Номинация 1. Сценарий интегрированного урока
Этапы урока Цель этапа Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Критерии оценивания | Примечания: -коррекционная работа -формы и приемы работы -использование наглядности |
при организации субъектно-личностного, индивидуального и дифференцированного подхода |
ПРОВОДИТ УЧИТЕЛЬ |
I ЭТАП (2 мин.) ОРГАНИЗАЦИОННОМОТИВАЦИОННЫЙ Цель: подготовка речевого аппарата; положительный эмоциональный настрой на предстоящий вид деятельности | 1.Речевая разминка | Ясность, четкость произношения | Хоровое проговаривание – отработка звукопроизно шения |
- Сразу сорок семь сорок прилетели на урок: Тараторили, галдели... Что понять они сумели?
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Проговаривание чистоговорки учащимися вслух совместно с учителем |
2.Сообщение способа организации взаимодействия педагогов и учеников | Понимание сущности ситуации. | Организация ситуации сотрудничества Эмоциональный настрой. |
- Сегодня необычный урок. - Кто может сказать, а почему он необычный? Вывод: - Правильно, на уроке присутствуют гости. - Работать мы сегодня будем сообща: «Дети - учитель - воспитатель» | Ответы детей на данный вопрос |
II ЭТАП (8 мин.) АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Цель: восстановление в памяти ранее полученных знаний по теме «Птицы»; уточнение значений слов; развитие умения оценивать свои действия | 1. Введение в тему | Умение различать вопросы: о ком? о чем? | Конкретизация вида деятельности учащихся. |
а) Постановка проблемной ситуации |
- Вам, вместе с воспитателем предстоит определить о чем? или о ком? мы будем говорить на уроке. - Ответы должны быть ясными и четкими. | Прослушивание задания. |
ПЕРЕХОД ОТ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ |
б) Дидактическая игра «Мозаика» | Правильное называние частей тела птицы. Четкое произношение названий. Полные ответы при доказательстве своего мнения Умение сотрудничать. | -Активизация познавательных интересов. -Создание проблемной ситуации. -Использование зашторенного задания. -Создание ситуации взаимопомощи при решении поставленной задачи. |
- Работаем вместе, дружно. - Дети, у вас на партах лежат конверты. В них части предмета - Посмотрите внимательно и, не открывая конверты, назовите эти части. - Верно. По названию этих частей, вы уже можете определить сам предмет? Ответ свой начните со слов: «Я думаю, это»… - Давайте проверим. Соберем предмет. /Предлагается выложить фрагменты на парте так, чтобы получилась картинка. Вывод: - Правильно. Это птица. - Молодцы. Работали сейчас дружно. Отвечали четко. | На партах «зашторенные» конверты. Наружно изучают содержимое конвертов (ощупывают, смотрят на свет) и отвечают на вопрос. - Это … /по цепочке/ Смотрят, сопоставляют и высказывают свое мнение: - Я думаю … На парте складывают из фрагментов птицу. |
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ |
III ЭТАП (23 мин.) ОСНОВНОЙ Цель: изучение новых сведений; формирование словообразующего компонента речевой деятельности; применение полученных знаний в речевой практике. | 1. Сообщение темы урока | Понимание сущности ситуации. | Мотивирование на достижение конечного результата. |
- Правильно, мы будем говорить о птицах нашего края. - О зимующих птицах. - Узнаем новое об уже знакомой всем с детства птице. -Будем учиться составлять слова. Правильно их изменять и связывать в предложении. | Прослушивание темы и целей урока. |
2. Первичное представление о голубе. | Правильность названия птицы. | СЛАЙД – ПРОЖЕКТОР «Голубь» Использование словесного метода: рассказ |
- Голуби сильные и выносливые птицы. Когда – то эти птицы были домашними. Их даже называли почтальонами. С тех пор они неразлучны с человеком. Питаются голуби семенами разных растений. Они живут под крышей, на чердаках домов. | Учащиеся рассматривают птицу, Называют её. Слушают рассказ учителя. |
3. Словообразование | Правильность количественных окончаний существительных. | ИТК ТРЕНАЖЕР «Сколько? Сосчитай и скажи» Один ученик у доски - один за партой. |
А – имена существительные |
1)Количественные окончания слов |
Детям предлагается правильно сосчитать и проговорить количество голубей на картинке тренажера. Вывод: обобщение учителем. | Рассматривание, подсчет, согласование цифры и слова: 1 голубь 2 голубя 6 голубей Много голубей |
2)Родственные слова (родовые образования) игра «Согреем птиц ласковыми словами» | Правильность употребления родовых понятий. | Организация познавательной активности в игровой подаче материала |
Детям предлагается подобрать слова женского и мужского рода к местоимениям ОН, ОНА (мелом на доске) Вывод: оценка правильности учителем | ОН: голубь, голубок, … ОНА: голубь, голубка, … |
3)Работа с учебником и обмен первыми впечатлениями |
Стр. 60-61 - Рассмотрите иллюстрации слева и справа. - Что вы можете рассказать о голубе? | Учащиеся рассматривают иллюстрации, приводят примеры из жизненного опыта | Употребление в речи составленных слов. | Опора на жизненный опыт учащихся. |
Б – имена прилагательные + согласование слов (сущ. + прил.) | Активность участия в коллективном виде деятельности | Изменение места нахождения (положения) детей на уроке - соблюдение санитарно- гигиенических норм СанПиН. |
1) «Перышко» - предметная игра – упражнение |
Детям предлагается рассказать о зрительных и тактильных ощущениях. Вывод: обобщение учителем - По виду птицы, по её размеру, по цвету перьев – можно определить какая это точно птица. Я знаю, …….. | Выполняют у доски, стоя в кругу. - Это перо или перышко? Дают объяснение. Приводят слова, отвечающие на вопрос какое? |
ПЕРЕХОД ОТ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ |
2)Закрепление словообразования макет «Кормушка» | Правильность употребления слов при назывании конкретных предметов. Использование в речи предложений. | Создание ситуации успеха: - «сюрприз» – нестандартная организация закрепления материала; - опора на жизненный опыт учащихся. Развитие желания быть полезным, вовлечение в коллективную деятельность более слабых учащихся. |
- Ребята, давайте расскажем о нашем сюрпризе. - Что это? - Предлагаю вам внимательно посмотреть на нашу кормушку, на ваши фотографии и вспомнить, какие птицы на кормушке. - Какая птица прилетала на кормушку к Мише? Докажи. - Какую птичку кормит Петя? Почему ты так решил? - Какие птицы гостили у Насти и Андрея? Как вы определили? Вывод: оценка деятельности воспитателем. - Молодцы! Мы все вместе аккуратно смастерили такую красивую поделку, были очень внимательны и правильно определили птиц. | Прослушивают предстоящее задание Дети активно участвуют в коллективной беседе, рассказывают о своих представлениях, показывают знания по теме «Птицы» |
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ |
В – слова - действия | Правильность обозначения действия словом. | Привлечение внимания проблемным вопросом. |
1)Создание проблемной ситуации |
- Очень интересная ваша работа. - Смотрите, сидят птицы на кормушке и разговаривают. - Кто знает, как разговаривают голуби? | Дают ответы |
2)Просмотр видеоклипа | Смотрят. Слушают. | РОЛИК «Воркование голубей» |
3)Подбор слова для обозначения действия. | Оценка правильности выбора и умения объяснить свой выбор | Перевод пассивного словаря в активный. |
Воробей воркует Ворона чирикает Голубь каркает Вывод: обобщение учителем. - Об одном таком разговоре вам расскажет воспитатель. | Дети выбирают из предложенных слов одно - необходимое. Объясняют правильность выбора. |
ПЕРЕХОД ОТ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ |
4.Работа над предложением, текстом на основе произведения «Сказка о смелом голубе» | Оценка внимательного просмотра Контроль построения предложений в ответах. Употребление вновь изученных слов. | ИТК мультимедиа презентация «Сказка о смелом голубе» Рассказывание по слайдам -Предъявление учебных требований; -создание наглядно – образных представлений; -опора на чувственный опыт учащихся. |
1)Первичное восприятие сказки |
Ребятам предлагается внимательно прослушать сказку, постараться её запомнить. /Педагог рассказывает сказку по слайдам презентации/ | Учащиеся слушают сказку. |
2)Обмен первыми впечатлениями - Понравилась сказка? - Да, очень интересная сказка. - Какое настроение у вас было, когда вы слушали сказку? Почему? 3)Анализ содержания сказки. /Истории голубя анализируется по вопросам педагога/ 4)Выводы по содержанию * отношение детей *акцент на нравственные качества Вывод: оценка деятельности воспитателем - Молодцы! Вы внимательно меня слушали. - А еще мы с вами молодцы - помогаем птицам, кормим их – спасаем их от голода. | Дети принимают участие в обсуждении услышанной истории. |
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ |
IV ЭТАП (5 мин.) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Цель: закрепление изученного материала по теме, развитие элементов самостоятельности в подготовке задания. | 1)Демонстрация символа - Сколько интересного мы сегодня узнали о голубе. А еще я знаю, что голубя называют «символ мира». 2)Дифференцированное задание - С помощью взрослых выяснить, что значит «Голубь - символ мира» и выполнить задание в конвертах разной трудности: *желтый – легкое задание *зеленый – средней сложности *красный – повышенной трудности - А чтобы вам было легче подготовить задание, запланирована поездка в Сланцевский краеведческий музей. | Дети самостоятельно делают свой выбор | Понимание сущности ситуации. | Создание ситуации успеха: -нестандарт- ность ситуации; - преодоление собственной неловкости; - выбор посильного задания. |
V ЭТАП (7 мин.) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Цель: рефлексия деятельности, повышение познавательной мотивации. | 1)Оценка деятельности учителем | - Результаты деятельности класса. - Результаты работы отдельных учащихся. | Использование приема совещания |
2)Рефлексия - Учитель - Воспитатель | * Мнения учащихся - Что хотелось бы повторить? *Использование игры – тренажера «Накорми птиц» | Активизация познавательных интересов. Побуждение к поиску решений. Развитие учебной мотивации. |
Жил был Голубь. Был он очень добрым. Отличался он только тем, что не мог летать.
Он очень сильно боялся всех вокруг, особенно людей, которые однажды сломали ему крылышко.
Голубку нравился лес, в котором жил он сам и его голубка. Она всегда поддерживала голубя. Ему нравилось ворковать с ней. Она сообщала ему все, что видела за целый день.
Однажды Голубка заметила, что птиц в лесу становится меньше с каждым днем. Голубь спросил птиц, сидящих рядом.
- Несколько дней нам нечего кушать. Кормушки, которые развесили люди, могли бы нас спасти. Но они давно пусты, корма в них нет. И если сегодня до заката солнца никто не появится в лесу, не принесет для нас хлебных крошек, мы погибнем - грустно сказали птицы.
- Вон там, за высокой горой есть широкая река, а за рекой их деревня.
Голубь подошел к дереву и стал громко кричать, звать птиц на помощь. Но никто из них не подал голоса. Птицам было холодно и голодно. Они сидели, прижимаясь, друг к другу, надеялись на помощь и спасение. Голубок понял – их нужно спасать!!!
Неожиданно он увидел маленькую Мышку, которая с виду казалась очень храброй и сильной. Голубь спросил её:
- Как ты, Мышка, такая маленькая и никого не боишься? Целый день ты бегаешь по лесу и тебе не страшно?
- Все очень просто. Мы, мышки, каждый день едим Волшебное зёрнышко, и если хочешь, я могу с тобой поделиться.
Голубь обрадовался и когда он съел Волшебное зёрнышко, перестал бояться летать. Он взлетел, полетел к людям и упал от голода прямо у одного дома. Люди вышли на прогулку, увидели его, покормили и голубь позвал их в лес, спасти других голодных птиц и его голубку.
- Спасибо тебе, Мышка, за Волшебное зёрнышко! Если бы ты мне не помогла, все мои друзья птицы и моя голубка могли погибнуть.
- Не зёрнышко тебя спасло от страха летать, а сила дружбы и любви, которая живет в тебе. Ты сильный, смелый. Молодец!