –это здорово.( на доске слово дружба) давайте назовём родственников слова дружба.(дружить, друзья)

-Ребята, поднимите руку у кого много друзей.

-Часто ли вы ходите к ним в гости?

- А вы сами любите принимать гостей?

У нас сегодня много гостей, повернитесь к ним, поприветствуйте. Садится наша красота, -сила


Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем.
И работать начинаем.


Подготовка класса к работе.


Положительный настрой на урок.



Л.самоопределение

Р Целеполага

ние

К.планирова

ние учебного сотрудничест

ва с учителем и сверстниками.

I. Стадия вызова

Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, формировать интерес к произведениям народного творчества. Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс.

1.1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке.





1.2 Проверка домашнего задания


«Жили были…..”, “В некотором царстве, государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.
















Предлагаю сложить в эту корзину все знания, все идеи о таком жанре литературы и фольклора, как «СКАЗКА»,. Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке?





Сегодня мы побываем в гостях у сказки, главных героев которой мы угадаем в загадке

- Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)( Вывеска-маска на доске)


Добавят информацию о журавле также победители конкурса. ( показ слайда №1)



Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)(Вывеска –маска на доске)

- Какие сказки о Лисе вы знаете?

- Какая Лиса в этих сказках?

- Все ли звери и птицы поддаются уговорам Лисы, все ли верят ей?


- Какая пословица характеризует поведение Лисы?























Рассказывают, какие знания положили в эту корзинку.

Заполнение «корзины идей» в паре

СКАЗКА – народная мудрость;

- устный жанр литературы;

- придуманная история и т.д.-

Загадки загадывает ученик =победитель конкурса «ЧиП» Яфизов Р.

Отгадывание загадок






Велиев Р., Кузнецов И., Даньчина В. Рассказывают подготовленную научную информацию о журавле, как о животном.

Отгадывание загадок


Отвечают на вопросы учителя


Доказывают своё мнение (пересказ сказки «Лиса Тетерев»)


На языке медок, а на уме ледок.





Использовать знания для решения новой учебной задачи

П.логические – анализ объектов с целью выделения признаков














К. учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога

1.3. Сообщение темы и цели урока

Цель: согласовать тему и цель урока.



Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

- Так какая сказка нас сегодня ждет? Слайд2

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

- К какому виду сказок она относится?

- Это авторская сказка или народная?

- Давайте поставим цели сегодняшнего урока

-

- Что мы, как читатели-исследователи будем искать в русской народной сказке? (мудрость, урок)


Мотивация на получение новых знаний.

Дети угадывают Сказка «Лиса и журавль», сказка о животных, народная.


Обсуждают цель урока

- научиться читать сказку

- найти главную мысль, идею сказки.

-учиться характеризовать героев



Р.целеполага

ние

П.общеучеб

ные:формулирование познаватель-

ной цели

II.Стадия осмысления.

2.1 Речевая и дыхательная разминка


2.2 Чтение произведения.






2.3. Словарная работа




2.4. Физминутка.

Задача этапа: психологическая и физическая разрядка.





2.5. Вторичное восприятие текста.


Задача: уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении.

2.6. Работа над выразительностью, драматизация

























2.7. Работа над нравственной идеей текста.

 

Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного.





























2.7.Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.


-Чтобы научиться читать правильно, давайте прочитаем чистоговорки Слайд3

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Ля-ля=ля – длинный клюв у журавля..

   - «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить  к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.


- Откройте учебник на с. 42

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью и подумаем,о чем эта сказка.

Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.

Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Если еще что-то заметите, то тоже подчеркните .

- О чем же сказка?( Лиса обманула, Журавль проучил.)

- Как вы понимаете значение слов? (Слайд 4)

Потчевать – угощает.

Не обессудь – не суди, не отнесись строго.

Несолоно хлебала – остался ни с чем.

- Как вы понимаете слово пир?

- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова .


Пир мы сегодня не устраиваем, а вот чайком гостей угостим. Потешка «Чайничек с крышечкой»






- Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке.

Восстановление последовательности событий в сказке.

Перед началом работы - инструктаж. Проверка – по слайду. Поочередно открываются строчки. (Слайд 5)

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости. ( на доске слово пригласила.)
3. Лиса угощает журавля. (На доске слово – угостила)

4. Журавль пригласил лису в гости. .(на доске слово пригласил)

5. Журавль угощает лису. ( на доске слово угостил)

6. С тех пор дружба врозь.


- Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости?
- Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?
- Как нужно сказать её слова, чтобы было ясно, что она не от души приглашает журавля, а хочет обмануть?

- Сыграй роль лисы.        
- Используя мимику, жесты сыграйте роль журавля.

--Какой он?
(Растерянный, ничего не понимает, а лиса хитрая, решила журавля разыграть).
- Разыгрывается сцена «Лиса пригласила журавля в гости».

Журавль пригласил Лису

- А сейчас попробуйте сыграть в парах отрывок «Журавль угощает лису».
- Какой журавль? А лиса?
- Используя мимику, жесты, слова лисы и журавля сыграйте их роли.

- Анализ работы детей. Что удалось, что нет.


- Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

- Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему?

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

Чтобы вы могли разобраться в идее этой сказки, поработайте по карточкам.

Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй – к характеристике журавля. Обсудите результаты с соседом.

Добрая

грубая

находчивая

умная

хитрая

лиса льстивая

коварная

жадная

глупая

злая

умный находчивый

простак журавль добрый

хитрый доверчивый

жадный злой


- Теперь попробуем ответить на вопрос:

«Чему учит эта сказка?» (если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек.)


-В чем журавль оказался не прав?

-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки.

-Что оно значит?

 Как аукнется, так и откликнется. (на доске)

  -Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

Когда, в какой ситуации  так можно нам сказать?

-Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.)

- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?

- Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки?



Читают и выполняют упражнения.







Жужжащее чтение

Первичная оценка образов и поступков героев.






Хорошо читающий ученик (по закладке в словаре) находит толкование слова и зачитывает.

Дети поют потешку и сопровождают движениями








Жужжащее чтение

Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по 4 -5 человек. Каждая группа получает набор из шести карточек, которые наклеивает на картон в правильной последовательности событий в сказке (план).







Несколько человек играют роль лисы, а остальные дети анализируют.




















Индивидуальная работа по вариантам

Взаимопроверка















Высказывания детей





















Подбирают пословицы по смыслу сказки










Чте

ние чистогово

рок

































Карточки для составле

ния плана















Чтение по ролям, драматизация
























карточки


овладевать навыком смыслово

го чтения;







работать с содержанием текста сказки:
























выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки

составлять план сказки





отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп)













Характери

зовать героев произведения;



П.моделиро

вание, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказатель-

ство, выдвижение гипотез и их обоснование

К.инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации










К.адекватно взаимодейст-вовать в паре и группе при выполнении учебного задания





П.определять структуру сказки и обосновы

вать своё мнение

Р.выполнять учебное действие по плану











Р.осущест

влять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания






















Р.формиро-вать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки

III. Стадия рефлексии

Задача этапа: систематизация и обобщение полученных знаний.

3.1. Составление синквейна





3.2. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.




- Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой) 1. Сказка

- Какая эта сказка? 2. Народная, поучительная

- Почему сказки читать полезно? 3. ,Учит, объясняет, наставляет.

- О чем надо всегда думать? 4. Как аукнется, так и откликнется.

- Какое знание вам захотелось добавить в «корзину идей» ? Быть дружелюбными, относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

5 Мудрость , (урок.)


- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если на уроке вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым.

- У кого получились все кружки зелеными, встаньте. У кого только 4 кружка – встаньте. У кого только 3 – встакньте..

- Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!


Обращаются к «корзине идей», повторяют и дополняют полученные знания, создают синквейн.




Ответы учащихся:

(мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории).








Заполняют лист самооценки:

Я объяснял значения слов ….

Я помогал составлять план….

Я предлагал идеи для записи …

Я читал выразительно вслух…

Я отвечал на вопросы учителя….

Подсчет результатов.




К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П. умение структуриро

вать знания ;

рефлексия способов и условий действия

Л. смыслообра-зование









Р. Контроль, коррекция

Р. Осущест

влять самооценку при выполнении учебного задания

IY. Информация о домашнем задании (на творческом уровне)

Цель: обсудить домашнее задание.


На выбор: (Слайд 7)

1. Выразительное чтение сказки по ролям (стр. 42 – 44)

2. Выразительное чтение сказки + нарисовать иллюстрацию к ней.

3. Пересказ сказки по составленному плану.








Y.Итог урока



(Слайд 8)

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.






YI.Сюрприз


Театральная постановка Олеся Емельянова «Лиса и Журавль»















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Выборова Анжела Валерьевна

Дата: 21.10.2018

Номер свидетельства: 481432


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства