kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта разработана для урока литературного чтения в 3 классе. Тема раздела: уроки и переменки. Тема урока: стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста»

Литературное чтение

Тема раздела: УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ

Тема: Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• развитие умений вести диалог с автором.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Умение работать в паре и в группах.





Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,



Ι. Актуализация знаний.


– Здравствуйте, ребята. Все готовы к уроку? Хорошо, Начинаем наш урок литературного чтения.

2. Введение в тему урока.

- Прочитайте пословицы на доске. Определите общую тему пословиц.

Здоровье дороже золота.

Здоровья не купишь.

Ум да здоровье всего дороже.

В здоровом теле здоровый дух.

Болезнь человека не красит.

- А как вы думаете, почему сегодня урок чтения я начала с пословиц о здоровье?

(Наверное, будем читать произведения на эту тему.)

­­- Правильно, молодцы. Сегодня мы познакомимся с произведениями О.Григорьева. Но для начала познакомимся с биографией писателя.(слайд).

- Ребята, А как сохранить и поддержать здоровье? Что надо делать? (Ответы детей)

-О чём говорят следующие пословицы и поговорки?

Ешь правильно – и лекарство не надо.

Обед без овощей – праздник без музыки.

Зелень на столе – здоровья на сто лет.

Хлеб да капуста никого не подпустят.

(Нужно правильно питаться, есть овощи и фрукты)

- А почему надо есть овощи и фрукты? Чем они так полезны? Я вам загадаю загадку, а отгадка поможет вам ответить на мой вопрос.



В каждом возрасте полезен

От рожденья до седин.

Он сражается с болезнью –

Друг надёжный – ... (витамин)

– Что вы знаете о витаминах? Как велика их семья? Где они содержатся? Как называются? Есть ли у них свои названия? (Высказывания детей.)

Познавательные УУД:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД

-Развиваем умение слушать и понимать речь других.

-Выразительно читать и пересказывать текст.







II. Развитие умений.

















I. Чтение стихотворения О. Григорьева.

1. Работа с текстом до чтения.

– Как вы думаете, о чём больше всего мечтают маленькие дети? (Стать поскорее взрослыми, вырасти.)

– А может быть, существует специальный, особый витамин, который усиливает рост? (Предположения детей.)

– Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке. Откройте учебник на с. 168. Прочитайте название произведения и рассмотрите иллюстрации. Что мы сможем сказать? О чем будет это произведение?

- Ребята, а какое это произведение по жанру?(стихотворема)

–Что может обозначать это слово? Как образовалось? Вслушайтесь в звучание слова «стихотворема». (Стихи + творить = сотворили необычные стихи.)

– В чём ещё может быть необычность стихов О. Григорьева, на ваш взгляд? (Разная длина стихотворных строк; наверное, оно читается в особом ритме.)

– О чём узнали, прочитав название? (Действительно существует витамин роста.)

– Удалось ли узнать его название в рисунках? (Пока нет, нужно прочитать произведение.)

– Можно ли предположить, где происходит действие? Кто герой стихотворемы? (Предположения детей.)

– Много вопросов у нас накопилось.откуда мы сможем найти ответы на эти вопросы? (Предположения детей.)

- правильно, ребята, молодцы! Приступим к чтению стихотворемы. Но прежде ещё раз вспомним вопросы, на которые нужно ответить.

1) Какой витамин является витамином роста?

2) Где он содержится?

3) Кто главные герои произведения?

4) Почему произведение названо так странно – «стихотворема»?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

Читает учитель (1часть).


Олег Григорьев

ВИТАМИН РОСТА

(стихотворема)

1

Мир был, как глобус, синь и кругл.

Учитель биологии ходил по классу из угла в угол.

И читал лекцию о питании человека

В связи с научными достиженьями века.– Дорасти до потолка в наше время

Относительно просто.

Для этого открыт в природе

Витамин А – витамин роста.

Особенно много витамина А

Содержит в себе морковь.

Наверное, поэтому у маленьких детей,

И особенно у зайцев,

К ней такая большая любовь.


Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз

И принеси из живого уголка

Двух маленьких белых крыс.

Этих милых, крошечных альбиносов. (Альбиносы – животные белого цвета. Интересно, зачем они понадобились?)

Да смотри не задерживайся у попугаев

И не задавай им

Никаких вопросов. (Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его посылают в живой уголок?)


Заодно поймай на окне

Самую толстую муху

И накорми в террариуме

Тритона. (То есть ящерицу.)

Будь осторожен –

Не спугни с яиц клуху

И опасайся питона. (Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.)


А пока Смирнов ходит вниз,

Расскажу я вам немного про крыс.

Вы знаете, какие это вредные

И нахальные животные. (А тема урока какая? Интересно, при чём здесь крысы?)

Особенно крысы опасны,

Когда бывают голодные.

