kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Студентка ГБОУ ПО РО "ШПК" группы 3"Б"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Стадии развития насекомых.

Цель урока:Познакомит детей с развитием насекомых

Задачи урока: Познавательные: формирование первичного понятия "насекомые" как группа животных

Развивающие: развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом

Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и насекомым

Форма урока: в группах

Тип урока: нетрадиционный урок

Оборудование: презентация, учебник, наглядный материал, конверты с насекомыми, конверты с животными, вопросы к группам, магниты бабочки, магниты гусеницы, значки "Юный исследовательй" и "Ученый энтомолог"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Студентка ГБОУ ПО РО "ШПК" группы 3"Б" »


Технологическая карта урока окружающий мир

Целевой Блок

Тема Урока

Цель Урока



Задачи урока






























Универсальные учебные действия






















Личностные результаты


Стадии развития насекомых 



Познакомить детей с развитием насекомых 



Познавательные
-формирование первичного понятия «насекомые» как группа животных; 
-формирование представлений об отличительных признаках насекомых от других групп животных.
-расширение представлений о многообразии насекомых и их значении в жизни человека.
Развивающие
-развитие наблюдательности при работе с наглядным материалом;
-развитие умения извлекать информацию при работе с иллюстрациями;
-развитие логического мышления на основе отработки логических операций (развитие логических УУД):
а) анализ – при выявлении существенных признаков насекомых;
б) установление причинно-следственных связей между строением ротовых органов насекомых и видом пищи, которым они питаются;
в) сравнение - при установлении различий и сходства между группами животных; 
г) обобщение при формулировке понятия о насекомых как группе животных.
- развитие умения работать в паре (коммуникативные УУД)
- развитие самоконтроля при выполнении заданий в тетради.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к насекомым и окружающей природе;
- воспитание познавательного интереса к уроку окружающего мира;
- воспитание культуры общения: «учитель-ученик», «ученик-ученик»


Регулятивные учебные действия:

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у обучающихся умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

Сформировать представление о жизненных циклах развития насекомых. Раскрыть смысл понятия «общественные насекомые». Развивать умение анализировать природные объекты (насекомые), сравнивать их стадии развития, выстраивать цепочку доказательств. Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации.

Универсальные логические действия:

Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство. Развивать умение сравнивать и обобщать информацию. Развивать речь, критическое мышление, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные :

Пробудить познавательную активность. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе.

Деятельность обучающихся:

Регулятивные :

Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

Познавательные учебные действия:

Раскрывают смысл понятия «общественные насекомые», сравнивают и анализируют объекты природы, выстраивают логическую цепь рассуждений

Коммуникативные:

Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.




Инструментальный блок

Тип урока

Формы работы

Методы

Изучение новых знаний.



Индивидуальная, работа в группах.



- по источнику полученных знаний: словесный, наглядный.

- по способу организации познавательной деятельности:

 частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование

Презентация, учебник, наглядный материал., конверты с насекомыми , конверты с животными, вопросы к группам, магниты бабочки, магниты гусеницы, значки "Юный исследовательй" и "Ученый энтомолог"























































Этапы и структурные компоненты

Деятельность учителя и учащихся

Ход урока

I Этап. Организационное начало урока
























IIЭтап.

Актуализация знаний










































IIIЭтап.

Создание проблемной ситуации















IVЭтап.

Формулирование темы и задач урока























VЭтап.

Построение проекта выхода из затруднения (групповая работа)













VI Этап.

Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний (отчет групп о проделанной работе)































































































































VII Этап.

Рефлексия.







VIIIЭтап.

Подведение итогов. Выставление оценок.








Учитель



Учащиеся


Учитель












Учитель


Учащиеся


Учитель



Учащиеся


Учитель




Учащиеся

Учитель












































Учащиеся

Учитель


Учащиеся

Учитель


Учащиеся

Учитель



Учащиеся






Учитель



Учащиеся

Учитель





Учащиеся

Учитель

Учащиеся


Учитель


Учитель


Учащиеся






Учитель

Добрый день, меня зовут Анастасия Геннадьевна, присаживайтесь.

 

Здороваются с учителем, садятся за парты


Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения:
Мы куколками спали, 
дремали мы, и вот
Чехольчики с нас спали 
и сразу мы попали 
в весенний хоровод.
Как белые клочочки, 
летаем мы втроем. 
Мелькают травки, кочки,
Где крылья, где листочки - 
никак не разберем.
О ком эти строки? 

О бабочке.


К какой группе животных относится бабочка?

К насекомым



Каких еще насекомых вы знаете? По каким признакам насекомые отличаются от других групп животных?


Я полностью с вами согласна, и сегодня на уроке мы расширим свои знания о насекомых и узнаем удивительные тайны их жизни. А у них, поверьте, их очень много. И вы, наверное, уже обратили внимание, что эти тайны вы будете открывать совместно, работая в группах. Обратите внимание на доску, повторим правила работы в группах.


Кстати, а вы знаете, как называется наука, изучающая насекомых? Энтомология. На языке древних греков насекомое называлось энтомос. Поэтому науку о насекомых и назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами. 
Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых-энтомологов и провести собственные исследования. Наш класс будет мини-лабораторией, а я, если вы позволите, буду научным руководителем этой лаборатории. И так как мы с вами ученые-исследователи, то должны работать правильно,  быстро и организованно. А в конце урока за активную работу вам будут вручены значки юного исследователя, а ребята, которые проявят активность, ответственность, любознательность и другие важные качества исследователя, получат значок ученого-энтомолога. 
Но для того чтобы приступить к исследованию, необходимо определить его тему. И для этого я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кем я был в детстве».


Помогите взрослым животным узнать, кем они были в детстве. Образуйте пары взрослое животное  - кем оно было в детстве и соедините их. (Ученики составляют пары.)

Ребята, а кем в детстве были бабочка, пчела или божья коровка?

(Дети затрудняются в ответе.)

Как вы думаете, почему не смогли найти точного ответа?

(Недостаточно знаний.)

В какую тему можно объединить эти вопросы? Кто из вас догадался,  какова тема нашего исследования?

(О развитии насекомых, как происходит развитие.) 


На доске появляются слова «Развитие насекомых». Тема исследования определена. 
Как вы думаете, на какой вопрос необходимо получить ответ по теме «Развитие насекомых»?

(Узнать, как появляются и развиваются насекомые.)

Совершенно верно, это будет одна из задач нашего урока, которую мы будем решать. Скажите, а может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

(Нет.)

Почему?

(Ответы учеников.)

А кто думает по-другому? Все ли насекомые полезные?

(Ответы учеников.)

Как вы думаете, что еще нам сегодня необходимо выяснить?

(Какую пользу и вред наносят насекомые.) 

В течение нашего урока мы должны решить эти две задачи.

А вот развитие каких насекомых вы будете исследовать, попробуйте  отгадать сами. У вас на столах лежат розовые конверты, откройте их и соберите картинку.

1-я группа. Муха.
2-я группа. Бабочка.
3-я группа. Божья коровка.
4-я группа. Пчела.

Каждая группа имеет своего представителя насекомых. Самое главное в исследовании - умение все замечать.Каждой группе я раздам вопросы, на которые вы вместе постараетесь ответить, если что- то вызывает трудность, можете воспользоваться своими учебниками.

1-я группа. Муха 
1. Сколько этапов или, как говорят в науке, стадий развития проходит муха? Назовите стадии. 
2. Расскажите, что рассмотрели под микроскопом. На какую крупу похожи яйца мухи? Где чаще всего муха откладывает яйца?
3. В чем польза и вред этого насекомого? 
4. Какие меры борьбы с этими вредителями мы можем использовать, чтобы не заболеть болезнями, которые переносят мухи?


2-я группа. Бабочка
1. Сколько стадий развития бабочки вы установили? На какой стадии своего развития бабочка приносит вред? Почему? 
2. А кто знает, как бороться с личинками бабочки - гусеницами? (Некоторые собирают гусениц руками, некоторые пользуются различными химикатами - специальными растворами, а можно использовать народное средство - 2 ст. ложки горчицы и соли, 1 чайную ложку черного перца развести на 10 литров воды и обработать (опрыскать) этим раствором растение.)
3. Стадии развития какой бабочки вы рассматривали ?
4. Какую роль играют бабочки и другие насекомые в жизни растений?
Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеофрагмент о том, как в природе происходит развитие бабочки.
Сколько этапов вы увидели? 
Что происходит с бабочкой на 3-м этапе? (Окукливание.) 
Как вы думаете, какую функцию играет куколка в развитии бабочки?
Вы увидели, как искусно бабочка откладывает свои яйца. А вы знаете, что среди бабочек есть такие, которые откладывают яйца на своих любимых растениях? 
Где отложила эта бабочка свои яйца? (На капусте.) Как название этой бабочки? (Капустница.)
А вот эта красавица отложила яйца на крапиве. Как вы думаете, какое у нее название? (Крапивница.)  Совершенно верно


3-я группа. Пчела    
1. Итак, сколько стадий развития пчелы вы выявили? 
2. Что происходит на 1-й и 2-й стадиях развития пчелы? 
3. Как ведут себя пчелы? 
4. В чем польза этих насекомых? А вред?
Мед - это сладкая вязкая жидкость с приятным запахом (букетом), полученная медоносными пчелами из нектара цветков.
Воск - клейкое вещество, из которого пчелы строят соты.
Прополис - темное клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами. Пчелы обмазывают прополисом стенки улья и заделывают щели. Прополис горький на вкус. Его используют в медицине и косметике.
Перга - цветочная пыльца растений, собранная пчелами, уложенная и утрамбованная в ячейки сотов и залитая ими медом. Используется в медицине и косметике, а также в качестве пищевой добавки.

4-я группа. Божья коровка
1. К каким насекомым, вредным или полезным, вы отнесете божью коровку? Почему? Есть другие мнения?
2. На какой стадии своего развития насекомые наносят вред?
Учитель: Вы знаете, многие считают, что всех гусениц, мух,  жуков и других вредных насекомых необходимо уничтожить. Другие говорят, что этого делать нельзя. А как вы думаете, нужны ли природе насекомые? 
Ученики: Все насекомые нужны. 
Учитель: Молодцы, вы, конечно, правы. В природе все взаимосвязано, нет абсолютно полезных или абсолютно вредных насекомых. Уничтожив одних, мы погубим других. Надо просто знать, как можно бороться с насекомыми-вредителями, и мы сегодня об этом уже говорили на нашем уроке

Вывод
Скажите, что объединяет наших насекомых? Перечислите их в той последовательности, как происходит развитие насекомых. Начинает 1-я группа - 1-я стадия, 2-я группа - 2-я стадия, 3-я группа - 3-я стадия и 4-я группа - 4-я стадия.
Вернемся к нашим задачам. Как вы думаете, решили мы их? (Ответы учеников.)  Скажите, где в жизни вы можете применить знания и умения, полученные на уроке? (Эти знания важны полеводам, садоводам, фермерам, для того  чтобы бороться с насекомыми - вредителями растений и получать хороший урожай. Насекомых надо оберегать, так как многие из них занесены в Красную книгу.)
Какие методы вы использовали на уроке для решения задач? 
Ответы учеников.
 Учитель: Вы меня очень порадовали, потому что работали дружно, с интересом. Вы действительно настоящие исследователи. 
А сейчас я прошу оценить работу группы по оценочному листу.


Учитель: Наше исследование подошло к концу. А  любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы  и не подведены итоги. 
Давайте вернемся к нашей игре «Угадай, кем я был в детстве». Так кем же в детстве были  бабочки, пчелы, мухи и божьи коровки?

Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но наверняка этих знаний недостаточно, чтобы спокойно и уверенно сказать: «Я знаю о насекомых все». В старших классах ваши знания о насекомых будут углубляться и расширяться. Сегодня я хочу каждому из вас вручить значок «Юный исследователь», а ребята, а ребята, которые взяли на себя ответственность выступить от группы, проявили любознательность, получают значок «Ученый-энтомолог».

А теперь, кто справился со всеми заданиями и все понял, вешают магнит бабочку, а кто не все понял, магнит гусеницу.

-Всем спасибо за урок.

-До свидания.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Студентка ГБОУ ПО РО "ШПК" группы 3"Б"

Автор: Калинина Анастасия Геннадьевна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186849


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства