I. Оргмомент. Настроение (отметить в таблице). Чистоговорка.
- Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Разминка
Дыхательная гимнастика.
Чтение блоков (слайд 2)
да-дар-дам-дом-дым
Интонационная разминка.
Дым стелется к дождю.!? – логическое ударение.
Гимнастика ума (слайд 2)
Дым – слово магнит
- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?
(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)
III. Проверка домашнего задания.
- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)
(один ученик работает за компьютером, выбрав в нижнем левом углу функцию «перо»; слайд 3)
- Скажи о дыме, как поэт или писатель.
«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей
округе».
- Скажи теперь, как учёный?
«Дым – это продукт горения».
(проверка работы ученика)
- Какое художественное средство использовал в своём стихотворении В. Берестов? (юмор)
- Уточните, какой юмор? (добродушный)
Чтение наизусть стихотворение по цепочке.
- Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)
- Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете?
Дети работают за компьютером (функция «перо»): второй ребёнок – слад 4, третий – слайд 5. Проверка.
Фузкултьминутка для глаз
IV. Мотивация. Целеполагание.
- Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть в прозе? (…………..)
- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».
- Но будем не просто его читать, а исследовать.
- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.
V. Изучение нового.
1. Первичное чтение учителем.
- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части?
(чтение рассказа на фоне музыкального сопровождения - слайд 6)
(музыку в презентацию не включила, так как, какая музыка будет звучать на уроке, зависит от самого учителя)
2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.
- Понравился ли вам рассказ?
- А как интереснее слушать, с музыкой или без неё? Почему?
3. Подготовительная работа (слайд 7)
По слогам - орфографическое чтение и целыми словами -
орфоэпическое чтение:
па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком
мо-тыль-ком – мотыльком
пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными
шеп-чешь - шепчешь
про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]
раз-ле-те-лись – разлетелись
кон-чит-ся – кончится [ца]
Повторное чтение. Анализ произведения по частям.
1 часть
- Найдите в тексте первую часть.
- О чём она будет?
Чтение.
- Как можно озаглавить эту часть?
План
1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)
- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?
Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.
- Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.
летит парашютиком
летит мотыльком сравнение (слайд 8; запись в тетради)
летит винтиком иллюстрации (слайд 9)
день открывает глаза - олицетворение (слайд 10; запись в тетради)
иллюстрация (слайд 11)
- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?
- Ответьте на него.
(художественные средства языка могут быть в прозаических
произведениях)
- Для чего авторы использует средства художественной выразительности?
Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.
Подвижная физкултьминутка
2 часть
- О чём пойдёт речь во второй части?
- Прочитайте.
- Как озаглавим вторую часть? (Одиночество – запись в план на доске и в тетрадях)
- Какое настроение писателя вы чувствуете?
На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)
(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)
- Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)
3 часть
- О чём третья часть?
- Прочитайте.
- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)
Стилистический анализ
- Найдите в третьей части средства художественной выразительности?
день пробуждается – олицетворение – слайд 12
- Подберите синоним к слову «пробуждается».
(«день просыпается, настаёт»)
- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?
Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.
Фузкултьминутка для глаз
VI. Знакомство со стихотворением И. Бунина.
1. Читает наизусть подготовленный ученик.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?
- Как говорит поэт о тишине?
- Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении?
- Какие звуки наиболее часто повторяются в этом стихотворении?
- Как называется приём повтора согласных звуков?
- Для чего поэт использовал аллитерацию?
Вывод: поэт – композитор слова; с помощью звуков поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать то, что видит и слышит сам.
VII. Рефлексия
- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.
- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?
- Давайте сделаем вывод:
все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.
- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?
- Какие задания показались наиболее интересными?
VIII. Домашнее задание
1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79
Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина
(показ выставки книг + слайд 13).
2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?»
Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.
3. В стихотворении И. Бунина найдите средства художественной выразительности. Запишите их в таблицу в тетради.