«Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».
«Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».
Данная разработка урока поможет разнообразить традиционные уроки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Святые земли русской. Кирилл и Мефодий. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».»
Тема: «Святые земли русской. Кирилл и Мефодий.Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но ».
Цель:
- познакомить учащихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием; -закрепить знания о простом и сложном предложении; роли союзов в предложении;
- упражняться в постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами и сложном предложении;
- развивать умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать любовь к школе, интерес к учебе, доброжелательное отношение к людям.
Задачи: дать понятие о письменности славян; ввести термин «гимн», объяснить его отличие от «величания»;
познакомить с жизнью святых людей Кирилла и Мефодия;
развивать духовно – нравственные потребности каждого ребенка путем его приобщения к духовным ценностям посредством музыкального искусства; продолжать развивать интерес к предмету через приобщение познания истории родного края;
совершенствовать навыки совместной деятельности; прививать любовь к своей малой Родине.
Тип урока: закрепление изученного материала по русскому языку; изучение нового материала по музыке.
Оборудование: Бунеев Р.Н. и др « Русский язык», 4 класс, часть1; мультимедийная система; «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л. Ю. Комиссарова; раздаточные карточки.
Музыкальный материал: «Величайшим Кириллу и Мефодию»; П. Пипков, «Гимн Кириллу и Мефодию».
I БЛОК ведёт учитель музыки.
1. Организация детей к уроку.
Звучит «Русь называют святою».
Учитель: - Сегодня мы поговорим о святых, которых прославила наша Церковь. Это третий урок из раздела «Святые земли русской».Рассмотрите внимательно икону стр. 30.- Что значит слово Святой ?
Учитель: - Много случаев прозорливости святых помнят люди. Ведь святым открыт Божий промысел о всяком человеке и его судьбе.
От рожденья и до смертного порога Мы бредем, блуждая в темноте. Ощупью находим мы дорогу К счастью, и любви, и красоте. Поэтому святому и подвластны Наши судьбы, мысли и сердца: Он духовным зреньем видит ясно Промысел Небесного Отца.
- Много веков прошло, многое изменилось на Руси с 988 года.
На земле русской стали возводить храмы, писать иконы, строить монастыри,
где собирались люди, посвятившие себя служению Господу. Их называли
монахами.
- Одним из первых монастырей был построен в Киеве и назван Печорский,
потому что вначале отшельники собирались на молитву в дальней пещере на
высоком берегу Днепра. Сотни богомольцев стекались в Киево – Печерский
монастырь за молитвой и благословением. Много чудесных историй
рассказывали те, кто побывал там: о трудолюбии монахов, об их милосердии,
об усердной молитве за многострадальную русскую землю. До этого на Руси
воспевали только богатырей и их подвиги, теперь же появился другой пример
– высоты духа и чистоты помыслов.
-Отныне на Руси при храмах служило «черное духовенство, то есть монахи, а в
церквях службу отправляли священники, то есть «белое духовенство». Их
одежды были расшиты золотом и серебром, чтобы подчеркнуть красоту
православного обряда.
Церковная служба велась на славянском языке. Это было великим достижением
того времени. Еще в IX веке два греческих монаха – Кирилл и Мефодий –
совершили настоящий переворот в умах христиан. Раньше считалось, что в
литературе могут существовать только три языка: латинский, греческий и
еврейский. А Кирилл и Мефодий не только создали славянскую азбуку, но и
перевели на язык славян книги Священного Писания, чтобы простые люди
могли услышать слово Божие на своем родном языке. Мы до сих пор
пользуемся кириллицей – буквами, что изобрели Кирилл и Мефодий. Недаром
братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, а в
Болгарии есть даже орден их имени.
В X веке на Руси было открыть множество школ, где дети и взрослые обучались
письму, а в монастырях начали создавать библиотеки, ведь теперь стало
возможным не только читать Священное Писание, но и записывать историю
своей державы.
В IX веке в Киево – Печорском монастыре обосновался монах Нестор, который
создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет».
Запомните слова, которыми начинается эта книга: «Откуда пошла Русская
земля, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля»,
ведь отныне эта история принадлежит вам!
2. Изучение нового материала.
- Жили Кирилл и Мефодий в самом сильном и богатом государстве того времени – Византии. Эта страна славилась учеными мужами не меньше, чем богатством или силой армии. Удивительно много было сделано братьями для Русской земли. Славянские народы чтят подвиг просветителей Кирилла и Мефодия. Церковь признала их святыми. В учебнике на стр.30 изображена икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий». В их честь звучит гимн, написанный болгарским композитором Понайотом Пипковым 100 лет назад. В Москве им поставлен памятник.
3. Слушание и исполнение гимна. Итог:
-С какими святыми мы познакомились сегодня на уроке? -Почему Кирилл и Мефодий причислены к лику святых? -Какие музыкальные произведения, посвященные этим святым, вы узнали? -Что называют гимном? -Что отличает гимн от величания?
4. Динамическая пауза.
II БЛОК ведёт учитель начальных классов.
5. Чтение «Поучения» Владимира Мономаха.
Учитель:
- Прочитайте высказывание на экране.
-Знакомы ли вам эти строки?
- Где вы встречались с этими словами?
- Кто такой Владимир Мономах?
(Внук Ярослава Мудрого, первый писатель, написавший поучение для детей).
- К чему призывает Вас автор этого «поучения»?
- Найдите союзы в тексте.
- Какова роль союзов в предложении?
(соединяют части предложения или однородные члены).
6. Работа по карточкам.
- Соедините вид предложения с нужными союзами:
- Проверка работы (коллективная).
7. Постановка проблемы:
- Почему не провели стрелочку от сложного предложения к союзу и без запятой?!
(На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом).
8. Формулирование темы и целей урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока по карточке.
- Дайте характеристику звука ч – согласный, всегда мягкий, глухой.
Ччч еч чч Ччч Ча ач еч чу уч Учу Ччч
- Прочитайте предложение:
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает (пословица).
- Объясните, как понимаете смысл этой пословицы.
- Какие еще пословицы об учении знаете?!
- Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.
- Что скажете о предложении? (простое с однородными сказуемыми).
- Почему поставили запятую?
- Составьте схему данного предложения: [-- О, а О].
10. Работа с текстом. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс Л. Ю. Комиссарова.
Упр.40
Прочитайте предложения. Графически объясните, что разделяют запятые. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите грамматические основы в предложениях. Составьте схему каждого предложения. Обозначь орфограммы на месте пропуска.
Выберите любые два предложения и выполните работу с ними по заданию.
1) Сквозь в_лнистые туманы пробирается луна, на печальные п_ляны л_ёт печально свет она. 2)Гро_ качается хрустальный, и в хрустальном гробе том спит царевна веч_ным сном. 3) Вдруг раздался лё_кий звон, и в гл_зах у всей столицы петушок спорхнул со спицы. 4)В т_мнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. 5)Ул_тела леб_дь-птица, а царевич и царица… лечь решили натощак.
11. Проверка работы (взаимопроверка).
12. Итог урока.
Учитель:
-Чему научились на уроке?
-Что объединило урок музыки и урок русского языка?
Великая заслуга братьев Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов: - дали возможность славянским народам читать и молиться на родном языке; - способствовали утверждению самобытного существования славян в Европе; - их славный труд послужил фундаментом, на котором славянская культура заняла почетное место в мировой культуре. Празднование Дня славянской письменности и культуры 24 мая.
Учитель:
Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы славянские народы стали грамотными, чтоб книжная мудрость стала основой письменности и культуры. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова – церковно-славянский язык – это язык вечности.
Звучит Гимн «Слава Вам, братья, Слава просветители». Слава Вам, братья, славян просветители! Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил!
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13
Тракторозаводского района г.Волгограда
Открытый урок русского языка и музыки
с применением ИКТ технологии в 4-а классе
в рамках городского фестиваля «Дни русского языка» имени О.Н. Трубачёва (14.10.13)