kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока чтения Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий данного урока составлен в форме урока- мастерской. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу. Эти знания обогащаются знаниями соседа по парте, на следуещем этапе корректируются в разговоре с учащимися другой парты и только потом точка зрения группы объявляется учителю. Учитель направляет мысль детей в нужное русло№

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока чтения Л.Н.Толстой "Лев и собачка" »

Урок чтения во 2-м классе. Урок-мастерская



Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой парой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются. В результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. Роль учителя состоит в том, чтобы, не навязывая своего мнения, направить мысль детей в нужное русло и сделали свой выбор.

Учиться – значит придумывать, знать – значит творить. Ж.-Ж. Руссо «Немало хлопочут найти лучшие методы для обучения… Но есть средство более верное, чем всё это, средство, о котором всегда забывают: это желание учиться. Внушите ребёнку это желание и затем…– всякая метода будет хороша для него».

Общение с учеником-творцом открывает и новые перспективы для совершенствования самого учителя. Особая атмосфера, увлечённость окружающих заражает некоммуникабельных детей, которые становятся самими собой, теряют неуверенность, скованность, страх сделать что-то не так. Считаю, что развитие критического мышления у современных школьников сыграет важную роль в их будущем.


Тема: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка».


Цели:

Формирование умения работать в группах, аргументировать свою точку зрения, точно оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

Формирование собственного отношения к проблеме животных, находящихся в неволе.

Учить детей милосердию.


Оборудование:

Маркеры, прозрачная плёнка, белые листы бумаги формат А4, видеофильм «Братья наши меньшие», афиша с выставки пресмыкающихся.

Портреты Л.Н. Толстого, В.Е.Владыкина (удмуртский писатель-этнограф).

Дерево-лулпу (в переводе с удмуртского «дерево-душа») – ветки.


Оформление доски: высказывания К. Поппера «Я могу ошибаться, и ты можешь ошибаться, но совместными усилиями мы можем постепенно приближаться к истине».


ХОД УРОКА


I. Стадия вызова


Приветствие всех присутствующих – «Поза дерева». Стоим свободно, ноги параллельно, руки опущены вниз. Вдох, выдох. Руки через стороны вверх, пальцы не разъединяем. Представляем себя сильным деревом, крепко ухватившимся за землю и стремящимся всеми ветками к солнцу. Тянемся верх за руками, не поднимаясь на носочки. Пожелаем всем здоровья, любви, счастья, благополучия.


– Сегодня у нас не просто урок, а урок-мастерская. Поэтому принимаемся сразу за работу (у каждого ребёнка маркер, лист бумаги и файл).

– Нарисуйте маркером на плёнке клетку (дети работают на своих листах и учитель на своём);

– Обсудите в группах, что вы нарисовали (обсуждают);

– Каждая группа предлагает свои варианты ответов, выставляет неповторяющиеся рисунки от каждой группы (класс поделён на 4 группы по 6 человек);

– На доске появляются рисунки:

клетка для птиц или зверей.

шахматная клетка.

ткань в клетку.

клетка (тетрадная)


Дополняет учитель своими рисунками:

лестничная клетка.

грудная клетка.

клетка живого организма.


– Как вы думаете, когда клетка имеет положительное, а когда отрицательное значение?


Мнения детей разделились.


Положительные характеристики

Без клетки не мог бы существовать организм

Злых зверей держать (хищников), чтобы не покусали

Перевозить кошек

Чтобы не падать на лестнице

Скатерть в клетку красивее

Не смогли бы играть в шашки/шахматы без клетки

Грудная клетка защищает внутренние органы (дополнение учителя)

И т.д.


Отрицательные характеристики

Браконьеры ловят зверей в клетках

Жестоко в клетках держать животных

Птица разучится летать в клетке

Клетка отделяет от своего родного дома

Животным лучше на воле, чем в клетке

И т.д.


Учитель провоцирует детей на рассуждение, на спор, предлагая прочитать стихи собственного сочинения по готовому началу:


«Как тебе на ветке?» –

Спросила птица в клетке.

«Да так себе. А как тебе?»

«А мне-то хорошо. Сижу себе и пью и ем.

Смотрю мультфильмы целый день»


Автор – Алина Трубачёва.


«Как тебе на ветке?» –

Спросила птица в клетке.

Мне на ветке так удобно,

Вижу сверху что угодно.

Замечаю всё подряд,

Ах, опять мне улетать!


Автор – Сергей Бобров.


«Как тебе на ветке?» –

Спросила птица в клетке.

Мне хорошо на ветке!

Жалко птичек в клетке,

Они не знают неба,

Не знают облаков.

Им ломтик солнца надо

И воздуха глоток.


Автор – Михаил Подшивалов.


Следует обсуждение.


II/ Стадия содержания


На доске появляется запись:


Лев Собачка


– Сделай быстрый рисунок льва и собачки ( дети рисуют на бумаге маркером) – 3 минуты.

– Кто хочет показать свой рисунок? (рисунки появляются на доске, под плёнками со сделанным ранее рисунком, имитируя животное в клетке. Комментируются детьми).

– Ребята, сегодня будем читать произведение Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Что вам говорит название этого произведения?


На доске появляются два столбика слов, характеризующих льва и собачку.


Лев Собачка

Большой маленькая

Толстый худенькая

Крупный добрая

Грозный ласковая

Злой шустрая

Неуклюжий трусливая

Гневный верная

Взрослый слабая

Сильный беспомощная

Дикое животное домашнее животное

Царь зверей – почему? друг человека – почему?

Преданный

Верный

Великодушный – кого так можно называть?


– Я хочу показать вам ильм, как его можно озаглавить? (демонстрация отрывка фильма «Братья наши меньшие» – о жизни животных в дикой природе, звери со своими детёнышами в обычной для них среде). Обсудите в группах.


Ответы детей:


– «Жизнь в природе»

– «Маленькие детёныши»

– «Мир животных»

– «Родители и дети»

– «Жизнь добрых животных».


– Какое настроение у этих животных, что они ощущают? (Любовь, свободу, они, счастливы, потому что дома). А дом для животного это что? (Лес, джунгли, природа).

– Теперь обратимся к произведению Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Послушайте и ответьте, было ли это на самом деле.


Чтение произведения (не доходя до кульминационного момента, до слов «Лев играл с ней…»)


– А теперь добавьте слова в столбики о льве и собачке, характеризующие этих животных, после прочтения текста:


Добрый

Щедрый

Дружелюбный – что заставило его стать таким?

Какой оказалась собачка?

Пугливая

Сообразительная

Умная


– Кто из вас был в зверинце/зоопарке? Обратите внимание на глаза зверей в клетке. Они счастливые? Счастливые глаза у детей, которые смотрят на них.( Дети с этим согласны).


Чтение произведения до конца. Дети отвечают, было ли это на самом деле. Многие думают, что этого не был. Не может быть так, что за вход брали не деньги, а мелких животных. Не может быть человек таким жестоким.

Учитель демонстрирует афишу о выставке живых рептилий и обращает внимание на часы кормления этих животных. Так как рептилии хищники, то их кормят мелкими животными (грызунами), при этом некоторые люди любят приходить в часы кормления и получать от этого зрелища наслаждение. Если это происходит в природе – это кажется естественным явлением, а в клетке – жестоким.


– Давайте подумаем, если не будет таких выставок, как можно узнать о животных?


Ответы детей: посмотреть по ТВ, учёные увидят, напишут книгу, снимут фильм или самому можно съездить в далёкие страны.


III/ Стадия рефлексии


– А теперь каждый из вас ни с кем, не советуясь, напишет свои мысли о том, что «Оказывается животные, как люди, умеют…»

Дети вывешивают на общей ленте свои высказывания (афиширование).

…умеют любить и дружить по-настоящему, защищать друг друга, и что бы ни случилось, они всегда будут друзьями, а иногда животные бывают добрее людей.

…умеют любить и уважать друг друга. У каждого зверя есть дом – это природа. И он должен жить на воле.

…чувствовать, дружить, говорить без слов и понимать, а ещё бегать и любить. У нас с ними много общего.

…они умеют общаться, ухаживать за детёнышами. Если они в клетке, им хочется на свободу.

…любить и чувствовать неволю, узнавать добро и зло, они преданнее человека.

…любить, уважать и самое главное, дружить верно. Животные, как люди, могут умирать с добром, и мне их очень-очень жалко!


– Какой урок вы извлекли из чтения этой были?


Учитель читает стихи удмуртского писателя-этнографа В.Е.Владыкина «Ольха».


По-удмуртски ольху называют «лулпу»: «Душа-дерево» или «дерево-душа».

– Такое неказистое дерево, и вдруг – душа. Непонятно, – скажете вы.

– А с душой-то вам всё понятно?


Дети завязывают узелки на память на веточках дерева-лулпу, проговаривая это вслух.


– Давайте прочитаем хором заклинание «Человек – Человечеству, веря» В.Е.Владыкина:


Люди!

Отныне и во веки веков не забудем

О том, что каждый из нас рождён и должен быть Человеком!

Добрым, умным милосердным!

Да не заслонят небо стаи взращенных нами железных воронов,

Да оскверним хлеб, не сожжём воду

И не погасим солнце!

Да не покинут нас благоразумие и согласие,

Радость и счастье, мир и покой!..

И тогда будет Жизнь на Земле

Вечно и бесконечно!

А что есть дороже Жизни на Земле,

Люди!


– Всех благодарю!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Сценарий урока чтения Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Автор: Утеньязова Анар Кенесовна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 207950


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства