kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение стихотворения.

1. Работа с текстами до чтения.

– На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника?

Поработаем в группах. Заполним клише о К. Бальмонте.

         Один из  представителей русской поэзии                                                      Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в                                                 семье. Его отец, Дмитрий Константинович,                                                         ,а потом                            в городе Шуя (по-нашему, мэр).

     Мать,                                                                        , - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта. Первые стихи поэт написал в                          , но мама раскритиковала их. Следующие              лет Константин не писал.

  Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в                                                                                 в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался                                                деятельностью. Расцвет творчества писателя приходится на                                         . Он много читает, изучает языки и путешествует,  принимает активное участие в

 Константин Бальмонт «Осень»

Первичное чтение под видеоролик.

Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили, когда слушали?

– Есть что-то общее со стихотворением А. С. Пушкина?

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени («Скоро осень проснётся…»), о ранней осени («Есть в осени первоначальной…»), о поздней («И первые морозы…»)?

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее?  Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)

Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)

            а). палитра

_________________________________________________________

       Тема стихотворения – ____________________________________________

       Идея стихотворения – ____________________________________________

       Язык произведения - _________________________

Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

– Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

- С помощью чего поэты передают настроение? ( С помощью средств художественной выразительности)

Парная работа. Заполним рабочий лист.

     6. Наши помощники – художественные средства выразительности речи.

а).  от греческого «приложенное» — термин  литературоведения: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, а также наречием («горячо любить») - ______________________________
в). употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) -

г). перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые - _____________________________.  Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Где встретили олицетворения у Бальмонта?

Как имя второго поэта? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)

– И Тютчев и Бальмонт - русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, когда прочитаем стихотворение Ф. Тютчева.

- Что поможет описать осень ярко, красочно? (художественные средства)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)»

Литературное чтение

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема: Такая разная осень…. Почему она любима художниками, поэтами и писателями? (Стихотворения К.Д. Бальмонта и Ф.И. Тютчева)

Цели:развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент (Создание психологического настроя).





II. Постановка проблемы. Выдвижение гипотез.





Смолкли звуки в коридоре,

Нам урок пора начать.

Литературы волшебные струны

Будут для Вас лишь сегодня звучать.


4 пары детей работают индивидуально, составляют предложения из слов, которые разметал холодный ветер

( 1 пара: «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года! – признался Уильям Каллен Брайант.

2 пара: «Осень — это вторая весна, когда каждый лист — цветок!» - восклицал Альберт Камю.

3 пара: « И с каждой осенью я расцветаю вновь!» - сообщал А.С. Пушкин.

4 пара собирает пазл.

Остальные вспоминают тему раздела.

в

д


Определяют значение схемы: ч

и



Как Вы и определили, на уроке нам предстоит быть не просто читателями, а внимательными и думающими исследователями.

У Вас на партах картины.

- Что за изображение? Пейзаж.

- Какое впечатление от картины? Почему?

Подберите к картине прилагательные. Запишите их. Прочтите, какие слова выбраны вами?

Грустная, тоскливая, дождливая, тёмная.

  1. Запишите прилагательные, с помощью которых можно описать картину:________________________________________________________________

- А теперь картина, которую сложили ребята.

- Какое настроение на ощупь от неё? (У меня оно мягкое, нежное. А я его представила пушистым на ощупь.)

- Как назовём картину?

И. Левитан «Золотая осень»

2. Какие ещё части речи, помогают выражать настроение, чувства?

Осень способна 1)……………2)……………3)…………………4)……………..

Слова для справок: поражать, ослеплять, завораживать, проникать, захватывать, околдовывать, очаровывать, удивлять, потрясать

Дома вы учили стихотворение поэта золотого века.

Читает один ученик.

А похожа ли осень Пушкина на осень Левитана.

- Какие картины природы, образы рождает стихотворение у вас?

- Возможна ли иллюстрация к этому стихотворению? Если да, какой вы её себе представляете. Если нет, то объясните почему.

- Удалось ли читавшему передать это настроение?

Какое противоречие между вашими описаниями и словами поэта? А сравните сказанное с другими фразами:

В осени есть всё: красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие.

А ребята, которые работали самостоятельно, прочтут, что у них получилось.

Американский поэт, журналист и редактор газеты «New York Post» говорит об осени…( «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года!»)

Французский писатель и философ Альберт Камю об осени.

А великий поэт Золотого века русской литературы восклицал: …

Во всех фразах красиво оформлена одна мысль. Какая, вы её понимаете? (Поэты и художники любят разную осенью)

Вот и сформулировали тему урока: Такая разная осень. Почему она любима художниками, поэтами и писателями?

Чего вы ждёте от урока с такой темой?

Хочется увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько живо, образно можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.



II. Развитие умений.
































I. Чтение стихотворения.

1. Работа с текстами до чтения.

– На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника?

Поработаем в группах. Заполним клише о К. Бальмонте.

Один из представителей русской поэзии Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в семье. Его отец, Дмитрий Константинович, ,а потом в городе Шуя (по-нашему, мэр).

Мать, , - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта. Первые стихи поэт написал в , но мама раскритиковала их. Следующие лет Константин не писал.

Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался деятельностью. Расцвет творчества писателя приходится на . Он много читает, изучает языки и путешествует, принимает активное участие в

Константин Бальмонт «Осень»

Первичное чтение под видеоролик.

Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили, когда слушали?

– Есть что-то общее со стихотворением А. С. Пушкина?

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени («Скоро осень проснётся…»), о ранней осени («Есть в осени первоначальной…»), о поздней («И первые морозы…»)?

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)

Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)

а). палитра

_________________________________________________________

Тема стихотворения – ____________________________________________

Идея стихотворения – ____________________________________________

Язык произведения - _________________________

Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

– Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

- С помощью чего поэты передают настроение? ( С помощью средств художественной выразительности)

Парная работа. Заполним рабочий лист.

6. Наши помощники – художественные средства выразительности речи.

а). от греческого «приложенное» — термин литературоведения: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, а также наречием («горячо любить») - ______________________________
в). употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) -

г). перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые - _____________________________. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Где встретили олицетворения у Бальмонта?


Как имя второго поэта? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)

– И Тютчев и Бальмонт - русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, когда прочитаем стихотворение Ф. Тютчева.

- Что поможет описать осень ярко, красочно? (художественные средства)

2. Работа с текстами во время чтения.

Что-то роднит эти стихи. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос,

Фёдор Тютчев

***

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа.)

Весь день стоит как бы хрустальный, (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

И лучезарны вечера... (Тоже ясные, светлые.)

Где бодрый серп гулял и падал колос, (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.)

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле... (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? (Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом. Но это ненадолго)

  • Найдём ещё слова, передающие «хрупкость» этого времени.

  • Поэт сравнивает паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями. Хрупкий – это еще и прозрачный. «Теперь уж пусто всё – простор везде». «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде».


Учащиеся предлагают свои варианты заглавий. В них нужно отразить настроение: светлое, спокойное, умиротворённое (совсем другое, чем в стихотворении К. Бальмонта).

Такая разная осень

У А. С. Пушкина осень

У К. Бальмонта

У Ф. Тютчева

А мне осень ___________________________, потому что _________________________________________________________________________________

Нельзя сказать, плоха осень или хороша. Она такая, какая есть.


– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

4. Выразительное чтение.

– У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. (Чтение трёх учеников.)

– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

В заключение одно из стихотворений читает учитель.


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?


ΙV. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Александрова Диана Николаевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства