Этапы урока Цель этапа Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Критерии оценивания | Примечания: -коррекционная работа -формы и приемы работы -использование наглядности |
при организации субъектно-личностного, индивидуального и дифференцированного подхода |
ПРОВОДИТ УЧИТЕЛЬ |
I ЭТАП (2 мин.) ОРГАНИЗАЦИОННОМОТИВАЦИОННЫЙ Цель: подготовка речевого аппарата; положительный эмоциональный настрой на предстоящий вид деятельности | 1.Речевая разминка | Ясность, четкость произношения | Хоровое проговаривание – отработка звукопроизно шения |
- Сразу сорок семь сорок прилетели на урок: Тараторили, галдели... Что понять они сумели?
Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. | Проговаривание чистоговорки учащимися вслух совместно с учителем |
2.Сообщение способа организации взаимодействия педагогов и учеников | Понимание сущности ситуации. | Организация ситуации сотрудничества Эмоциональный настрой. |
- Сегодня необычный урок. - Кто может сказать, а почему он необычный? Вывод: - Правильно, на уроке присутствуют гости. - Работать мы сегодня будем сообща: «Дети - учитель - воспитатель» | Ответы детей на данный вопрос |
II ЭТАП (8 мин.) АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Цель: восстановление в памяти ранее полученных знаний по теме «Птицы»; уточнение значений слов; развитие умения оценивать свои действия | 1. Введение в тему | Умение различать вопросы: о ком? о чем? | Конкретизация вида деятельности учащихся. |
а) Постановка проблемной ситуации |
- Вам, вместе с воспитателем предстоит определить о чем? или о ком? мы будем говорить на уроке. - Ответы должны быть ясными и четкими. | Прослушивание задания. |
ПЕРЕХОД ОТ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ |
б) Дидактическая игра «Мозаика» | Правильное называние частей тела птицы. Четкое произношение названий. Полные ответы при доказательстве своего мнения Умение сотрудничать. | -Активизация познавательных интересов. -Создание проблемной ситуации. -Использование зашторенного задания. -Создание ситуации взаимопомощи при решении поставленной задачи. |
- Работаем вместе, дружно. - Дети, у вас на партах лежат конверты. В них части предмета - Посмотрите внимательно и, не открывая конверты, назовите эти части. - Верно. По названию этих частей, вы уже можете определить сам предмет? Ответ свой начните со слов: «Я думаю, это»… - Давайте проверим. Соберем предмет. /Предлагается выложить фрагменты на парте так, чтобы получилась картинка. Вывод: - Правильно. Это птица. - Молодцы. Работали сейчас дружно. Отвечали четко. | На партах «зашторенные» конверты. Наружно изучают содержимое конвертов (ощупывают, смотрят на свет) и отвечают на вопрос. - Это … /по цепочке/ Смотрят, сопоставляют и высказывают свое мнение: - Я думаю … На парте складывают из фрагментов птицу. |
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ |
III ЭТАП (23 мин.) ОСНОВНОЙ Цель: изучение новых сведений; формирование словообразующего компонента речевой деятельности; применение полученных знаний в речевой практике. | 1. Сообщение темы урока | Понимание сущности ситуации. | Мотивирование на достижение конечного результата. |
- Правильно, мы будем говорить о птицах нашего края. - О зимующих птицах. - Узнаем новое об уже знакомой всем с детства птице. -Будем учиться составлять слова. Правильно их изменять и связывать в предложении. | Прослушивание темы и целей урока. |
2. Первичное представление о голубе. | Правильность названия птицы. | СЛАЙД – ПРОЖЕКТОР «Голубь» Использование словесного метода: рассказ |
- Голуби сильные и выносливые птицы. Когда – то эти птицы были домашними. Их даже называли почтальонами. С тех пор они неразлучны с человеком. Питаются голуби семенами разных растений. Они живут под крышей, на чердаках домов. | Учащиеся рассматривают птицу, Называют её. Слушают рассказ учителя. |
3. Словообразование | Правильность количественных окончаний существительных. | ИТК ТРЕНАЖЕР «Сколько? Сосчитай и скажи» Один ученик у доски - один за партой. |
А – имена существительные |
1)Количественные окончания слов |
Детям предлагается правильно сосчитать и проговорить количество голубей на картинке тренажера. Вывод: обобщение учителем. | Рассматривание, подсчет, согласование цифры и слова: 1 голубь 2 голубя 6 голубей Много голубей |
2)Родственные слова (родовые образования) игра «Согреем птиц ласковыми словами» | Правильность употребления родовых понятий. | Организация познавательной активности в игровой подаче материала |
Детям предлагается подобрать слова женского и мужского рода к местоимениям ОН, ОНА (мелом на доске) Вывод: оценка правильности учителем | ОН: голубь, голубок, … ОНА: голубь, голубка, … |
3)Работа с учебником и обмен первыми впечатлениями |
Стр. 60-61 - Рассмотрите иллюстрации слева и справа. - Что вы можете рассказать о голубе? | Учащиеся рассматривают иллюстрации, приводят примеры из жизненного опыта | Употребление в речи составленных слов. | Опора на жизненный опыт учащихся. |
Б – имена прилагательные + согласование слов (сущ. + прил.) | Активность участия в коллективном виде деятельности | Изменение места нахождения (положения) детей на уроке - соблюдение санитарно- гигиенических норм СанПиН. |
1) «Перышко» - предметная игра – упражнение |
Детям предлагается рассказать о зрительных и тактильных ощущениях. Вывод: обобщение учителем - По виду птицы, по её размеру, по цвету перьев – можно определить какая это точно птица. Я знаю, …….. | Выполняют у доски, стоя в кругу. - Это перо или перышко? Дают объяснение. Приводят слова, отвечающие на вопрос какое? |
ПЕРЕХОД ОТ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ |
2)Закрепление словообразования макет «Кормушка» | Правильность употребления слов при назывании конкретных предметов. Использование в речи предложений. | Создание ситуации успеха: - «сюрприз» – нестандартная организация закрепления материала; - опора на жизненный опыт учащихся. Развитие желания быть полезным, вовлечение в коллективную деятельность более слабых учащихся. |
- Ребята, давайте расскажем о нашем сюрпризе. - Что это? - Предлагаю вам внимательно посмотреть на нашу кормушку, на ваши фотографии и вспомнить, какие птицы на кормушке. - Какая птица прилетала на кормушку к Мише? Докажи. - Какую птичку кормит Петя? Почему ты так решил? - Какие птицы гостили у Насти и Андрея? Как вы определили? Вывод: оценка деятельности воспитателем. - Молодцы! Мы все вместе аккуратно смастерили такую красивую поделку, были очень внимательны и правильно определили птиц. | Прослушивают предстоящее задание Дети активно участвуют в коллективной беседе, рассказывают о своих представлениях, показывают знания по теме «Птицы» |
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ |
В – слова - действия | Правильность обозначения действия словом. | Привлечение внимания проблемным вопросом. |
1)Создание проблемной ситуации |
- Очень интересная ваша работа. - Смотрите, сидят птицы на кормушке и разговаривают. - Кто знает, как разговаривают голуби? | Дают ответы |
2)Просмотр видеоклипа | Смотрят. Слушают. | РОЛИК «Воркование голубей» |
3)Подбор слова для обозначения действия. | Оценка правильности выбора и умения объяснить свой выбор | Перевод пассивного словаря в активный. |
 Воробей воркует Ворона чирикает Голубь каркает Вывод: обобщение учителем. - Об одном таком разговоре вам расскажет воспитатель. | Дети выбирают из предложенных слов одно - необходимое. Объясняют правильность выбора. |
ПЕРЕХОД ОТ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ |
4.Работа над предложением, текстом на основе произведения «Сказка о смелом голубе» | Оценка внимательного просмотра Контроль построения предложений в ответах. Употребление вновь изученных слов. | ИТК мультимедиа презентация «Сказка о смелом голубе» Рассказывание по слайдам -Предъявление учебных требований; -создание наглядно – образных представлений; -опора на чувственный опыт учащихся. |
1)Первичное восприятие сказки |
Ребятам предлагается внимательно прослушать сказку, постараться её запомнить. /Педагог рассказывает сказку по слайдам презентации/ | Учащиеся слушают сказку. |
2)Обмен первыми впечатлениями - Понравилась сказка? - Да, очень интересная сказка. - Какое настроение у вас было, когда вы слушали сказку? Почему? 3)Анализ содержания сказки. /Истории голубя анализируется по вопросам педагога/ 4)Выводы по содержанию * отношение детей *акцент на нравственные качества Вывод: оценка деятельности воспитателем - Молодцы! Вы внимательно меня слушали. - А еще мы с вами молодцы - помогаем птицам, кормим их – спасаем их от голода. | Дети принимают участие в обсуждении услышанной истории. |
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПИТАТЕЛЯ К УЧИТЕЛЮ |
IV ЭТАП (5 мин.) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Цель: закрепление изученного материала по теме, развитие элементов самостоятельности в подготовке задания. | 1)Демонстрация символа - Сколько интересного мы сегодня узнали о голубе. А еще я знаю, что голубя называют «символ мира». 2)Дифференцированное задание - С помощью взрослых выяснить, что значит «Голубь - символ мира» и выполнить задание в конвертах разной трудности: *желтый – легкое задание *зеленый – средней сложности *красный – повышенной трудности - А чтобы вам было легче подготовить задание, запланирована поездка в Сланцевский краеведческий музей. | Дети самостоятельно делают свой выбор | Понимание сущности ситуации. | Создание ситуации успеха: -нестандарт- ность ситуации; - преодоление собственной неловкости; - выбор посильного задания. |
V ЭТАП (7 мин.) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Цель: рефлексия деятельности, повышение познавательной мотивации. | 1)Оценка деятельности учителем | - Результаты деятельности класса. - Результаты работы отдельных учащихся. | Использование приема совещания |
2)Рефлексия - Учитель - Воспитатель | * Мнения учащихся - Что хотелось бы повторить? *Использование игры – тренажера «Накорми птиц» | Активизация познавательных интересов. Побуждение к поиску решений. Развитие учебной мотивации. |