I. Стадия вызова Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока, формировать интерес к произведениям народного творчества. Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме, обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. 1.1. Мотивация к учебной деятельности Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке. 1.2 Проверка домашнего задания | «Жили были…..”, “В некотором царстве, государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка. Предлагаю сложить в эту корзину все знания, все идеи о таком жанре литературы и фольклора, как «СКАЗКА»,. Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке? Сегодня мы побываем в гостях у сказки, главных героев которой мы угадаем в загадке - Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (журавль)( Вывеска-маска на доске) Добавят информацию о журавле также победители конкурса. ( показ слайда №1) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это? (лиса)(Вывеска –маска на доске) - Какие сказки о Лисе вы знаете? - Какая Лиса в этих сказках? - Все ли звери и птицы поддаются уговорам Лисы, все ли верят ей? - Какая пословица характеризует поведение Лисы? | Рассказывают, какие знания положили в эту корзинку. Заполнение «корзины идей» в паре СКАЗКА – народная мудрость; - устный жанр литературы; - придуманная история и т.д.- Загадки загадывает ученик =победитель конкурса «ЧиП» Яфизов Р. Отгадывание загадок Велиев Р., Кузнецов И., Даньчина В. Рассказывают подготовленную научную информацию о журавле, как о животном. Отгадывание загадок Отвечают на вопросы учителя Доказывают своё мнение (пересказ сказки «Лиса Тетерев») На языке медок, а на уме ледок.
| | Использовать знания для решения новой учебной задачи | П.логические – анализ объектов с целью выделения признаков К. учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога |
II.Стадия осмысления. 2.1 Речевая и дыхательная разминка 2.2 Чтение произведения. 2.3. Словарная работа 2.4. Физминутка. Задача этапа: психологическая и физическая разрядка. 2.5. Вторичное восприятие текста. Задача: уметь выделять в тексте основную часть, выражать свои эмоции в выразительном чтении. 2.6. Работа над выразительностью, драматизация 2.7. Работа над нравственной идеей текста. Задача этапа: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, обсуждение прочитанного. 2.7.Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм. | -Чтобы научиться читать правильно, давайте прочитаем чистоговорки Слайд3 Са-са-са – в лесу бегает лиса. Ля-ля=ля – длинный клюв у журавля.. - «Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш. - Откройте учебник на с. 42 Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью и подумаем,о чем эта сказка. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами. Возьмите карандаши. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Если еще что-то заметите, то тоже подчеркните . - О чем же сказка?( Лиса обманула, Журавль проучил.) - Как вы понимаете значение слов? (Слайд 4) Потчевать – угощает. Не обессудь – не суди, не отнесись строго. Несолоно хлебала – остался ни с чем. - Как вы понимаете слово пир? - Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова . Пир мы сегодня не устраиваем, а вот чайком гостей угостим. Потешка «Чайничек с крышечкой» - Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить последовательность событий в сказке. Восстановление последовательности событий в сказке. Перед началом работы - инструктаж. Проверка – по слайду. Поочередно открываются строчки. (Слайд 5) 1. Лиса с журавлем подружились. 2. Лиса пригласила журавля в гости. ( на доске слово пригласила.) 3. Лиса угощает журавля. (На доске слово – угостила) 4. Журавль пригласил лису в гости. .(на доске слово пригласил) 5. Журавль угощает лису. ( на доске слово угостил) 6. С тех пор дружба врозь. - Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости? - Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним? - Как нужно сказать её слова, чтобы было ясно, что она не от души приглашает журавля, а хочет обмануть? - Сыграй роль лисы. - Используя мимику, жесты сыграйте роль журавля. --Какой он? (Растерянный, ничего не понимает, а лиса хитрая, решила журавля разыграть). - Разыгрывается сцена «Лиса пригласила журавля в гости».
Журавль пригласил Лису - А сейчас попробуйте сыграть в парах отрывок «Журавль угощает лису». - Какой журавль? А лиса? - Используя мимику, жесты, слова лисы и журавля сыграйте их роли. - Анализ работы детей. Что удалось, что нет. - Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости? - Как вы думаете, правильно ли поступил журавль? Почему? - Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями? Чтобы вы могли разобраться в идее этой сказки, поработайте по карточкам. Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй – к характеристике журавля. Обсудите результаты с соседом. Добрая | грубая | находчивая | умная | хитрая | лиса льстивая | коварная | жадная | глупая | злая | умный находчивый простак журавль добрый хитрый доверчивый жадный злой - Теперь попробуем ответить на вопрос: «Чему учит эта сказка?» (если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек.) -В чем журавль оказался не прав? -Как бы вы повели себя на месте журавля, почему? Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки. -Что оно значит? Как аукнется, так и откликнется. (на доске) -Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.) Когда, в какой ситуации так можно нам сказать? -Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно.) - Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке? - Как вы думаете, какая пословица может быть названием сказки? | Читают и выполняют упражнения. Жужжащее чтение Первичная оценка образов и поступков героев. Хорошо читающий ученик (по закладке в словаре) находит толкование слова и зачитывает. Дети поют потешку и сопровождают движениями
Жужжащее чтение Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по 4 -5 человек. Каждая группа получает набор из шести карточек, которые наклеивает на картон в правильной последовательности событий в сказке (план). Несколько человек играют роль лисы, а остальные дети анализируют. Индивидуальная работа по вариантам Взаимопроверка Высказывания детей Подбирают пословицы по смыслу сказки | Чте ние чистогово рок Карточки для составле ния плана Чтение по ролям, драматизация карточки | овладевать навыком смыслово го чтения; работать с содержанием текста сказки: выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки составлять план сказки отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп) Характери зовать героев произведения; | П.моделиро вание, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказатель- ство, выдвижение гипотез и их обоснование К.инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации К.адекватно взаимодейст-вовать в паре и группе при выполнении учебного задания П.определять структуру сказки и обосновы вать своё мнение Р.выполнять учебное действие по плану Р.осущест влять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания Р.формиро-вать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки |
III. Стадия рефлексии Задача этапа: систематизация и обобщение полученных знаний. 3.1. Составление синквейна 3.2. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. | - Итак, с каким жанром литературы мы работали на уроке? (со сказкой) 1. Сказка - Какая эта сказка? 2. Народная, поучительная - Почему сказки читать полезно? 3. ,Учит, объясняет, наставляет. - О чем надо всегда думать? 4. Как аукнется, так и откликнется. - Какое знание вам захотелось добавить в «корзину идей» ? Быть дружелюбными, относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. 5 Мудрость , (урок.) - Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на этом уроке, заполните лист самооценки: если на уроке вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым. - У кого получились все кружки зелеными, встаньте. У кого только 4 кружка – встаньте. У кого только 3 – встакньте.. - Давайте похлопаем лучшим мыслителям и исследователям! | Обращаются к «корзине идей», повторяют и дополняют полученные знания, создают синквейн. Ответы учащихся: (мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории). Заполняют лист самооценки: Я объяснял значения слов …. Я помогал составлять план…. Я предлагал идеи для записи … Я читал выразительно вслух… Я отвечал на вопросы учителя…. Подсчет результатов. | | | К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П. умение структуриро вать знания ; рефлексия способов и условий действия Л. смыслообра-зование Р. Контроль, коррекция Р. Осущест влять самооценку при выполнении учебного задания |