kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка  урока  поможет  разнообразить  традиционные  уроки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».»


Тема: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».

Цель:

- познакомить учащихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием;
-закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;

- упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;

- развивать умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.


Задачи: дать понятие о письменности славян; ввести термин «гимн», объяснить его отличие от «величания»;

познакомить с жизнью святых людей Кирилла и Мефодия;

развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям посредством музыкального искусства; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края;

совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.


Тип урока: закрепление изученного материала по русскому языку; изучение нового материала по музыке.


Оборудование: Бунеев Р.Н. и др « Русский язык», 4 класс, часть1; мультимедийная система; «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л. Ю. Комиссарова; раздаточные карточки.



Музыкальный материал:
 «Величайшим Кириллу и Мефодию»; 
П. Пипков, «Гимн Кириллу и Мефодию».







I БЛОК ведёт учитель музыки.


1. Организация детей к уроку.

   Звучит «Русь называют святою».

 Учитель: - Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша Церковь. Это третий урок из раздела «Святые земли русской». Рассмотрите внимательно икону стр. 30. -  Что значит слово Святой ?

Учитель: - Много случаев прозорливости святых помнят люди. Ведь святым открыт Божий промысел о всяком человеке и его судьбе.

От рожденья и до смертного порога Мы бредем, блуждая в темноте. Ощупью находим мы дорогу К счастью, и любви, и красоте. Поэтому святому и подвластны Наши судьбы, мысли и сердца: Он духовным зреньем видит ясно Промысел Небесного Отца.

- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года.

На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри,

где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли

монахами.

- Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский,

потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на

высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский

монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй

рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии,

об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси

воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример

– высоты духа и чистоты помыслов.

-Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в

церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их

одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту

православного обряда.

Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением

того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий –

совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в

литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и

еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и

перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди

могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор

пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром

братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в

Болгарии есть даже орден их имени.

В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались

письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало

возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю

своей державы. 


В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который

создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».

Запомните слова, которыми начинается эта книга: «Откуда пошла Русская

земля, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля»,

ведь отныне эта история принадлежит вам!


 2. Изучение нового материала.

- Жили Кирилл и Мефодий в самом сильном и богатом государстве того времени – Византии. Эта страна славилась учеными мужами не меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. Церковь признала их святыми. В учебнике на стр.30 изображена икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный болгарским композитором Понайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен памятник.

3. Слушание и исполнение гимна.
Итог:

- С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке?
-Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых?
-Какие музыкальные произведения, посвященные этим святым, вы узнали?
-Что называют гимном?
-Что отличает гимн от величания?



4. Динамическая пауза.


II БЛОК ведёт учитель начальных классов.


5. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха.

Учитель:

- Прочитайте высказывание на экране.

-Знакомы ли вам эти строки?

- Где вы встречались с этими словами?



- Кто такой Владимир Мономах?

(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).

- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?

- Найдите союзы в тексте.

- Какова роль союзов в предложении?

(соединяют части предложения или однородные члены).

6. Работа по карточкам.

- Соедините вид предложения с нужными союзами:

- Проверка работы (коллективная).


7. Постановка проблемы:


- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!

(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).


8. Формулирование темы и целей урока.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.


9. Закрепление изученного.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Повторим написание соединений букв с буквой ч.

- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.

Ччч еч чч Ччч Ча ач еч чу уч Учу Ччч

- Прочитайте предложение:

Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).

- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.

- Какие еще пословицы об учении знаете?!

- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).

- Почему поставили запятую?

- Составьте схему данного предложения: [-- О, а О].


10. Работа с текстом. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс Л. Ю. Комиссарова.


Упр.40

Прочитайте предложения. Графически объясните, что разделяют запятые. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматические основы в предложениях. Составьте схему каждого предложения. Обозначь орфограммы на месте пропуска.

Выберите любые два предложения и выполните работу с ними по заданию.


1) Сквозь в_лнистые туманы пробирается луна, на печальные п_ляны л_ёт печально свет она. 2)Гро_ качается хрустальный, и в хрустальном гробе том спит царевна веч_ным сном. 3) Вдруг раздался лё_кий звон, и в гл_зах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. 4)В т_мнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. 5)Ул_тела леб_дь-птица, а царевич и царица… лечь решили натощак.

11. Проверка работы (взаимопроверка).


12. Итог урока.

Учитель:

-Чему научились на уроке?

-Что объединило урок музыки и урок русского языка?

Великая заслуга   братьев  Кирилла и Мефодия  в деле просвещения славянских народов: - дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке; - способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе; - их славный труд послужил фундаментом, на котором  славянская культура заняла почетное место в мировой  культуре. Празднование Дня славянской письменности и культуры 24 мая.

Учитель:   

Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы  стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова – церковно-славянский язык – это язык вечности.

Звучит Гимн «Слава Вам, братья, Слава просветители».  Слава Вам, братья, славян просветители! Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы!          Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!    







































Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13

Тракторозаводского района г.Волгограда










Открытый урок русского языка и музыки

с применением ИКТ технологии в 4-а классе


в рамках городского фестиваля «Дни русского языка» имени О.Н. Трубачёва (14.10.13)















Урок разработан и проведён

учителем начальных классов

Филатовой Н.В.

и учителем музыки

Цветковой А.В.











Волгоград, 2013


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Филатова Наталья Владимировна, Цветкова Алла Викторовна

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 421993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства