учитель начальных классов первой кв. категории
и развитию умения задавать вопросы.
Учащиеся научатся распознавать имена существительных, которые отвечают на вопросы кем? чем? с кем? с чем? за кем? за чем? перед кем? перед чем?;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Мотивация к учебной деятельности (Слайд 2.) - Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! - Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке. | Личностные результаты: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие этических чувств (доброжелательности) |
ΙΙ. Актуализация знаний. | Слайд 3. Проверка домашнего задания. У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении? Д: конь – существительное м.р., имеет одинаковое окончание в р.п. и в.п. Д: помогло существительное ж.р. лошадка Минутка чистописания. –Ребята откройте тетради и запишите число. –Напишите: «Классная работа». Запись строчной буквы п У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и новое словарное слово пятница Словарная работа Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание). У: Ребята, у нас сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница. У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница? У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему? Д: Слышится звук [э]. У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе. Как вы понимаете смысл? О ком так говорят? Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения. Что мы знаем об имени существи-тельном? Слайд 4. - Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова. Как … ( изменяются имена существительные?) На какие …( вопросы отвечают имена существительные? вопросы отвечают существительные в …падеже?) Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?) Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?) Определи падеж по признакам. Слайд 5–6. Вопросы: кто? что? Предлоги: нет Член предложения: подлежащее Вопросы: кого? что? Предлоги: за, через, про Член предложения: второстепенный Вопросы: кого? чего? Предлоги: от, до, без, из Член предложения: второстепенный Построили теремок … Пришёл волк … Выглянул из окошка … Подошёл к волку … | Регулятивные УУД: принимать и сохранять в памяти учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи; Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Формулирование темы и постановка учебной задачи. | Введение в тему урока. (Слайд 7.) Работа в группах. Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды, про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки, под лес_ницей, с тр_пинки У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова? Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне. У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне, 2 группе – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными Д: по падежам. У.: Как определим падеж у имён существительных? Д.: по вопросу и по предлогу У.: На какие группы разделили существительные по падежам? Д.: на Р.п и В.п. Проверка (Слайд 7.) У.: Что заметили? Д.: под лестницей не относится к этим падежам У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Д.: Творительный падеж имён существительных. (Открывается тема урока. Слайд 8.) У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным Надо всё теперь понять В падеже творительном. ( Т. Рик) - Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок? Д.: расширить знания об особенностях творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении… У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении) (открывается на доске) | Регулятивные УУД: прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу; Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); Развитие умения извлекать информацию из текста. На основе анализа объектов делать выводы. |
IV. Построение проекта учебных действий. | Фронтальная работа с классом Слайд 9. У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер? Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении) Упр.94, с.52 Поставьте вопросы к выделенным именам существительным от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж. С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? Выделите окончания имён существительных в творительном падеже. 4-ое предложение разберите по членам: Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное) Сделайте вывод. Продолжите предложение: Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения. Физкультминутка. | Регулятивные УУД: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Коммуникативные УУД: Развитие умения слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. . ениемо..113а полях тетради.граммой: буквы нужно писать на месте пропусков. ым звуком оглушается Познавательные УУД: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Фронтальная работа. Упр. 96 (устно) – Назовите имена существительные в творительном падеже? – Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении? Слайд 10. 2) Работа в парах с проверкой а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п. б) Выделите окончания существительных присмотреть за … сестра остановился перед … река повстречался с … ручей зашла за … вода пролетели над … тропа прополз под … мост голова гнездо молоко конь Слайд 11. У.: Откройте рабочую тетрадь, 3) Упр.81,с.38. Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п. и впишите вопросы в карточку Д.: вопросы: кем? чем? Предлоги: перед, под, над Вспомогательное слово: доволен | Познавательные УУД: ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; Регулятивные УУД: выполнять действия по намеченному плану; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других; |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Упр.85. Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками): Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила. | Познавательные УУД: пользоваться знаками для решения учебных и практических задач; обосновать свой выбор; |
VII. Обобщение знаний о творительном падеже. | У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа. Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер. | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других; |
VIII. Рефлексия | Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, достигли мы цели? Как можно определить падеж имён существительных? – Всё ли получалось сегодня у вас? – В чём испытали затруднения? Оцените себя цветными магнитами. | Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; |
Домашнее задание | Упр. 95, с.53, правило. | |