kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.Прорыв блокады Ленинграда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету "Уроки гражданственности и духовности Донбасса" включает в себя 2 темы: "Сталинградская битва" и "Что значит жить по закону"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.Прорыв блокады Ленинграда.»

12.02.20

Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Класс 3-А

Курс «Уроки Победы»


Тема:Сталинградская битва. Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне.Прорыв блокады Ленинграда.


Уроки гражданственности и духовности Донбасса

Тема: «Что значит жить по закону»


Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о Сталинградской битве, ее значении в ходе Великой Отечественной войны.

Вызвать патриотические чувства, чувства любви и гордости за свою Родину.

-познакомить обучающихся с понятием « закон», с нарушениями закона(преступлениями и проступками);

-закреплять знания о правах и обязанностей детей;

-учить жить честно, соблюдая законы;

-воспитывать стремление быть законопослушным человеком.

Тип: комбинированный



Ход урока

1.Организация класса к уроку.

Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня продолжим разговор о Великой Отечественной войне

И я предлагаю на нашем уроке совершить путешествие дорогами войны на машине времени в прошлое , в ту пору, когда была Великая Отечественная война. Мы с вами уже обсуждали – когда началась В,О,в, кто и против кого воевал, о битве под Москвой, о героизме в тылу.

В годы войны была популярна песня «Эх, дороги»

3. Актуализация ранее изученного

Просмотрите внимательно этот фильм , послушайте эту песню и представьте себя не здесь сидящими за партами, а где- то там. Пока идет это видео вы «путешествуете», а потом расскажете своему другу, что вы видели около себя, что чувствовали, что вспомнили из наших предыдущих уроков о войне.

-Просмотр видео

-Работа в парах « Что я видел, что я слышал, что почувствовал, что я знаю о войне»

Несколько человек делятся своими мыслями.

Молодцы , ребята. Вы уже много знаете о войне. А сегодня мы поговорим о Сталинградской битве.

4. работа по теме урока

- Рассказ учителя


- Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины – Москве, а также окружить Ленинград. Главнокомандующий советской армии И.В. Сталин издал приказ – «Ни шагу назад».

- Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. Тогда в далеком 1942 году немецкая боевая авиация намеревалась стереть Сталинград с лица Земли.

За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. 23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории.

До наших дней дошел потрясающий снимок легендарного военного фотожурналиста Эммануила Евзерихина – сохранившийся при бомбежках фонтан «Дети» на фоне испепеленного Сталинграда. Официально фотография называется так: «23 августа 1942. После массированного налета гитлеровской авиации».

- Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года, но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом - 2 февраля 1943 года.



- В Сталинградской битве Советская Армия разгромила 5 армий противника, пленила 91 тыс. человек. Но и среди советских солдат было много потерь.

«2 Февраля – очень важная дата – начало Победы над фашизмом. Это память о тяжелейшем детстве, когда при сигнале «тревога» дети со страхом забивались в темные углы, когда кусочек хлеба для ребенка был вкуснее всего. 2 февраля 1943 г. – это дата надежды на будущее, светлое и мирное».

- В память о Сталинградской битве есть много памятников.

- Одним из самых известных во всем мире памятников Сталинградской битвы является комплекс памятников «Мамаев Курган».

В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы. Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу



Сражение за Сталинград принято подразделять на два неразрывно связанных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года).

А сейчас, ребята мы расскажем о бессмертном подвиге очень немногих героев Сталинградской битвы…

Обучающийся:

в) Подвиг солдат при защите дома Павлова

13 сентября 1942 г. начались упорные уличные бои, немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли насмерть. Командование 62-й армии поставило перед гвардейцами задачу: каждый окоп превратить в опорный пункт, каждый дом — в неприступную крепость. Такой неприступной крепостью на этой площади стал «Дом Павлова». Выполняя приказ командира, сержант Я. Ф. Павлов с тремя бойцами проник в дом и обнаружил в нем около 30 мирных жителей — женщин, стариков, детей. Разведчики заняли дом и в течение двух суток удерживали его.

Борьба за «Дом Павлова» — один из многих примеров героизма советских людей в дни битвы за город. Таких домов, ставших опорными пунктами, в полосе действий 62-й армии было более 100.

Обучающийся:

г) Подвиг Василия Зайцева

Более 300 гитлеровцев уничтожил Василий Григорьевич Зайцев в уличных боях. Особенно прославил Зайцева снайперский поединок с начальником берлинской школы снайперов майором Кёнингсом, присланным в Сталинград со специальным заданием активизировать снайперское движение в немецких войсках. Василию Зайцеву за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.

Обучающийся:

д) Подвиг Михаила Паникахи

К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился матрос Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметов, несколько вражеских машин. У Михаила Паникаха оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной. Этот героический подвиг Михаила Паникаха тут же стал известен всем бойцам 62-й армии.

Обучающийся:

е) Подвиг Матвея Путилова

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Обучающийся:

ж) Подвиг Николая Сердюкова

Во время наступления в районе населенных пунктов Карповка, Старый Рогачик (в 35— 40 км западнее Сталинграда), фашисты преградили путь наступавшим советским войскам. Красноармейцам была поставлена задача—преодолеть 600-метровое открытое пространство, минное поле, проволочные заграждения и выбить врага из окопов и траншей. В условленное время рота поднялась в атаку, но пулеметный огонь из трех вражеских дотов, заставил бойцов залечь в снег. Атака захлебнулась.

Комсомолец Н. Сердюков обратился к командиру роты: «Разрешите мне, товарищ лейтенант». Получив разрешение командира, Сердюков под градом пуль пополз к третьему доту. На виду у гвардейцев, поднявшись во весь рост, бросился герой к амбразуре дота. Пулемет врага замолчал, гвардейцы устремились на врага.

17 апреля 1943 г. младший сержант, командир стрелкового отделения 44-го гвардейского стрелкового полка 15-й гвардейской стрелковой дивизии Николай Сердюков удостоен звания Героя Советского Союза за боевые подвиги в битве под Сталинградом.

Просмотр видеофильма о Сталинграде

Обсуждение фидьма

- Почему Гитлер решил овладеть Сталинградом. Удалось ли ему это сделать?

5 физминутка

6. Продолжение работы по теме урока

УГДД «Что значит жить по закону»


ОБСУДИМ В МЕСТЕ

Выскажите своё мнение о споре двух ребят:

-Правила мешают людям жить ,поэтому люди их часто нарушают.

-Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.

« ПРАВИЛО- закон или постановление»( Владимир Иванович. Даль)

Правила ещё называются нормами.

Главный закон государства- это Конституция. У каждого государства есть своя Конституция.

Мы являемся гражданами какого государства? ДНР


Мы сегодня говорили о В.О.войне. Скажите, а кто по вашему нарушил правила, закон?

Если человек нарушает правила, законы,то для них предусмативается наказание.


Нормы регулируют действия людей. Поведение, соответствующее правилам, общество признаёт правомерным или считает нормой.

Многие социальные нормы сложились очень давно и кажется, что они существовали всегда.. При повторении определённых действий возникает привычка.

Существуют вредные и полезные привычки.А бывают даже опасные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков.)

Права и обязанности детей

-Кого закон считает ребёнком? В каком международном документе провозглашены права ребёнка?

Подумайте, что было бы, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей. Хотелось бы тебе жить в таком обществе?

ОБЯЗАННОСТИ БЕЗ ПРАВ НЕВОЗМОЖНЫ!

Обязанности всегда подразумевают то, что подлежит безусловному выполнению.

УЧИМСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОИМИ ПРАВАМИ

Уже сейчас ты имеешь право:

-давать согласие на изменение своего имени и фамилии;

-выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака ) ты хотел бы проживать.

Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность :

-выбирать своё место жительства(с согласия родителей);

-поступать на работу ( на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

-обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении на дороге.

НО уже в 14 лет подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления(убийство, разбой, кражу, вымогательство), а также за причинение имущественного вреда.

ЗАКОНОПОСЛУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК

-Вам приходилось слышать такое слово?

Такие люди составляют большую часть нашего народа.Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона («возмездие»)

«Око за око, зуб за зуб»

-Какие вы знаете детские игры с правилами, напоминающими первобытное табу?

.

ПРОТИВОЗАКОНННОЕ ПОВЕДЕНИЕ –это такое поведение, которое запрещено законом и причиняет вред людям.

ЗАКОН УЧИТ ЖИТЬ ЧЕСТНО

НО есть такие люди, которые нарушают закон (проезд без билета, ограбление квартиры и другие)



НАРУШЕНИЯ

1 группа:ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Наиболее вредные нарушения

-против здоровья и жизни человека (убийства, побои, истязания)

-против чести и достоинства( похищение людей, оскорбление, клевета)

-против прав и свобод граждан(нарушение равноправия граждан, нарушения правил охраны труда)

-против собственности( кража, грабёж, вымогательство)

-против общественной безопасности( терроризма , захвата заложников, хищения оружия)

2 группа: ПРОСТУПКИ

Мелкое хулиганство( нецензурная брань в общественном месте, приставание к гражданам,нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил)

-взял чужую вещь и сломал;

-опоздания, прогулы;

-бить лампочки в подъезде, ломать скамейки,

-оскорблять людей, устраивать драки;

-забирать вещи у чужих, залезать в чужой карман, автомобиль.



ОБСУЖДЕНИЕ

-Может быть , малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»?Что вы об этом думаете?( Ответы детей)

ЗАКОН СУРОВ , НО СПРАВЕДЛИВ

А незнание закона не является оправданием.Зокон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершенннолетних он всё- таки щадит. Ибо возраст нарушителя является обстоятельством, смягчающим вину.

С 16 лет наказывают за все виды нарушений, с 14 –за самые тяжкие ( убийства, грабёж, терроризм, хищение оружия, ложные сообщения о терроризме).

Малолетние нарушители вместе с родителями для начала могут быть вызваны на комиссию по делам несовершеннолетних, могут быть поставлены на учёт в полиции,родителей могут оштрафовать.

С 11 лет дети могут быть отправлены в спецшколу, а с 14 – в воспитательно-трудовую колонию.

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ:

  1. ВО время ссоры ребята сильно толкнули девочку. У неё упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить для толкнувшего?

  2. На автомобиле во дворе мальчик нацарапал рисунок.Это-нарушение закона?Это –нарушение порядка?

  3. Ребята заспорили:

–Кому нет 16 лет, тому ничего не будет даже за очень серьёзное нарушение.



-Нет, будет.

Кто прав?

7.ИТОГ УРОКА

Законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.

Закон не любит, когда его нарушают.Он строго наказывает всех нарушителей.

У государства есть много способов наказать нарушителя.И делает он это для того, чтобы восстановить справедливость.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цюрмаста Ирина Николаевна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539928


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства