kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства художественной выразительности в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной выразительности в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро»»



Литературное чтение (2 класс)


Тема. Средства художественной выразительности

в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро»

Цель: - формировать чувство слова;

- раскрыть эстетическую ценность слова;

- развивать речевые и коммуникативные умения детей.


Оборудование: Л.Ф. Климанова учебник «Литературное чтение»;

портрет писателя, выставка книг, карточки;

ММУ.


Ход урока

I. Оргмомент. Настроение (отметить в таблице). Чистоговорка.

- Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать,

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II. Разминка

  1. Дыхательная гимнастика.

  2. Чтение блоков (слайд 2)

да-дар-дам-дом-дым

  1. Интонационная разминка.

Дым стелется к дождю.!? – логическое ударение.

  1. Гимнастика ума (слайд 2)

Дым – слово магнит

- Какие слова притягивает к себе слово «дым»? Почему?

(из трубы идёт дым; кот дымчатого цвета; дым коромыслом и т.д.)

III. Проверка домашнего задания.

- Чем отличается художественный текст от научного? (ответы детей)

(один ученик работает за компьютером, выбрав в нижнем левом углу функцию «перо»; слайд 3)

- Скажи о дыме, как поэт или писатель.

«Горьковатый запах дыма от горящей листвы разносился по всей

округе».

- Скажи теперь, как учёный?

«Дым – это продукт горения».

(проверка работы ученика)

- Какое художественное средство использовал в своём стихотворении В. Берестов? (юмор)

- Уточните, какой юмор? (добродушный)

Чтение наизусть стихотворение по цепочке.

- Какие средства художественной выразительности встретились в этом стихотворении? (олицетворение, эпитеты)

- Какие ещё средства художественной выразительности вы знаете?


Дети работают за компьютером (функция «перо»): второй ребёнок – слад 4, третий – слайд 5. Проверка.


Фузкултьминутка для глаз


IV. Мотивация. Целеполагание.

- Как вы думаете, могут ли средства художественной выразительности быть в прозе? (…………..)

- И узнаем мы это, почитав рассказ М. Пришвина «Осеннее утро».

- Но будем не просто его читать, а исследовать.

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении.


V. Изучение нового.

1. Первичное чтение учителем.

- Слушайте внимательно, обращайте внимание на трудные и непонятные слова. Подумайте, как разбить текст на части?

(чтение рассказа на фоне музыкального сопровождения - слайд 6)

(музыку в презентацию не включила, так как, какая музыка будет звучать на уроке, зависит от самого учителя)


2. Анализ по вопросам эмоционально-оценочного характера.

- Понравился ли вам рассказ?

- А как интереснее слушать, с музыкой или без неё? Почему?


3. Подготовительная работа (слайд 7)

По слогам - орфографическое чтение и целыми словами -

орфоэпическое чтение:

па-ра-шю[у]-ти-ком – парашютиком

мо-тыль-ком – мотыльком

пе-ре-лёт-ны-ми – перелётными

шеп-чешь - шепчешь

про-буж-да-ет-ся – пробуждается [ца]

раз-ле-те-лись – разлетелись

кон-чит-ся – кончится [ца]


  1. Повторное чтение. Анализ произведения по частям.

1 часть

- Найдите в тексте первую часть.

- О чём она будет?

Чтение.

- Как можно озаглавить эту часть?

План

1. Листопад (запись на доске и в тетрадях)

- Приходилось ли вам наблюдать, как падают с деревьев осенние листья?

Сравните свои впечатления с впечатлениями М. Пришвина.

- Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности встречаются в поэзии, но уже в первой части текста мы увидели их. Назовите.


летит парашютиком

летит мотыльком сравнение (слайд 8; запись в тетради)

летит винтиком иллюстрации (слайд 9)


день открывает глаза - олицетворение (слайд 10; запись в тетради)

иллюстрация (слайд 11)

- Вот мы и ответили на поставленный в начале урока вопрос. Какой?

- Ответьте на него.

(художественные средства языка могут быть в прозаических

произведениях)

- Для чего авторы использует средства художественной выразительности?

Вывод: образные средства выразительности помогают нам ярче представить картины, которые описывает автор, делают нашу речь более красочной и выразительной.


Подвижная физкултьминутка


2 часть

- О чём пойдёт речь во второй части?

- Прочитайте.

- Как озаглавим вторую часть? (Одиночество – запись в план на доске и в тетрадях)

- Какое настроение писателя вы чувствуете?

На доске карточки со словами: ликующее, восторженное, грустное, печальное, радостное, мечтательное, тревожное, спокойное, умиротворённое (полное покоя)

(дети выбирают нужные карточки и вывешивают на магнитной доске)

- Какие чувства возникли в вашей душе? (…………………….)

3 часть

- О чём третья часть?

- Прочитайте.

- Как озаглавим третью часть? (Всё кончится - запись)

Стилистический анализ

- Найдите в третьей части средства художественной выразительности?

день пробуждается – олицетворение – слайд 12

- Подберите синоним к слову «пробуждается».

(«день просыпается, настаёт»)

- А как лучше? День пробуждается или день настаёт?

Вывод: слово в художественном произведении ёмко и незаменимо. Писатели и поэты – художники слова; как художники рисуют красками, так и писатели рисуют словом с помощью средств художественной выразительности.


Фузкултьминутка для глаз

VI. Знакомство со стихотворением И. Бунина.

1. Читает наизусть подготовленный ученик.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Соответствует ли оно настроению рассказа Пришвина?

- Как говорит поэт о тишине?

- Какие слова вы хотели бы особо выделить голосом при чтении?

- Какие звуки наиболее часто повторяются в этом стихотворении?

- Как называется приём повтора согласных звуков?

- Для чего поэт использовал аллитерацию?

Вывод: поэт – композитор слова; с помощью звуков поэт помогает нам не только увидеть, но и услышать то, что видит и слышит сам.


VII. Рефлексия

- Итак, мы провели экспресс-исследование текста.

- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

- Давайте сделаем вывод:

все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие, авторы используют при написании прозы; это делает произведение более ярким, красивым, а нам помогают представить, описываемые события, картины.


- Что вы не знали, а теперь знаете – это новое для вас?

- Какие задания показались наиболее интересными?

VIII. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ М. Пришвина с. 78-79

Вы можете прочитать и другие рассказы М. Пришвина

(показ выставки книг + слайд 13).

2. Ответить на вопрос №2 учебника: «Можно ли к этим двум произведениям нарисовать одну картину?»

Сначала нарисуйте словесную картину, затем карандашами в тетради.

3. В стихотворении И. Бунина найдите средства художественной выразительности. Запишите их в таблицу в тетради.


- Отметьте настроение в таблице.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Средства художественной выразительности в рассказе М.Пришвина «Осеннее утро»

Автор: Алиева Зульфия Мухтаровна

Дата: 10.06.2019

Номер свидетельства: 514247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства