Урок окружающего мира в 3 классе.
УМК «Перспектива».
Место и роль урока в изучаемой теме: пятнадцатый урок в изучении раздела « Мир как дом».
Урок открытия новых знаний. Урок – исследование.
Тема: Луг – царство цветов и насекомых.
Цель урока: формировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг
Этап урока | Время, мин | Содержание. Методы, приёмы, формы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Прогнозируемый результат |
Организационно- мотивационный | | Рифмованное начало урока | Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. | Читают хором | предметный читают вслух со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного | метапредметный |
Актуализация знаний. | | Графический диктант | На прошлом уроке мы изучали жизнь леса. Давайте проверим, как вы запомнили тему. Графический диктант. Я читаю утверждение, а вы ставите «+» – если согласны и «-» – если не согласны. 1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2. Средний ярус – это мхи и лишайники. 3. В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб гусеница птица микробы. 4. На дереве обитают кроты и землеройки. 5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. 6. Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу. 7. Лесная – подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 8. Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания. 9. Дятел является наземным животным. 10. Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. - Поменяйтесь листочками. Сверьте по эталону. Ответ: + - - - + - - + - - . Оцените работу: !, +, - | Выражают согласие-несогласие с утверждением учителя с помощью графических знаков (+ или -) Взаимопроверка в паре | | извлекает необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста Определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению с помощью эталона |
Создание проблемной ситуации. Целеполагание. | | Работа с текстом | - А теперь давайте выйдем из лесного царства. Послушайте стихотворение Валентина Берестова и скажите, где же оказались? На меня ползет козявка, Будто я какая травка, И садится мотылек, Будто я какой цветок. И кузнечики по майке Скачут, будто по лужайке, И шмели ко мне летят, Будто мед найти хотят. -Где же оказались мы выйдя из леса …? (На лугу) - А что такое луг? Вам не хватает знаний, чтобы ответить на этот вопрос. -Так какая же тема урока будет? (Формулируют задачу совместно с учителем). -Какую цель поставим на урок | Слушают текст, определяют, о чём в нём идёт речь. Отвечают на вопросы ??? «Луг» познакомиться с лугом, как с природным сообществом; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг | | воспринимает содержание текста, определяет его тему С помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи |
Деятельностный | | Работа в группах Смысловое чтение. Демонстрация результата Моделирование. | -А сейчас я вам предлагаю побыть в роли исследователей. Для этого нам надо организовать свои лаборатории и вспомнить правила работы в группе. Первая лаборатория – биологи. Вам предлагаю исследовать луг и ответить на следующие вопросы. Что объединяет эти растения? Вторая лаборатория – зоологи. Каких животных луга вы можете назвать? Каким вы представляете животный мир луга? Сделать свой вывод. Третья лаборатория – экологи. Вам предстоит выяснить роль человека в жизни природного сообщества луга. Составить правила поведения на лугу Сделать свой вывод. - Связаны ли растения и животные луга? - Как поэтому можно назвать луг? -Мы сказали о том, что растения и животные связаны между собой. Давайте мы составим пищевую цепочку, сложившуюся на лугу. (работа с карточками) - Составить и записать. - Назовите цепи питания луга. травы – гусеницы -птицы. клевер – бабочка – стрекоза – лягушка – уж – ястреб. пшеница – полевая мышь – змея (гадюка) – хищная птица (коршун или ястреб) | Работа с текстом учебника. Работа с текстом (распечатка) Выступление представителей от каждой лаборатории (ответы на поставленные вопросы) Запись выводов каждой группы в тетрадь. -Природное сообщество. Составление цепей питания | определять участников круговорота в природном сообществе обосновывать своё мнение | Работа в группе Самостоятельно находят и выделяют необходимую информацию из текста, обрабатывают её и делают выводы. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют монологической речью Умеют делать вывод на основе информации предыдущих тем. создает элементарные модели, отображающие учебный материал |
Рефлексия. | | Работа в парах по карточкам. Фронтальная работа | «Найди экологические ошибки в рассказе» - Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прочитайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? Все ошибки подчеркните простым карандашом. Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день! - Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? - Какие? -Какова была цель урока? -Какие жители обитают на лугу? - А как живут обитатели луга? - Как поэтому можно назвать луг? -Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. -Каким вы представляете животный мир луга? | 5 - Человек не имеет право вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие. познакомиться с лугом, как с природным сообществом; познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью и влиянием человека на луг сообща ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО Животные луга должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле. | | Уметь высказывать свое мнение в доступной форме. |
Домашнее задание | | Работа с таблицей | Дома надо будет заполнить сравнительную таблицу «Лес и луг» (см. ниже) | | | Умеют анализировать, сравнивать. Представляют информацию в виде таблицы. |
Таблица для домашнего задания.