Выдыш Любовь Петровна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №4»
г. Краснокаменск, Забайкальский край
Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе.
Название предмета
Литературное чтение
Класс: 3класс
Тема урока: Так можно коротко сказать о главном.
Авторы УМК: Программа Л.В.Занкова, автор Н.А.Чуракова
Тип урока: Актуализация знаний и умений (урок повторения).
Время реализации урока: 45 минут
Цели урока
Образовательные: повторить признаки хокку (или хайку) как жанра японской поэзии. Научить детей определять тему и основную мысль хокку, показать значимость этого вида поэзии, который заставляет увидеть красивое, неожиданное, целое, великое и прекрасное и не остаться равнодушным.
Развивающие: развивать навыки выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся
Воспитательные: воспитывать интерес детей к литературному чтению, воспитывать нравственные черты характера.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, умение высказывать своё отношение к прочитанному.
Метапредметные: формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения; слушать собеседника.
Предметные: совершенствовать навыки выразительного, правильного, осознанного чтения, формировать читательские умения, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Образовательные ресурсы:
1.Хрестоматия по литературному чтению 3 класс. В.Ю. Свиридова. Учебник для 3 класса. Н.А.Чуракова. Литературное чтение. Часть 1
2. Презентация к уроку.
3. Тетради по литературному чтению
Используемые педагогические технологии, формы, методы
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, коллективное взаимообучение, индивидуализация и дифференциация.
Формы: фронтальная, индивидуальная работа
Методы: диалог, обмен мнениями, обсуждение, работа с учебником.
УУД
Личностные УУД:
развивать умения выказывать своё мнение;
умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
развивать умения ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
развивать умение работать по предложенному плану;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
формировать способность к организации своей деятельности;
овладевать приёмами самоконтроля;
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи,
уметь слушать и понимать других;
уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока »
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе.»
Просмотр содержимого презентации
«хокку»
В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей – дружок!
Ветвь, цветущая,
Скрыла от очей моих
Ясную луну .
Хокку (хайку) жанр японской поэзии
3 строки
5+7+5
нет
рифмы
редко используются
художественные
приёмы
- Япония – страна восходящего солнца, она расположена на востоке;
- Она расположена на островах;
- Этих островов около 4 тысяч, названия у них очень смешные: Кюсю, Консю, Сикоку, Рюкю…;
- Столица Японии Токио;
- Дети в Японии очень любознательны;
- Еще до 6 лет им все разрешается, а потом их воспитывают очень строго;
- В Японии видят красоту в самых обычных вещах;
- Гости не приходят без приглашений;
- В Японии существует обычай любоваться цветущей сакурой – вишней;
Японские поэты:
Тиё – поэтесса
Ёса Бусон (псевдоним, подлинное имя поэта неизвестно)
Кобаяси Исса – поэт-скиталец
Кёси Тэйсицу Сампу
Гёдай Сёха Ранран Яха
Басё – поэт, странник, писатель, мудрец, учитель.
Ученики Басё:
Мацуо Басё (1644-1694)
Басё хорошо знал жизнь простого народа Японии. Его жизненный путь необычен. Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, с детских лет стал товарищем игр княжеского сына, стал писать стихи. В 1672 г. принял монашеский постриг, стал бродячим монахом. Его поэзия отличается возвышенным строем чувств и жизненной правдой. Басё – философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия.
План.
- Прочитай хокку
- Проанализируй
- Определи тему
- Попытайся объяснить
Практическая работа «Подражание хокку».
Дополни:
1. Любуюсь цветком
Он улыбается мне…
2 . Гости в классе у нас!
Приходите ещё…
3. Из сердцевины пиона
Медленно выползает пчела...
4. Как много на небе звезд!
Это на меня смотрит вечность…
5. От чего я так сильно
Этой осенью старость почуял? …
«Карээда ни
Карасу но томаритару я
Аки но курэ.»
«На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.»
Темы для сочинения хокку:
- Колыбельная мамы
- Радость
- Родина
- Печаль
- Детство
- Бабушкины сказки
- Дружба
- Охраняйте животных
- Красота природы
- Помоги птицам
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное,
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,
Всматривайтесь в простое – и вы увидите
сложное,
Всматривайтесь в частицы – и вы увидите
целое,
Всматривайтесь в малое – и вы увидите
великое.
Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку, воспевающая человечность в природе и одухотворяющая жизнь Человека в природе.
Гокуросама! Что означает спасибо за помощь!
* * * Вода так холодна! Уснуть не может чайка, Качаясь на волне. * * * Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.
* * * О, сколько их на полях! Но каждый цветет по-своему - В этом высший подвиг цветка.
Иссё (1653-1688) Видели все на свете Мои глаза - и вернулись К вам, белые хризантемы.
Рансэцу (1654-1707) Осенняя луна Сосну рисует тушью На синих небесах.
Тиё (1703-1775)
* * * Роса на цветах шафрана! Прольется на землю она И станет простой водою... * * * C ливы весенний цвет Дарит свой аромат человеку... Тому, кто ветку сломал.
Бусон (1716-1783)
* * * Грузный колокол. А на самом его краю Дремлет бабочка. * * * Я поднялся на холм, Полон грусти, - и что же: Там шиповник в цвету!
Исса (1768-1827) * * * Так кричит фазан, Будто это он открыл Первую звезду. * * * Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья Под вишнями в цвету.
* * * Дерево - на сруб... А птицы беззаботно Гнездышко там вьют! * * * О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька!