I Этап. Организационное начало урока IIЭтап. Актуализация знаний IIIЭтап. Создание проблемной ситуации IVЭтап. Формулирование темы и задач урока VЭтап. Построение проекта выхода из затруднения (групповая работа) VI Этап. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний (отчет групп о проделанной работе)
VII Этап. Рефлексия. VIIIЭтап. Подведение итогов. Выставление оценок. | Учитель Учащиеся Учитель Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учащиеся Учитель Учитель Учащиеся Учитель | Добрый день, меня зовут Анастасия Геннадьевна, присаживайтесь. Здороваются с учителем, садятся за парты Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения: Мы куколками спали, дремали мы, и вот Чехольчики с нас спали и сразу мы попали в весенний хоровод. Как белые клочочки, летаем мы втроем. Мелькают травки, кочки, Где крылья, где листочки - никак не разберем. О ком эти строки?
О бабочке. К какой группе животных относится бабочка? К насекомым Каких еще насекомых вы знаете? По каким признакам насекомые отличаются от других групп животных? Я полностью с вами согласна, и сегодня на уроке мы расширим свои знания о насекомых и узнаем удивительные тайны их жизни. А у них, поверьте, их очень много. И вы, наверное, уже обратили внимание, что эти тайны вы будете открывать совместно, работая в группах. Обратите внимание на доску, повторим правила работы в группах. Кстати, а вы знаете, как называется наука, изучающая насекомых? Энтомология. На языке древних греков насекомое называлось энтомос. Поэтому науку о насекомых и назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых-энтомологов и провести собственные исследования. Наш класс будет мини-лабораторией, а я, если вы позволите, буду научным руководителем этой лаборатории. И так как мы с вами ученые-исследователи, то должны работать правильно, быстро и организованно. А в конце урока за активную работу вам будут вручены значки юного исследователя, а ребята, которые проявят активность, ответственность, любознательность и другие важные качества исследователя, получат значок ученого-энтомолога. Но для того чтобы приступить к исследованию, необходимо определить его тему. И для этого я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кем я был в детстве». Помогите взрослым животным узнать, кем они были в детстве. Образуйте пары взрослое животное - кем оно было в детстве и соедините их. (Ученики составляют пары.) Ребята, а кем в детстве были бабочка, пчела или божья коровка? (Дети затрудняются в ответе.) Как вы думаете, почему не смогли найти точного ответа? (Недостаточно знаний.) В какую тему можно объединить эти вопросы? Кто из вас догадался, какова тема нашего исследования? (О развитии насекомых, как происходит развитие.) На доске появляются слова «Развитие насекомых». Тема исследования определена. Как вы думаете, на какой вопрос необходимо получить ответ по теме «Развитие насекомых»? (Узнать, как появляются и развиваются насекомые.) Совершенно верно, это будет одна из задач нашего урока, которую мы будем решать. Скажите, а может ли окружающий мир обойтись без насекомых? (Нет.) Почему? (Ответы учеников.) А кто думает по-другому? Все ли насекомые полезные? (Ответы учеников.) Как вы думаете, что еще нам сегодня необходимо выяснить? (Какую пользу и вред наносят насекомые.) В течение нашего урока мы должны решить эти две задачи.
А вот развитие каких насекомых вы будете исследовать, попробуйте отгадать сами. У вас на столах лежат розовые конверты, откройте их и соберите картинку. 1-я группа. Муха. 2-я группа. Бабочка. 3-я группа. Божья коровка. 4-я группа. Пчела. Каждая группа имеет своего представителя насекомых. Самое главное в исследовании - умение все замечать.Каждой группе я раздам вопросы, на которые вы вместе постараетесь ответить, если что- то вызывает трудность, можете воспользоваться своими учебниками.
1-я группа. Муха 1. Сколько этапов или, как говорят в науке, стадий развития проходит муха? Назовите стадии. 2. Расскажите, что рассмотрели под микроскопом. На какую крупу похожи яйца мухи? Где чаще всего муха откладывает яйца? 3. В чем польза и вред этого насекомого? 4. Какие меры борьбы с этими вредителями мы можем использовать, чтобы не заболеть болезнями, которые переносят мухи? 2-я группа. Бабочка 1. Сколько стадий развития бабочки вы установили? На какой стадии своего развития бабочка приносит вред? Почему? 2. А кто знает, как бороться с личинками бабочки - гусеницами? (Некоторые собирают гусениц руками, некоторые пользуются различными химикатами - специальными растворами, а можно использовать народное средство - 2 ст. ложки горчицы и соли, 1 чайную ложку черного перца развести на 10 литров воды и обработать (опрыскать) этим раствором растение.) 3. Стадии развития какой бабочки вы рассматривали ? 4. Какую роль играют бабочки и другие насекомые в жизни растений? Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент о том, как в природе происходит развитие бабочки. Сколько этапов вы увидели? Что происходит с бабочкой на 3-м этапе? (Окукливание.) Как вы думаете, какую функцию играет куколка в развитии бабочки? Вы увидели, как искусно бабочка откладывает свои яйца. А вы знаете, что среди бабочек есть такие, которые откладывают яйца на своих любимых растениях? Где отложила эта бабочка свои яйца? (На капусте.) Как название этой бабочки? (Капустница.) А вот эта красавица отложила яйца на крапиве. Как вы думаете, какое у нее название? (Крапивница.) Совершенно верно 3-я группа. Пчела 1. Итак, сколько стадий развития пчелы вы выявили? 2. Что происходит на 1-й и 2-й стадиях развития пчелы? 3. Как ведут себя пчелы? 4. В чем польза этих насекомых? А вред? Мед - это сладкая вязкая жидкость с приятным запахом (букетом), полученная медоносными пчелами из нектара цветков. Воск - клейкое вещество, из которого пчелы строят соты. Прополис - темное клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами. Пчелы обмазывают прополисом стенки улья и заделывают щели. Прополис горький на вкус. Его используют в медицине и косметике. Перга - цветочная пыльца растений, собранная пчелами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов и залитая ими медом. Используется в медицине и косметике, а также в качестве пищевой добавки. 4-я группа. Божья коровка 1. К каким насекомым, вредным или полезным, вы отнесете божью коровку? Почему? Есть другие мнения? 2. На какой стадии своего развития насекомые наносят вред? Учитель: Вы знаете, многие считают, что всех гусениц, мух, жуков и других вредных насекомых необходимо уничтожить. Другие говорят, что этого делать нельзя. А как вы думаете, нужны ли природе насекомые? Ученики: Все насекомые нужны. Учитель: Молодцы, вы, конечно, правы. В природе все взаимосвязано, нет абсолютно полезных или абсолютно вредных насекомых. Уничтожив одних, мы погубим других. Надо просто знать, как можно бороться с насекомыми-вредителями, и мы сегодня об этом уже говорили на нашем уроке Вывод Скажите, что объединяет наших насекомых? Перечислите их в той последовательности, как происходит развитие насекомых. Начинает 1-я группа - 1-я стадия, 2-я группа - 2-я стадия, 3-я группа - 3-я стадия и 4-я группа - 4-я стадия. Вернемся к нашим задачам. Как вы думаете, решили мы их? (Ответы учеников.) Скажите, где в жизни вы можете применить знания и умения, полученные на уроке? (Эти знания важны полеводам, садоводам, фермерам, для того чтобы бороться с насекомыми - вредителями растений и получать хороший урожай. Насекомых надо оберегать, так как многие из них занесены в Красную книгу.) Какие методы вы использовали на уроке для решения задач? Ответы учеников. Учитель: Вы меня очень порадовали, потому что работали дружно, с интересом. Вы действительно настоящие исследователи. А сейчас я прошу оценить работу группы по оценочному листу.
Учитель: Наше исследование подошло к концу. А любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги. Давайте вернемся к нашей игре «Угадай, кем я был в детстве». Так кем же в детстве были бабочки, пчелы, мухи и божьи коровки?
Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но наверняка этих знаний недостаточно, чтобы спокойно и уверенно сказать: «Я знаю о насекомых все». В старших классах ваши знания о насекомых будут углубляться и расширяться. Сегодня я хочу каждому из вас вручить значок «Юный исследователь», а ребята, а ребята, которые взяли на себя ответственность выступить от группы, проявили любознательность, получают значок «Ученый-энтомолог». А теперь, кто справился со всеми заданиями и все понял, вешают магнит бабочку, а кто не все понял, магнит гусеницу. -Всем спасибо за урок. -До свидания.
|