Чтение стихотворения.
1. Работа с текстами до чтения.
– На уроке нас ждёт встреча сразу с двумя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника?
Поработаем в группах. Заполним клише о К. Бальмонте.
Один из представителей русской поэзии Константин Дмитриевич Бальмонт родился и вырос в семье. Его отец, Дмитрий Константинович, ,а потом в городе Шуя (по-нашему, мэр).
Мать, , - высококультурная женщина, оказала глубокое влияние на юного поэта. Первые стихи поэт написал в , но мама раскритиковала их. Следующие лет Константин не писал.
Впервые стихи поэта были напечатаны в 1885 году в в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался деятельностью. Расцвет творчества писателя приходится на . Он много читает, изучает языки и путешествует, принимает активное участие в
Константин Бальмонт «Осень»
Первичное чтение под видеоролик.
Выявление первичного восприятия.
– Какие картины вы представили, когда слушали?
– Есть что-то общее со стихотворением А. С. Пушкина?
– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени («Скоро осень проснётся…»), о ранней осени («Есть в осени первоначальной…»), о поздней («И первые морозы…»)?
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)
Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле.)
Нет в цветах благовонья. (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья. (То есть… скоро пойдут осенние дожди.)
а). палитра
_________________________________________________________
Тема стихотворения – ____________________________________________
Идея стихотворения – ____________________________________________
Язык произведения - _________________________
Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.
– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.
– Так какая же осень у К. Бальмонта? (Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)
- С помощью чего поэты передают настроение? ( С помощью средств художественной выразительности)
Парная работа. Заполним рабочий лист.
6. Наши помощники – художественные средства выразительности речи.
а). от греческого «приложенное» — термин литературоведения: определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается именем прилагательным, а также наречием («горячо любить») - ______________________________
в). употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений) -
г). перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые - _____________________________. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Где встретили олицетворения у Бальмонта?
Как имя второго поэта? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? (Нет названия, вместо него звёздочки.)
– И Тютчев и Бальмонт - русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, когда прочитаем стихотворение Ф. Тютчева.
- Что поможет описать осень ярко, красочно? (художественные средства)