kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока по литературному чтению во 2 классе М.Пришвин "Лесная капель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению на тему М.Пришвин "Лесная капель" разработан для обучающихся 2 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по литературному чтению во 2 классе М.Пришвин "Лесная капель"»


Деревянова Татьяна Валерьевна МОУ «НОШ №3 р.п.Озинки»

Предмет: русский язык. Класс: 4. Автор учебника: С.В.Иванов. Программа: «Начальная школа 21 века».

Тема: Обучающее изложение с творческим заданием по тексту С. Коноваловой «Штора».

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам. Развитие речи.

Форма урока: урок - изложение

Цель: создать условия для организации деятельности обучащихся по формированию умений сжатия текста изложения.

Задачи:

Образовательная:

- Предметные: дать представление о сжатом изложении, выработать умение делить текст на смысловые части, выделять главную мысль текста, определять тему, соотносить её с названием, научить пользоваться приёмом преобразования сигналов слов символами.

-  Развивающая: развивать умение работать с текстом, выделять главное, основное, определять выразительные средства автора, сопоставлять слова; развивать творческое воображение и творческие способности, речь; развивать умение  рассуждать, сравнивать, анализировать.

-  Воспитательные: помочь увидеть и почувствовать не только видимые проблемы, но и красоту, глубину слова; формировать эмоциональную  и интеллектуальную отзывчивость, нравственное воспитание.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, монолог, диалог, анализ текста, демонстрация электронной презентации, парная, самостоятельная.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный, проблемно – поисковый, работа с книгой, методы стимулирования учебно- познавательной деятельности (создание ситуации успеха, поощрение), метод самоконтроля.

Средства обучения для учителя: учебник С.В.Иванова «Русский язык» 1 часть, компьютер, проектор, презентация, карточки с записью плана действий и плана текста.

Средства обучения для обучающихся: учебник С.В. Иванова «Русский язык» 1 часть, карточки с записью плана действий и плана текста, толковый словарь С.И. Ожегова.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане;

Познавательных УУД: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
























Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности.

Проверяет готовность к уроку.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


Показывают готовность к уроку.

Показывают правильную посадку и положение тетради.


Личностные:

- самоопределение к деятельности;

- стремление к успешности в учебной деятельности;

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать


Актуализация знаний

- Что такое штора? Где можно найти значение слова? Посмотрите словарь Ожогова и прочитайте значение этого слова.


- Какие бывают занавески?


- Подвести к сопоставлению: тяжелые занавеска и тюлевая занавеска.

- Для чего нам нужны шторы?


Просмотр видео

- Можно ли увидеть улицу через тюлевую занавеку, а через штору тяжелую, тёмную?

- Чем является штора, если мы не видим через неё улицу, мир.


Воспитательный момент



Мы рассказ сперва читали,

После — просто повторяли.

Больше прочитать не дали, —

Что запомнили, писали.

Нет, не сочинение.

Писали... (изложение)


Отвечают на вопрос учителя.

Работают со словарём.

Штора – это оконная занавеска.

Ответы детей: Занавески бывают ………







Просмотр видео, высказывают свои мнения. Преградой, проблемой, препятствием





Постановка цели и задач деятельности на уроке. (Научиться сокращать текст)



Регулятивные:

- умение концентрировать свое внимание

Коммуникативные:

Диалог с учителем

Познавательные:

- логические: выделение информации на основе просмотренного

- логические: обмен информацией из жизненного опыта, усвоенного материала ранее

Личностные: самоопределение


Познавательные:

- учебные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации


Постановка темы и цели урока

Итак, мы сегодня будем писать сжатое изложение с творческим заданием.


- Что такое изложение?

- Вы знаете определённые умения необходимые для работы над подробным изложением?


- Назовите их.


СЛАЙД 2












- Давайте определим, что не нужно делать при сжатом изложении? СЛАЙД 3

- Составим план наших действий при сжатом изложении на основе умений при работе с изложением. СЛАЙД 4, СЛАЙД 5

С какого действия мы начнём?

Итак, давайте познакомимся с текстом. (Уч. стр 164)

Читает ученик «Шторы» Коноваловой С.





Изложение – это пересказ чужого текста.

Называют умения для подробного изложения

- уметь определять жанр произведения

- уметь устанавливать последовательность событий в тексте

- уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия

- уметь делить текст на смысловые части

- уметь составлять план текста

- уметь включать в текст авторские слова и выражения

- уметь включать в текст средства художественной выразительности

- уметь пересказывать, включая все детали и подробности

- уметь грамотно записывать текст

- уметь оценивать результат своей работы.



Работают с планом, выделяют лишнее. (выделять подробности)

Проговаривают хором.


Дети слушают текст.

Регулятивные:

- планирование деятельности

Коммуникативные:

- диалог с учителем


Постороение проблемной ситуации и проекта выхода из затруднения









Проверка первичного восприятия

- Определите тип текста: описание, рассуждение, повествование. Почему?

- О чём идёт речь? Назовите тему.

- Текст назван «Штора». Что отражает заголовок?


- Почему текст назван «Штора»?




- Что служило сигналом для того, чтобы птицы прилетали и питались?



- Просмотрите ещё раз текст и докажите словами из него, что существовала преграда между людьми и птицами.

- Что волнует автора? Определите главную мысль.

- Что хочет сказать нам автор этим рассказом?

- Ещё раз проговаривают тему и основную мысль.

Это текст повествование. Обосновывают своё мнение.


Заголовок отражает тему или главную мысль.

Тема: о шторе.




Служило сигналом тюлевая занавеска.



Дети читают предложения.




Люди не видят проблем из – за штор, не видят голодных птиц.

Коммуникативные:

- диалог с учителем

- обоснование собственного мнения, доказательство


Регулятивные:

- контроль

Познавательные:

- моделирование

Личностные:

самовыражение чувств.











Анализ структуры текста


Вторичное восприятие


































Первичное закрепление во внешней речи


- Восстановим порядок действий, для этого соотнесём, правильно ли мы определили тему и главную мысль.



- В основе лежит рассказ, событие, последовательность.

В рассказе есть структура: Завязка, кульминация, заключение.

- Возвращаемся к тексту и делим его на смысловые части. Мы можем обратится к структурным элементам: завязка, кульминация, заключение.

Но есть другой путь, т.к. изложение сжатое, то ориентироваться будем на то, что видим зрительно – это абзацы. Сколько абзацев?


1 . «Прочитайте первый абзац. Определите, о чём говорится? Что вы узнали из нее?





- О чем нужно сказать обязательно?



Прочитайте, когда открывалась птичья столовая?

Как об этом сказать короче?

- Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним?



- Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке? Как автор характеризует птиц? Почему важно использовать эти слова? Попробуйте сами сократить эти три предложения.


Прочитайте последнее предложение.
Может, сократим его? Что напоминает?

Оставим последнее предложение.

Прочитайте, что получилось? СЛАЙД 6


- Озаглавьте эту часть, используя слова из текста.




2 .Предлагает прочитать 2 часть

- Что вы узнали?




- Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц.



- О чем скажем обязательно?

- Когда произошла перемена в жизни птиц и почему?

- Что можно опустить? О чем скажем дальше?



- О чем думают птицы?

- Будем писать последнее предложение? СЛАЙД 7


- Озаглавьте вторую часть.


- Прочитайте третий абзац, скажите, события меняются? Мы пропустим этот абзац.


- Посмотрите, второй абзац заканчивается многоточием, что это занчит? СЛАЙД 8



4. Вот мы и подошли к заключительной части. Что такое заключение? А как закончится эта часть, у вас будет у каждого своя история, которую вы напишите.

- А озаглавим мы её: А что дальше?


- Посмотрим план: он сохраняет тему? Отражает основную мысль? Последовательность действий соблюдается?


Фронтальная работа по соотнесению последовательности действий.










Абзацев - 3





  1. Когда снег покрыл землю и отодвинулась тюлевая занавеска, стала работать птичья столовая. Прилетели воробьи. Снегири, свиристели.

Высказывают свои предположения (Так было всегда).


Зимой.

Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и открывалась птичья столовая.


К ней прилетали воробьи. Любопытные синички, важные свиристели.



И так было всегда.



Читают всю первую часть.


Птичья столовая.

Пир на балконе.

Так было всегда.




Высказывают свои предположения (Что старые жильцы уехали, а появились новые жильцы).



Птицы не видят корма в кормушке, занавеска пропала.


Птицы ждали, но корма не было.

Когда приехали новые жильцы.

Что уехали старые жильцы. Появились новые.


Штора мешает увидеть птиц.

Да. Но птицы всё – таки ждали…


Корма не было.

Птицы ждали.

Воробьи улетели на другую улицу, свиристели – в лес, а синицы ждали.


Это значит, что следует продолжение.


Ответы детей.


Ответы детей.




Познавательные:

- логические:

Поиск и выделение информации, анализ, вывод,

- синтез составление целого из частей,

- умение  устанавливать причинно – следственные связи;

- доказательство

Коммуникативные:

- диалог с учителем, умение слушать

одноклассников, умение работать в паре

- умение выражать свои мысли


















Включение в систему знаний и повторение.

Орфографическая подготовка

Чтобы грамотно писать, поработаем со словами. Назовите и выделите орфограммы.

СЛАЙД 9


Всегда, балконной, занавеска, отодвигалась, птичья столовая, прилетели, воробьи, синицы, свиристели, жильцы, повисли, тяжелые, в кормушке, не было, мешала, всё - таки

- Ребята ещё раз напомните, что служило сигналом для открытия столовой?А почему столовая прекратила своё существование?

Автор использует два сочетания слов: тюлевая занавеска и тяжёлая. Какой приём использует автор? СЛАЙД 10

Называют орфограммы, подчеркивая опасные места.









Сопоставления

Регулятивные:

- самоконтроль

Вторичный синтез



- Можем ли мы воспользоваться словами, чтобы составить текст. Давайте попробуем.


- Т.к. вы будете писать самостоятельно, я предлагаю в каждом предложении определить сиглалы и преобразовать их в символы. Например, ! окно + ложка и вилка. В, с, св. !бы


Машинка . окно. Зерно перечеркнуто. ? ? !



У детей листочки с таблицей, в которой написан план и опорные слова или сигналы.

Регулятивные:

- контроль, самостоятельность выполнения действий

Познавательные:

- построение алгоритма действий

- моделирование

Коммуникативные:

- диалог с учителем, умение слушать

одноклассников, умение работать в паре


Запись текста

Предлагает записать текст в соответствии с составленным планом и творческое продолжение.

Записывают получившийся текст в тетрадь.


Самопроверка работ

Выполняют самоконтроль по плану:

Самооценка

  1. Текст соответствует теме и главной мысли

  2. В тексте сохранена последовательность событий.

  3. В тексте перечислены основные события, отсутствуют детали, подробности.


Выполняют самопроверку работ.


Коммуникативные:

- умение слушать читающего

Регулятивные:

- ориентирование в своей системе знаний и осознанность необходимости нового знания.


Рефлексия

Задает вопросы: Чему научились на уроке? О чем писали изложение? Вспомните нашу главную учебную задачу. Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись? Чему учит нас текст?

Обобщает высказывания учащихся, корректирует по необходимости самооценку учащихся. Дает общую оценку работе класса и отдельных учащихся.

Воспитательный момент.

Отвечают на вопросы учителя.


«Быть внимательными людьми».


Слушают учителя и принимают к сведению замечания и поощрения

Регулятивные:

- самооценка

- оценка

Познавательные:

- логические

Личностные:

- нравственно – этическая оценка












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока по литературному чтению во 2 классе М.Пришвин "Лесная капель"

Автор: Деревянова Татьяна Валерьевна

Дата: 08.08.2023

Номер свидетельства: 635373


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства