2 | Актуализация опорных знаний. | Итак, давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, «она» стоила дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней или стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» Трудились над ее созданием долго, а вот судьба ее могла сложиться очень грустно. Во время нашествия врагов ее брали в плен вместе с людьми. Она могла погибнуть в пожаре или при наводнении. Ею очень дорожили: она внушала надежду, возвращала силу духа. Что же это за диковина такая? Да, это Ее Величество – Книга. - Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Что нового мы можем узнать на уроке? - Да, мы сегодня поговорим о книгах, по которым учились наши предки грамоте. | Книга. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
3 | Формирование новых знаний. | Как называется наша первая учебная книга? Попробуйте объяснить, почему её так назвали? А теперь ребята, проверим, верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72 Что вы узнали нового? Прочитайте пословицу «Сначала Аз и буки- потом все науки» Почему так говорят? Как появилась слово азбука? Слово азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв- А это Аз, Б-буки. Из этих названий появилось слово азбука.(слайд презентации) Давайте рассмотрим как выглядели буквы в древности и сравним их. Что вы можете сказать о них? | Азбука Ответы детей Чтение статьи учебника Ответы детей В современном алфавите 33 буквы, а в старом алфавите 40. Дети анализируют и делают выводы(работа в парах) | Познавательные: умение добывать информацию из учебника. Коммуникативные:сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Первичное закрепление | А где используется алфавит? С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке? А давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги следующих авторов А.С. Пушкин, И. А. Крылов, С. Есенин, Л.Н. Толстой. Поставьте фамилии авторов в алфавитном порядке, чтоб нам легче было найти их на полке. Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок.(слайды презентации) Кто считает, что он правильно выполнил задание? А кто думает, что допустил ошибки? Прочитайте фамилию последнего автора! Посмотрите, перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об этом человека? Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились. Мы сейчас прочитаем один из рассказов этой книги.(с 73) «Таня» Чему учит букварь? Одинаковы ли по смыслу слова «азбука» и «букварь»? Ребята, посмотрите раньше ваши родители учились по букварям(показ учебника) А вы знаете кто и когда написал первый русский букварь? Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.(слайд) Первый печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами. Прослушайте отрывки из данной книги. Как вы понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит? А можно ли эти поучения применять в наше время? | Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в школе, в классном журнале, в библиотеке. Для удобства поиска нужного слова. Работа в парах Самооценка. Толстой Ответы детей Ответы детей | Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция. |