Тогда они из склада в склад

Целыми стаями по городу носятся.

Кстати, кто скажет,

К какому отряду крысы относятся?

– К отряду грызунов, –

Сказал Иванов.

– Совершенно верно.

Только прекрати грызть яблоко.

А ты, Мехнов, отвернись от окна

И поверни ко мне

Хотя бы одно глазное яблоко. (Вы заметили, как Олег Григорьев играет словами? А в чём провинился ученик Мехнов?)


Если с крысами не бороться

И дать им свободно плодиться,

Они бы всю землю заняли в год,

И нам пришлось бы

Где-нибудь

На тесном Марсе ютиться. (Посмотрите, как наш художник представил себе эту картину.)


Человечество ведёт с ними

Непрерывную войну

С переменным успехом:

Их травят мышьяком,

Ядохимикатами,

На них ставят капканы,

Крысоловки

И вот теперь научились

Убивать их смехом.

В каком-нибудь складе,

Где их целое общество,

Или попросту популяция,

Ставится аппарат

И включается мультипликация...

И на том месте фильма,

Где начинают

Кота ремешком драть,

Так что искры летят из меха,

Крысы задирают ноги

И начинают так неистово хохотать,

Что лопаются от смеха.


Однако что это так долго

Ходит Смирнов?

Неужели опять питона

Не задвинули на засов? (А что, бывало уже такое?!)

Ах, вот и он сам... явился!

Что ж ты так долго не шёл?

А я думал, ты куда-нибудь

Трагически провалился.

Итак, с сегодняшнего дня

Мы начинаем эксперимент. (Как сказать по-другому? Опыт. Начинается какой-то опыт, наверное, по теме урока.)


Вот этому крысёнку

Мы повесим бирку со знаком «плюс»

И будем кормить его пищей,

Богато насыщенной витамином А,

Чтобы он вырос у нас с арбуз. (То есть чем кормить?)

Или даже с два.


Другому, вот этому,

Который высунул

Из клетки хвост,

Мы будем давать

Стерильную пищу, (То есть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего?)

Чтобы вызвать у него

Авитаминоз. (Сравните с нашим ответом.)


И примерно через месяц

Мы увидим,

Какой из этого получится эффект. (То есть результат.)

Конечно, в том случае,

Если крыса с «плюсом»

Не имеет в своих генах дефект. (То есть если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?)


Проходит неделя,

Проходит другая,

И вот уже опыт пора прекращать.

Учитель, за опытом наблюдая,

Ничего не может понять. (Почему? Что случилось?

(Предположения детей.)

Выросла крыса,

Которой в пище

С избытком давали витамин А,

Но также выросла

И другая крыса,

И даже больше раза в два. (Вы догадались почему? Какое предположение возникает?)

2

Однажды,

Перед тем как начать урок,

Учитель зашёл

В живой уголок.

Крыса,

Которая не получала витамина А,

С жадностью ела морковку. (Откуда взялась морковка, догадались?)

Учитель хотел морковку отнять,

Но крыса огрызалась

И отпрыгивала ловко.

– Тут, видимо, кто-то есть, – (Кого он увидел, как вы думаете?.. Проверим.)

Решил учитель и оглядел комнату. –

Ну да, так и есть! –

Из-под стола торчали чьи-то пятки.


– Кто тут играет в прятки?

Ах, это ты, Смирнов! (Мы были правы, это действительно Смирнов!)

Ну да... я так и знал.

Ты как это здесь оказался?

– У меня шнурок развязался,

Я его на бантик хотел завязать,

А он у меня на узел завязался. –

Из-под стола вылезли ноги Смирнова,

Потом туловище,

А затем голова.

Из карманов его

Предательски торчала,

Покачиваясь из стороны в сторону,

Зелёная ботва. (А вот и ответ на вопрос!)

– Красна девица сидит в темнице? –

Задал учитель вопрос в упор.

Смирнов быстро сунул в карман «косицу»

И сказал в ответ: – Я знаю, это помидор.

– Разгадываешь загадки ты ловко,

Можешь не хитрить.

Я знаю, что у тебя в кармане

Морковка.

Скажи, Смирнов, откровенно,

Ты крысу кормил

Из гуманных соображений

Или из шалости? (Что значит «из гуманных соображений»? – То есть потому что любил и жалел.)

Смирнов опустил глаза

И сквозь слёзы сказал:

– Не из гуманных соображений,

А от жалости. (Смирнов не знает этого слова, но кормил действительно от жалости. Попробуйте предположить: учитель накажет или похвалит ученика? А вы бы на его месте?)


– Ну не плачь,

Опыт ты не сорвал,

А даже подтвердил. (То есть доказал, что… витамин А действительно витамин роста.)

Вот только внешней стороне дела

Ты немножечко повредил. (Чему же повредил Смирнов? – Крыса с биркой «–» выросла больше, чем с биркой «+», потому что Смирнов её лучше кормил.)

И чтобы не возникли у кого-нибудь

Сомненья и придирки,

Я возьму

И переставлю на клетках бирки.

А поскольку за нарушенье

Режима питанья

Ты основной ответчик,

То сделаешь дома к весне, в наказанье,

И принесёшь в живой уголок скворечник. (Как вы думаете, это для Смирнова строгое наказание? Похоже, учитель простил его за срыв эксперимента.)


2. Обобщающая беседа. Ответы на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.

– Мы прочитали произведение О. Григорьева «Витамин роста»; думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале урока, чтобы дать на них верные ответы.

– Какой же витамин является витамином роста и где он содержится?

– Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо «Стихотворема»? Для этого ещё раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)

– Учитель утверждал на уроке, что для того, чтобы вырасти, необходимо употреблять в пищу витамин А. Доказать это он решил на опыте с крысами, чтобы все ученики убедились. В математике подобное утверждение, в истинности которого убеждаются при помощи доказательства, называется теорема. Значит, на уроке биологии доказывали биологическую теорему.

– Что напоминает по жанру произведение О. Григорьева? (Рассказ в стихах.)

– Стихотворную повесть, или рассказ в стихах, иначе называют поэма.

Можно ли выделить теперь составляющие стихотворемы? (Стихотворение + теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы.) Кто знает, может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями.

– Почему всё-таки Смирнов сорвал эксперимент? Как вы думаете, правильно ли он поступил?

– А как бы вы поступили на месте Смирнова? (Рассуждения детей.)

– Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали что-то новое о самих себе?

Чтение стихотворений О. Григорьева «После уроков» и «Кто прав?»

- Мы сейчас прочитаем 2 маленьких стихотворения и попробуем представить себе содержание стихов, портрет героев этих стихов, разглядеть их характер.

1. Стихотворение «После уроков» дети читают про себя.

Вопросы после чтения:

– Кто вышел победителем в этой драке? Какие перемены произошли в ходе драки с её участниками?

2. Повторное чтение, диалог с автором.

Домашний Пышкин и дикий Клоков

Дрались портфелями после уроков. (Домашний Пышкин – он какой, как вы представляете? (Опрятный, воспитанный, хорошо учится, этакий «маменькин сынок»…) А дикий Клоков? (Шалопай, драчун, хулиган, учится, скорее всего, плохо…) И фамилии сравните: Пышкин и Клоков.)

Когда вступили в бой рукопашный, (Что это значит? (Дрались уже не портфелями, а руками, кулаками.) Обратите внимание: уже не драка – бой!)

Домашний стал диким. (Это как? Что вы подумали, представили?)

А дикий – домашним. (А с Клоковым что произошло?)

– Это, конечно, стихотворение-шутка. А вот как у поэта получается написать смешно, вы поняли? (О. Григорьев играет словами: дикий – домашний. Это животные бывают дикие и домашние, а здесь речь об учениках, и мы их сразу себе представляем. «Бой рукопашный» – таким высоким слогом сказано о мальчишеской драке – и нам хочется улыбнуться. А потом драчуны меняются местами, и, похоже, «ныне дикий» Пышкин одерживает победу. Правда, поэт очень ярко нарисовал двух мальчишек?)

– А вот наш Клоков уже в роли дежурного – в стихотворении «Кто прав?».

3. Чтение про себя.

– Прочитайте самостоятельно.

После чтения дети отвечают на вопрос, кто же прав, по их мнению.

4. Повторное чтение (можно по ролям).

По ходу чтения явно возникают вопросы:

– Почему Коля не вымыл руки, что именно он хотел проверить?

– Как именно «нельзя с друзьями»?

5. Заключительная беседа.

– Как вы думаете, это серьёзное стихотворение или смешное?

– Чем похожи стихи О. Григорьева? (О школьниках, два героя, общий герой, короткие, сюжетные.)

– В каком из стихов вам больше симпатичен Клоков? Почему? Можно ли положиться на такого дежурного?

– Видимо, не стоит навсегда записывать человека, совершившего проступок, в разряд хулиганов и видеть в нём только отрицательные черты. В нём очень много хорошего, стоит только повнимательнее посмотреть или поручить ему ответственное дело, в котором он может себя проявить.

Познавательные УУД

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

-Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

-Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

-Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

-Развиваем умение слушать и понимать речь других.




ΙΙΙ. Итог.

– О чём же стихи О. Григорьева? (О дружбе, о взаимоотношениях ребят и т.д.)

- хорошо, молодцы ребята.



ΙV. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение О. Григорьева «Кто прав?»

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста

Автор: Судакова Анжелика Олеговна

Дата: 21.09.2020

Номер свидетельства: 558041


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства