Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по теме "Знакомство с понятием луч"»
Урок Знакомство с понятием «Луч»
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с понятием «луч», развитию умения строить луч при помощи линейки; создать условия для осуществления классификации объектов по выделенному признаку.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятии «луч»; умеют строить луч при помощи линейки, осуществлять классификацию объектов по выделенному признаку.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные: строят небольшие математические сообщения в устной форме (1–2 предложения); осуществляют анализ объекта.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
- Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. И сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математики и побываем в городе Геометрии. Нашим экскурсоводом будет, отгадайте загадку: Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет, И большущий пароход! (Это карандаш)
(слайд №1)
2. Актуализация базовых знаний.
- Со многими жителями города вы уже знакомы и сможете без труда их узнать.
Игра: “Узнай меня”.
А)Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? - ...(треугольник)
Б)Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня……(квадрат)
В)Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?(круг)
(слайд №2)
- Как назовём этих жителей? (геометрические фигуры)
-Чем похожи все фигуры? (они все одного цвета)
- Чем отличаются? (они имеют разную форму, разного размера)
- Какая фигура лишняя? (треугольник, потому что он самый маленький)
Дети: А я думаю, что лишний круг. Он круглый и у него нет прямых линий.
Дети: А еще у круга нет углов. Я тоже думаю, что круг лишний.
- А еще, ребята, у данных фигур был разный характер. Круг был веселее, чем треугольник, а треугольник веселее, чем квадрат. Кто был самый веселый? (Круг)
- А кто самый грустный? (Квадрат)
- А теперь продолжим наше путешествие. Вместе с нашим экскурсоводом Карандашом отправимся на проспект Линейный. Здесь живут веселые и добрые наши друзья.
- Как вы думаете, кто они? (В этих домах живут прямые линии)(слайд №3)
Дети: Там живут прямые и кривые линии.
- Молодцы. А теперь я расскажу историю, которая случилась с Карандашом. А вы мне будете помогать. Договорились?
Выход на тему урока.
- Вот какая история случилась с Карандашом. Решил однажды Карандаш прогуляться по Прямой линии. Идет, идет, устал, а конца линии все не видно.
- Долго ли мне еще идти? Доберусь ли я до конца? – спрашивает он у Прямой.
Что ему ответит Прямая линия?(Карандаш, не дойдет до конца линии, потому что у прямой нет конца)
- Эх ты, у меня же нет конца, – ответила Прямая.
- Тогда я пойду в другую сторону, - сказал Карандаш.( И в другую сторону, Карандаш, не дойдет до конца линии, потому что у прямой нет начала и конца)
- Верно. А Прямая, даже песенку ему спела.
- Без конца и края линия прямая, Хоть сто лет по ней иди, Не найдешь конца пути.
- Давайте начертим прямую линию в тетрадь. Расстроился Карандаш. (работа в тетради)(слайд №4)
- Что же мне делать? Я не хочу ходить по линии. Я устал.
Что вы, ребята, посоветуете Карандашу?
(Дети дают различные советы.)
- Тогда отметь на мне 1 точку, - посоветовала ему Прямая. Так Карандаш и сделал.
(Учащиеся ставят на прямой1 точку.)
- Ура! – Закричал Карандаш. Теперь я могу отдыхать. Но тут же задумался.
- А что же это такое на Прямой получилось? Ребята, помогите Карандашу.
Дети: Луч – это часть прямой.
-А что такое луч? Какая тема нашего урока?
Физминутка. («Великаны, карлики» игра на внимания.)
4. Изучение нового материала.
А) 2 ученика выходят, одному дать клубок, это точка, а другой разматывает. Что можно сказать?(У луча есть начало, а вот конца нет)
Б) Посветить фонариком.- Что увидели? (Луч света)
-Что такое луч? (Луч – это часть прямой, у которого есть начало, нет конца)
-Чем отличается луч от прямой?
5. Практическая часть.
Работа по учебнику. Задание 136 (работа в паре).
– Найдите «лишний» рисунок. Объясните свой выбор. Что вы видите на 1 рисунке? (Маяк) - Какую работу выполняет маяк? (Указывает безопасный путь корабля)
Задание 137.
– Чем похожи линии? Чем они различаются?
– Какие линии можно назвать лучами? Сколько лучей на рисунке?
– Выполните практические задания.(работа в тетради)
Задание 138.(слайд №5)
– Сколько лучей на каждом чертеже? (показ на слайде учеником)
– Сколько прямых?
Физминутка.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
6. Закрепление пройденного материала.
Среди поля голубого - Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это ……. (Солнце)
- А почему Луч загадал вам загадку про солнышко? ( Потому что у солнышка тоже есть лучи)
- Нарисуйте в тетрадках солнышко.(слайд №5)
- А сколько лучей у вашего солнышка? (Дети говорят, сколько лучей они нарисовали у солнышка . Количество лучей разное.)
- Сколько лучей можно провести из одной точки? (Дети высказывают свое мнение.)
- Действительно, из одной точки мы можем провести любое количество лучей.
7. Итог урока.
- Вот и закончилось наше воображаемое путешествие. Мы прощаемся с городом Геометрией, его прекрасными жителями – геометрическими фигурами. Давайте еще раз вспомним, что же мы знает про прямую линию и луч. (У прямой нет начала и нет конца. А у луча есть начало и нет конца.)
- Надеюсь, наше путешествие было увлекательным и интересным. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям волшебной страны Математики, друг другу и порадуемся нашим успехам. Но это лишь малая часть того, что можно узнать на уроках математики. Впереди вас ждет еще много путешествий по Великой стране, название которой: Математика.
8. Рефлексия.
– С какой новой фигурой вы познакомились?
– Вспомните, в каких предметах, есть лучики? (нарисовать в тетради)