Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по кубановедению "Лекарственные растения" 2 класс»
Разработка урока кубановедения во 2-м классе по теме
"Лекарственные растения"
Сидоренко Ирина Викторовна –
учитель начальных классов МБОУ ООШ №25
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: продолжить знакомство детей с растительностью родного края; познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в крае, правилами их сбора и использования, расширять представление о многообразии природы родного хутора; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать речевые умения, логическое мышление.
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные:самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Личностные:различать и узнавать изученные объекты живой природы; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?»и уметь на него отвечать.
Картинки с изображением лекарственных растений формата А4
Сценарий урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
- Прозвенел и смолк звонок – начинается урок.
- Улыбнитесь гостям, друг другу, мне и с хорошим настроением начнём урок. Не забудьте о правильной осанке.
Актуализация и пробное учебное действие.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу.
- Дома вы, ребята, понаблюдать за понравившимся растением и выполнить задание на стр.19. Чтение рассказов и стихотворений о растениях Краснодарского края на выбор учителя (выбрать лекарственные растения).
- Что вы знаете ещё о данном растении (из ответов учащихся)?
- Какую пользу приносит оно человеку? (Учащиеся вспомнят, что это растение лекарственное).
III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.
- Что можно лечить при помощи этого растения?
- Как это сделать?
- Какая тема нашего урока?
- Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Познакомимся с лекарственными растениями нашего края, простейшими способами лечения с их помощью).
(Открывается доска, на которой записана тема урока «Лекарственные растения»).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.Узнать нам больше о лекарственных растениях помогут загадки.
V. Реализация построенного проекта.
- Отгадайте загадку и узнайте, как называется одно из лекарственных растений Кубани.
С желтыми цветками я,
Есть две мамы у меня.
(мать-и-мачеха)(На доску вывешивается картинка с изображением мать-и-мачехи).
- Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.
Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.
Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.
-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?
- Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
- В народе есть легенда…
У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
- Отгадайте ещё одну загадку и узнайте, как называется лекарственное растение Кубани.
Тонкий стебелек у дорожки.
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник)(На доску вывешивается картинка с изображением подорожника).
- В народе его называют «порезник», «ранник». Догадались, зачем его используют?
- Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.
- Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.
- Есть интересная легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для лечения ран.
Физминутка
«А в лесу растёт черника»
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика (Наклоны)
Чтобы ягоды сорвать,
Надо глубже приседать. ( Приседание)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)
-Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку.
Ты растения не тронь.
Жжется больно, как огонь.
Хоть и жжётся,
Но красива,
Всем известная ….. (крапива)
- А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы, узнаем из учебника.
( Работа в учебнике страница 20-21)
- Прочитаем это в учебнике на стр.21.
-Ну, что правы вы были?
- А как она нам помогает, кто-нибудь знает?
- Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.
- Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.
Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.
- Ещё есть одно известное всем растение (валериана). У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома:
Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………
Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент.
(Учащиеся получают карточки с описанием опыта, проводится работа в парах).
- У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.
- Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)
- Может кто-нибудь знает, как это растение называется? (Чистотел).
- Чистотел применяют для лечения туберкулёза, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.
VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.
- Поработаем в группах.
Задание для первой группы. Игра «Найди нужный листок»
На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.
Задание для второй группы. Практическая работа «Найди растение».
Найдите веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).
- Почему вы так решили?
Задание для третьей группы. Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?
Прочитайте предложения в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.
У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.
Задание для четвёртой группы.
«Узнай растение по внешнему виду»
Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.
В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?
Шиповникбогат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.
Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы – при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.
VΙΙ. Самостоятельная работа самопроверкой по образцу.
Работа в парах
В таблице (задание из учебника стр.22) спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.( На партах листочки с таблицей).
Р
О
М
А
Ш
К
А
Е
Ж
Я
Ь
Я
У
П
П
А
Т
Ш
А
К
И
Е
Р
А
Л
О
У
Л
Й
А
З
У
Б
Р
О
Н
П
Н
Д
Ц
У
П
И
М
Е
А
Щ
З
У
К
А
Л
И
Н
А
Х
-Проверим по эталону (вывешивается на доску). Ребята, как используют эти лекарственные растения?
VIΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.
- В начале урока мы с вами поставили цель – познакомиться с лекарственными растениями.
- О каких растениях за урок мы узнали?
Прочитаем названия на доске.
Лекарственные растения:
Ромашка Шиповник
Мать-и- мачеха Калина
Подорожник Чистотел
Крапива Валериана
- Что для вас было особенно интересно?
ΙХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
- Продолжите фразы.
Я узнал …
Меня удивило …
Я задумался над …
Я научился …
Мне пригодится …
Я смогу …
Домашнее заданиеСтраницы 23-24, нарисовать одно лекарственное растение из таблицы и узнать о нём у родителей, заполнить страничку книжки-малышки.