Технологическая карта урока
Ф.И.О Теплова Галина Леонидовна Предмет: окружающий мир Класс: 3 класс Тип урока: урок открытия новых знаний |
Тема | Растения - производители. Органы цветкового растения. |
Цель | Знакомство с различными группами растений ( цветковые и хвойные) |
Задачи | Повторить экосистему «Аквариум» и ее разнообразие. На основе наблюдений определить органы растений, их роль для жизни растений. Формировать представление о разных группах растений Способствовать формированию познавательных УУД через поиск и решение проблемы, выполнению заданий на анализ и сравнение, и классификацию построения логических рассуждений. Способствовать формированию регулятивных УУД через постановку учебной задачи, через обучение прогнозированию предстоящей работы, планирование, осуществление самооценки. Способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию групповой работы, ведение диалога. Способствовать формированию личностных УУД через воспитание положительного отношения и интереса к изучению природы. |
Планируемые результаты. | Предметные: Умение определять части цветкового растения. Сравнивать хвойные и цветковые растения. Извлекать необходимую информацию из учебника. Личностные: Метапредметные: Понимать и ставить учебно – познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Действовать по инструкции учителя. Осуществлять поиск информации из материалов учебника, собственных наблюдений за растениями. Оценивать правильность выполняемых заданий. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме. Применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно – следственных связей. Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах.
|
Основные понятия | Органы растений: корень, стебель лист, цветок, плод; цветковые, нецветковые растения |
Метапредметные связи | Литературное чтение, русский язык |
Ресурсы | Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. 1-я часть – Москва: Баласс, 2012 Вахрушев А.А., Бурский О.В.. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь - Москва: Баласс, 2012 Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД),документ – камера (ДК) |
Используемые технологии | Технология проблемного обучения, деятельностный подход, ИКТ |
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивация к деятельности | Приветствует учащихся. Ставит задачу - проверить готовность рабочего места. - Сегодня у нас на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. - Давайте поприветствуем гостей улыбкой, улыбнемся и друг другу. Пусть нам урок принесет радость общения. Создает эмоциональный настрой на урок. - Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. | Приветствуют учителя. Осуществляют самооценку готовности к уроку. Проверяют наличие учебников, рабочих тетрадей, письменных принадлежностей | | Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места, самооценка готовности к учебной деятельности.
Личностные: мотивация к учебной деятельности |
2.Повторение материала, изученного на предыдущем уроке. | Организует повторение темы «Аквариум – маленькая искусственная экосистема», в виде теста. - Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Проведем тестовую работу. На выполнение работы вам даётся 5 минут. Возьмите тест. - Внимательно прочитайте вопросы, выберите ответ, который считаете верным. Организует проверку работы с использованием документ – камеры. Организует взаимопроверку и самооценивание работы. - Сейчас проверим вашу работу. Для этого поменяйтесь работами. - Зачитайте вопрос и ваш ответ. Проверка под документ – камерой с обозначением учителем правильного ответа. - При проверке работы возле правильного ответа ставите 1 балл, у неправильного - прочерк. -Есть ли другие мнения? (При возникновении разных точек зрения, проводится обсуждение и выбирается правильный ответ) - Верните работы друг другу и каждый оцените свою работу: 5б. -5 4б.-4 3б.-3 - Ребятам, которые заработали менее чем 3 балла, необходимо повторить тему еще раз. | Выполняют тест, вспоминают аквариумных рыб, их роль в аквариуме, и условия жизни. Дети выполняют взаимопроверку в форме сличения с образцом, самооценку – оценивая свою работу по баллам. | Повторение роли рыб, их условий жизни в аквариуме. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: контроль в форме сличения с образцом, коррекция, самооценка.
Коммуникативные: построение речевого высказывания. |
3. Актуализация знаний. Определение темы урока | Создает условия для актуализации знаний по материалу урока. Подводит детей к формулированию темы урока. - Ребята, скажите, где же обитают рыбки, названия которых вам встретились в тестовой работе? - Что такое аквариум? - Давайте поселим животных в аквариум. Поселите то животное, название которого вы знаете. Флипчарт 1 перетаскивание картинок - Какие объекты живой природы еще могут быть в аквариуме? - Правильно, ребята. – Почему их так называют? Давайте их рассмотрим. Флипчарт 1 лупа-поиск растений. - Назовите водоросли, которые вы увидели? (названия водорослей) - Какие еще растения вы знаете? - Кто догадался, что будем изучать сегодня на уроке? Какую роль играют растения в экосистеме? Значит, мы будем изучать растения – производители. | Дети отвечают на поставленные вопросы. (Аквариум- маленькая искусственная экосистема, населенная растениями и животными) (называют названия рыб и помещают в аквариум) ( Могут быть водоросли) (Это водное растение. Растение, которое растет в воде.) Вспоминают и перечисляют названия растений.
| Повторение названия рыб, водорослей, понятия – аквариум. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные: поиск и выделение информации. Познавательные извлечение информации. Регулятивные: целеполагание. |
4. определение учебной задачи. | Создает условия возникновения проблемной ситуации. - Итак, тема нашего урока растения – производители - Давайте вспомним, что уже знаем о растениях. Заполним таблицу, которая поможет нам работать над темой урока. Что знаете | Что хотели бы узнать | Что узнали | | | | -Запишите в 1 графу, что вы знаете о растениях. Зачитайте свои записи. Я тоже заполню эту графу в своей таблице. - Запишите во 2 графу, что бы вам хотелось узнать о растениях. - Я тоже запишу несколько ваших вопросов в таблицу, так нам будет удобнее работать дальше. - Молодцы, какие вы любознательные, давайте приступим к изучению темы. - Начнем с проверки ваших знаний о частях растений. (Если в графе есть части растений, задается другой вопрос: - Проверим, насколько хорошо вы знаете части растений?) | Дети самостоятельно выполняют задание, записывая в 1 графу свои знания о растениях. Во 2 графу записывают вопрос, что хотелось бы еще узнать о растениях. Обсуждают написанное. Строят высказывания, понятные для собеседника. | Повторение о растениях с опорой на пройденный материал и жизненный опыт
| Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, уже знакомых. Регулятивные: оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить. Личностные: самоопределение, мотивация учения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Решение учебной задачи. 5.решение проблемной ситуации и открытие новых знаний
| Формулирует задание. Выдвигает проблему. - Ребята, художник нарисовал одно из растений, какое догадайтесь: Что за ягода такая, Очень сладкая, лесная, Это просто невеличка Догадались?... Правильно – земляника. Да вот беда, в некоторых рисунках он допустил ошибки. Ваша задача рассмотреть работы художника, исправить ошибки. Организует учебное взаимодействие в группах. Создает эмоциональный настрой работы в группах. - Объединитесь в группы. Не забывайте о правилах работы в группах: говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем. - Повторите, что нужно сделать. - На выполнение работы вам 3 минуты. ( Выдаёт задания группам). Контролирует выполнение работы, организует проверку и оценочные высказывания обучающихся, обеспечивает положительную реакцию на ответы одноклассников. - Итак, представители групп приглашаем к доске, вывешиваете вашу работу, рассказываете об ошибках художника. - На доске покажите вашу часть растения. Составьте растение. Флипчарт 2 -Вот и восстановили рисунок художника. Флипчарт 2 - рисунок земляники. Учитель задаёт проблемный вопрос: - Как вы думаете, может ли растение обойтись без какой либо части? Почему? Выслушивает гипотезы детей. Предлагает сравнить свои выводы с выводами в учебнике. - Давайте проверим ваши предположения по учебнику. - Откройте учебники на странице 78-79. Организует работу по поиску информации в учебнике, - Работать вы будете в группах, по такому плану: 1.Выборочное чтение 2. Обсудите значение 3. Заполните схему 4.Подготовьтесь рассказать. Повторите последовательность вашей работы - Сейчас каждый найдет и прочитает ту часть в параграфе, в которой говорится о той части растения, которую вы дорисовали. Организует учебное взаимодействие в группах. - Обсудите значение части вашего растения. - Заполните схему, запишите какова роль данной части растения. -Подготовьтесь рассказать о своих выводах. На выполнение работы вам 5 минут. | Дети отгадывают загадку. (Земляника) Объединяются в группы, рассматривают рисунки, повторяют задание учителя. ( Исправить ошибки художника, дорисовать недостающую часть растения). Определяют и дорисовывают недостающую часть растения, выполняя задание на карточках. Предъявляют результаты работы, объясняя свой выбор. Выдвигают гипотезы Работают в группах, находят в тексте информацию, комментируют свой выбор. | Развитие умения разгадывать загадки. Повторяют строение растения – его части. Понятие о частях растений, их роли в жизни растений. | Коммуникативные : сотрудничество со сверстниками Познавательные: анализ, синтез как составление целого из частей, восполнение недостающих компонентов. Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: выдвижение гипотез Познавательные: Поиск и выделение информации, смысловое чтение, формулирование выводов
Регулятивные: планирование –определение последовательности действий, самоконтроль,
|
| Контролирует выполнение работы, организуют проверку и оценочное высказывания обучающихся, обеспечивает положительную реакцию на ответы одноклассников. - Расскажите о своих выводах. С помощью прожектора найдите и покажите часть вашего растения Флипчарт 3. -Земляника. | Представитель группы выходит, сообщает данную информацию и находит с помощью прожектора часть растения, о которой делал сообщение. | | |
| Подводит обучающихся к выводу. - Вернемся к вопросу: Может ли растение прожить без какой либо части? - Значит, все части растений можно назвать одним словом. Каким? - Да, растение – единый, взаимосвязанный организм как у человека, поэтому части растений и называют – органами растений. - Обратимся к нашим таблицам, что узнали о растении? - Кто узнал об органах растений, ставит плюс, кто уточнил свои знания о частях растений, тоже ставят плюс. Побуждает детей к высказыванию своего мнения. | Высказывают свое мнение, формулируют вывод. Осуществляют самопроверку с использованием таблицы «Что узнали по теме» ставят плюс о выполнении. | Знакомство с органами растений. | Коммуникативные: Построение речевого высказывания. Познавательные: Формулирование выводов, подведение под понятие. Личностные: самоопределение – осознание того, что уже усвоено. |
7. Физкультминутка. | Организует физкультминутку. Флипчарт 4. мультимедийная физминутка. | Слушают музыку, следят за полетом бабочек. | | |
8.Знакомство с новым понятием. (цветковые и нецветковые растения) 9 рефлексия | - Итак, мы рассмотрели строение земляники. - Давайте подумаем, все ли растения имеют органы - цветы? Флипчарт 4. (растения; клевер, шиповник, ландыш, береза, дуб). - Посмотрите на доску, какие растения изображены? - У всех ли растений есть органы - цветы? - Почему вы так считаете? - Как можно назвать растения имеющие цветы? - Я вам открою секрет, оказывается и дуб и береза тоже цветковые растения, потому что они тоже цветут ранней весной. Флипчарт 4. Кликаем на деревья. - Как же называются растения, имеющие цветы? - А теперь попробуйте сами найти цветковые растения. Флипчарт 5. - Назовите растения. - Поместите в контейнер цветковые растения (Если затрудняются, называет учитель) Наводящими вопросами помогает выявить причинно – следственные связи. - Какие растения не отправили в контейнер? - Почему? Поэтому хвойные растения называются нецветковые. Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности на уроке. - Обратимся к нашей таблице. Что еще узнали о растении? - Какие бывают растения? - На все ли вопросы вы получили ответ? - Где же можно дополнительно узнать на ваши вопросы? Ребята, оцените свою работу на дереве успеха. Флипчарт 6 Дерево успеха.
- К следующему уроку подготовьте небольшие сообщения из дополнительной литературы на ваши вопросы. - А мне бы хотелось закончить наш урок словами: Нам жить в одной семье в одном строю. Лететь в одном полете. Давайте сохраним Ромашку на лугу Кувшинку на пруду! - Как понимаете эти слова? | Дети рассматривают растения, по очереди комментируют, называют их, называют правило на которое опирались при выполнении задания, могут выделить дуб и березу без цветков, считая их деревьями. Комментируют, называют правило на которое опирались при выполнении задания Дети помещают в контейнер цветковые растения. Хвойные растения остаются. Выделяют группы: цветковые, нецветковые. Называют основные позиции нового материала, что узнали, что надо узнать в дополнительной литературе. | Понятие цветковое растение, нецветковое растение. | Познавательные: подведение под понятие. Личностные: смыслообразование- умение находить ответ на вопросы.
Познавательные: поиск и выделение информации, классификация Регулятивные: оценка уровня усвоения материала. Коммуникативные: Строить речевое высказывание в соответствии с познавательными задачами.
Личностные: нравственно-этическая ориентация
|