Актуализация знаний | - Что такое штора? Где можно найти значение слова? Посмотрите словарь Ожогова и прочитайте значение этого слова. - Какие бывают занавески? - Подвести к сопоставлению: тяжелые занавеска и тюлевая занавеска. - Для чего нам нужны шторы? Просмотр видео - Можно ли увидеть улицу через тюлевую занавеку, а через штору тяжелую, тёмную? - Чем является штора, если мы не видим через неё улицу, мир. Воспитательный момент Мы рассказ сперва читали, После — просто повторяли. Больше прочитать не дали, — Что запомнили, писали. Нет, не сочинение. Писали... (изложение) | Отвечают на вопрос учителя. Работают со словарём. Штора – это оконная занавеска. Ответы детей: Занавески бывают ……… Просмотр видео, высказывают свои мнения. Преградой, проблемой, препятствием Постановка цели и задач деятельности на уроке. (Научиться сокращать текст) | Регулятивные: - умение концентрировать свое внимание Коммуникативные: Диалог с учителем Познавательные: - логические: выделение информации на основе просмотренного - логические: обмен информацией из жизненного опыта, усвоенного материала ранее Личностные: самоопределение Познавательные: - учебные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации |
Постановка темы и цели урока | Итак, мы сегодня будем писать сжатое изложение с творческим заданием. - Что такое изложение? - Вы знаете определённые умения необходимые для работы над подробным изложением? - Назовите их. СЛАЙД 2 - Давайте определим, что не нужно делать при сжатом изложении? СЛАЙД 3 - Составим план наших действий при сжатом изложении на основе умений при работе с изложением. СЛАЙД 4, СЛАЙД 5 С какого действия мы начнём? Итак, давайте познакомимся с текстом. (Уч. стр 164) Читает ученик «Шторы» Коноваловой С. | Изложение – это пересказ чужого текста. Называют умения для подробного изложения - уметь определять жанр произведения - уметь устанавливать последовательность событий в тексте - уметь определять тему текста, главную мысль и смысл заглавия - уметь делить текст на смысловые части - уметь составлять план текста - уметь включать в текст авторские слова и выражения - уметь включать в текст средства художественной выразительности - уметь пересказывать, включая все детали и подробности - уметь грамотно записывать текст - уметь оценивать результат своей работы. Работают с планом, выделяют лишнее. (выделять подробности) Проговаривают хором. Дети слушают текст. | Регулятивные: - планирование деятельности Коммуникативные: - диалог с учителем |
Постороение проблемной ситуации и проекта выхода из затруднения Проверка первичного восприятия | - Определите тип текста: описание, рассуждение, повествование. Почему? - О чём идёт речь? Назовите тему. - Текст назван «Штора». Что отражает заголовок? - Почему текст назван «Штора»? - Что служило сигналом для того, чтобы птицы прилетали и питались? - Просмотрите ещё раз текст и докажите словами из него, что существовала преграда между людьми и птицами. - Что волнует автора? Определите главную мысль. - Что хочет сказать нам автор этим рассказом? - Ещё раз проговаривают тему и основную мысль. | Это текст повествование. Обосновывают своё мнение. Заголовок отражает тему или главную мысль. Тема: о шторе. Служило сигналом тюлевая занавеска. Дети читают предложения. Люди не видят проблем из – за штор, не видят голодных птиц. | Коммуникативные: - диалог с учителем - обоснование собственного мнения, доказательство Регулятивные: - контроль Познавательные: - моделирование Личностные: самовыражение чувств. |
Анализ структуры текста Вторичное восприятие Первичное закрепление во внешней речи | - Восстановим порядок действий, для этого соотнесём, правильно ли мы определили тему и главную мысль. - В основе лежит рассказ, событие, последовательность. В рассказе есть структура: Завязка, кульминация, заключение. - Возвращаемся к тексту и делим его на смысловые части. Мы можем обратится к структурным элементам: завязка, кульминация, заключение. Но есть другой путь, т.к. изложение сжатое, то ориентироваться будем на то, что видим зрительно – это абзацы. Сколько абзацев? 1 . «Прочитайте первый абзац. Определите, о чём говорится? Что вы узнали из нее? - О чем нужно сказать обязательно? Прочитайте, когда открывалась птичья столовая? Как об этом сказать короче? - Можно ли заменить 2 и 3 предложение одним? - Обратите внимание, какие птицы прилетели к кормушке? Как автор характеризует птиц? Почему важно использовать эти слова? Попробуйте сами сократить эти три предложения. Прочитайте последнее предложение. Может, сократим его? Что напоминает? Оставим последнее предложение. Прочитайте, что получилось? СЛАЙД 6 - Озаглавьте эту часть, используя слова из текста. 2 .Предлагает прочитать 2 часть - Что вы узнали? - Докажите, что в этой части все события читатель видит глазами птиц. - О чем скажем обязательно? - Когда произошла перемена в жизни птиц и почему? - Что можно опустить? О чем скажем дальше? - О чем думают птицы? - Будем писать последнее предложение? СЛАЙД 7 - Озаглавьте вторую часть. - Прочитайте третий абзац, скажите, события меняются? Мы пропустим этот абзац. - Посмотрите, второй абзац заканчивается многоточием, что это занчит? СЛАЙД 8 4. Вот мы и подошли к заключительной части. Что такое заключение? А как закончится эта часть, у вас будет у каждого своя история, которую вы напишите. - А озаглавим мы её: А что дальше? - Посмотрим план: он сохраняет тему? Отражает основную мысль? Последовательность действий соблюдается? | Фронтальная работа по соотнесению последовательности действий. Абзацев - 3 Когда снег покрыл землю и отодвинулась тюлевая занавеска, стала работать птичья столовая. Прилетели воробьи. Снегири, свиристели. Высказывают свои предположения (Так было всегда). Зимой. Зимой у балконной двери отодвигалась тюлевая занавеска и открывалась птичья столовая. К ней прилетали воробьи. Любопытные синички, важные свиристели. И так было всегда. Читают всю первую часть. Птичья столовая. Пир на балконе. Так было всегда. Высказывают свои предположения (Что старые жильцы уехали, а появились новые жильцы). Птицы не видят корма в кормушке, занавеска пропала. Птицы ждали, но корма не было. Когда приехали новые жильцы. Что уехали старые жильцы. Появились новые. Штора мешает увидеть птиц. Да. Но птицы всё – таки ждали… Корма не было. Птицы ждали. Воробьи улетели на другую улицу, свиристели – в лес, а синицы ждали. Это значит, что следует продолжение. Ответы детей. Ответы детей. | Познавательные: - логические: Поиск и выделение информации, анализ, вывод, - синтез составление целого из частей, - умение устанавливать причинно – следственные связи; - доказательство Коммуникативные: - диалог с учителем, умение слушать одноклассников, умение работать в паре - умение выражать свои мысли |
Включение в систему знаний и повторение. Орфографическая подготовка | Чтобы грамотно писать, поработаем со словами. Назовите и выделите орфограммы. СЛАЙД 9 Всегда, балконной, занавеска, отодвигалась, птичья столовая, прилетели, воробьи, синицы, свиристели, жильцы, повисли, тяжелые, в кормушке, не было, мешала, всё - таки - Ребята ещё раз напомните, что служило сигналом для открытия столовой?А почему столовая прекратила своё существование? Автор использует два сочетания слов: тюлевая занавеска и тяжёлая. Какой приём использует автор? СЛАЙД 10 | Называют орфограммы, подчеркивая опасные места. Сопоставления | Регулятивные: - самоконтроль |
Вторичный синтез | - Можем ли мы воспользоваться словами, чтобы составить текст. Давайте попробуем. - Т.к. вы будете писать самостоятельно, я предлагаю в каждом предложении определить сиглалы и преобразовать их в символы. Например, ! окно + ложка и вилка. В, с, св. !бы Машинка . окно. Зерно перечеркнуто. ? ? ! | У детей листочки с таблицей, в которой написан план и опорные слова или сигналы. | Регулятивные: - контроль, самостоятельность выполнения действий Познавательные: - построение алгоритма действий - моделирование Коммуникативные: - диалог с учителем, умение слушать одноклассников, умение работать в паре |