kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средства художественной изобразительности в произведении И.Бунина "Первый снег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок литературного чтения по УМК "Школа России". Соответствует ФГОС 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средства художественной изобразительности в произведении И.Бунина "Первый снег"»

Урок литературного чтения во 2 «Б» классе Учитель: Орехова И.В.

Тема: « Средства художественной изобразительности в произведении И.Бунина «Первый снег»
Цели: Познакомить учащихся с произведением «Первый снег», совершенствовать навыки сознательного , правильного , выразительного чтения; формирование умения сравнивать и анализировать произведения разных жанров на одну тему; развивать память, внимание учащихся; расширять словарный запас ; воспитывать интерес к чтению и любовь к красоте русской природы.

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок - урок литературный,
А мы - народ культурный.
Будем работать, отвечать
И свои знанья пополнять.

II. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:

(доска) Пришла зима. Зима пришла.
И много снега принесла.

- Прочитайте «Про себя».
-Прочитаем хором выделяя голосом слова синим (зелёным) цветом.
- Прочитайте как марш…

- Прочитаем шёпотом, заворожённо…

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Какой раздел мы начали изучать? ( Люблю природу русскую. Зима.)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «Зима»?
IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Зимняя природа побуждает творить чудеса, не оставила она равнодушными и вас. Спасибо за рисунки ( показать на стену).

- Дома вам нужно было подготовить зимние загадки. Сейчас мы послушаем некоторых ребят, и попробуем их отгадать.

ВЫВОД:- Ребята, всем спасибо, в конце урока вы сдадите тетради, Рабочие листы, Активность на уроке и выставлю отметку.

V. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Ребята, посмотрите пожалуйста на экран и расшифруйте слово, которое спряталось в этом ребусе:

- Это слово «СНЕГ» ( на доске перевернуть карточку с этим с словом)

- А что такое снег? (вид осадков)

- А когда в природе можно увидеть снег?
- В этом году первый снег выпал 13 ноября, но растаял.
- А кто помнит свои впечатления от первого снега? (восторг, радость, удивление)

- Посмотрите на экран. На нем вы видите картину Аркадия Пластова, которая называется «Первый снег».
- Кого вы видите на ней?
- Почему дети вышли на крыльцо даже не одевшись хорошо?
- Какое настроение у вас, когда смотрите на картину?
- Посмотрите на ДОСКУ (напечатанные) и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.

радость  


восторг  


волнение

удивление  


восхищение  


беспокойство

испуг  


грусть  


интерес


- Попробуйте сделать предположение чему будет посвящено произведение, которое будем сегодня изучать? ( первому снегу) открыть вторую карточку со словом ПЕРВЫЙ

- Да ребята, произведение так и называется «Первый снег» его автор Иван Алексеевич Бунин, который родился 22 октября 1870 году в г.Воронеже в семье обедневшего дворянИна ,принадлежащего к старинному дворянскому роду. В семье Буниных было 9 детей , но 5 из них умерли . Т.к.денег на образование не было ,то образование И. Бунина проходило в домашних условиях: учил Ивана его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет. Первое произведением Бунин написал в 8 лет. .. Ваш ровесник..

- Ребята, давайте запишем в «Рабочих листах» Автора произведения и его название

( И.Бунин «Первый снег»)


VI. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.


  1. Первичное знакомство с произведением. СЛУШАНИЕ АУДИОЗАПИСИ.

  2. - Какое настроение у вас осталось после прослушивания?
    - К какому литературному жанру оно относится? Докажите.

– а как ВЫ будете читать стихотворение? (выразительно, с интонацией)

  1. Перечитайте стих-е самостоятельно на «Рабочих листах» и отметьте те слова, смысл, которых вам непонятен.

( пахнуло - подуло холодным ветром
ярким пурпуром – ярко- красным
пред – перед
бушевала – дул сильный ветер
понесло – начал лететь, падать снег
вереницею – друг за другом)

  1. Анализ произведения:

- Перечитаем первую строфу (Ева)
- О каком времени суток здесь говорится? ( вечер – т.к. закат)
- Перечитаем вторую строфу (Никита)

- Какая погода была ночью? ( буря бушевала)
- Что случилось на рассвете? ( начался снег)
- Куда падал снег? ( на поля, на село, на сад - перечисление)
- Вторая строфа закончилась многоточием, сто это значит? ( пауза)

-Перечитаем третью строфу ( Кира)

- Что увидели люди, когда проснулись? ( все покрыто снегом)
- С кем люди прощались в то утро? ( с гусями, которые еще не улетели)

_________________________________________________________________________

Давайте найдём средства художественной выразительности, которые использовал автор.

- Эпитеты встретились? ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница;

- Олицетворение? буря бушевала

- А (метафору) приём сравнения кто-то заметил? (небеса зажглися, снег со скатертью белой)
- Какие слова из стих-я подходят к картине «Первый снег»? ( А с рассветом …..)

ВЫВОД: -Так о каком явлении писал И.А.Бунин в своём стихотворении? (о первом снеге)

( НЕ БРАТЬ)

((( Расставим логические ударения на те слова, которые при чтении нужно выделить голосом.

«Зимним холодом пахнуло» –

«На поля и на леса». В конце строки большая пауза.

«Ярким пурпуром  зажглися»

«Пред закатом небеса» - большая пауза,

«Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, -

«А с рассветом на село», - маленькая пауза,

«На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой

«Первым снегом понесло…» - большая пауза,

« И сегодня над широкой»

«Белой скатертью полей»». маленькая пауза

«Мы простились с запоздалой»

«Вереницею гусей». )))


4) Выразительное чтение стихотворения:
- Читаем 1ч. – хором 1 ряд, 2ч. – хором 2 ряд, 3ч. – хором все.

- Читает выразительно Ярослав, Матвей.

- Получилось у мальчиков справиться с выразительным чтением?

Музыкальная физминутка: (1мин 40с)

С неба звёздочки летят Стали белыми дома
Весело играют. И румяны лица.
Опустились прямо в сад, Сказка зимняя сама
Землю укрывают. В гости к нам стучится.

Первый снег, первый снег
Белый и пушистый.
Первый снег, первый снег
Чистый, серебристый.

VII. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

  1. Работа с текстами в «Рабочих листах»

- Ребята, а кто из вас знает как образуется снег?



- Прочтите текст «Что такое снег» ( Снег - это осадки, выпадающие на землю. Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. Там образуются крохотные льдинки – кристаллики. Постепенно кристаллики растут, увеличиваются их лучики и они становятся красивыми снежинками. У любой снежинки по 6 лучиков, но у каждой своя форма. Когда они станут достаточно тяжёлыми , то летят вниз. Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья, ложатся на землю. Когда человек идет по снегу – слышен хруст, это ломаются лучики снежинок. – 71 слово).

- Перечитает текст Савелий.

- Какой стиль этого текста? (научно – познавательный)

/ Научно-познавательный текст – несёт научную информацию о каком- либо объекте или явлении. Факты выражаются научным языком./

- Кто понял как образуется снег?

- Давайте расположим слова так, чтобы используя их можно восстановить последовательность событий в тексте – пронумеруйте слова в Рабочих листах .
- САМОПРОВЕРКА: поднимаются, образуются, растут, опускаются, ломаются.

(((ПРИДУМАЙТЕ вопрос к содержанию этого рассказа))) - если время



- Ребята, а как вы думаете зачем нужен снег? ( высказывания детей…..)

- А теперь посмотрите на экран: ( растения , животные, жильё для человека)

- Ваши предположения оказались верными?

ВЫВОД: - Снег это не только красиво, но и полезно.





  1. Работа над художественным текстом

Виталий Бианки «Первый снег». ( Читаем «Цепочкой»)

( Юля А)Самый первый снег робок и тих. (Егор)Небо серое, снежок белый и лёгкий. (Ваня)Белым слоем покрыл снег всю землю. (Даниил)Поля – как гладкие чистые страницы. (Ева)Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые кружевные снежинки. (Матвей)Одна красивее другой. (Никита) Вот цветок с шестью лепестками. (Алина)А вот звёздочка с лучами. (45)



- Какие слова автор использовал для описания снега?


VIII. ИТОГ УРОКА

- Ребята, что объединяет все тексты которые вы сегодня читали? (тема)

- А жанры текстов одинаковые? (загадки, стихи, рассказы).



IX. РЕФЛЕКСИЯ.

- Согласитесь ли вы с мнением, что снег – визитная карточка зимы?

- Попробуйте составить сенквейн

1. СНЕГ

2 белый, пушистый

3 летит, кружится, ложится

4 Снег укрыл землю.

5 мороз



- У каждого на столе приземлились свои снежинки, волшебные. Она спрятались в конвертике. Если вы открыли новое знание, у вас всё получилось и осталось хорошее настроение - возьмите голубенькую снежинку; если были трудности – зелёную снежинку; а если совсем было сложно, и настроение плохое – розовую.

- Спасибо всем за работу, хочется отметить работу ……… и поставить отметку ….. уже сейчас, а все остальным после проверки тетрадей и листов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Средства художественной изобразительности в произведении И.Бунина "Первый снег"

Автор: Орехова Инна Владимировна

Дата: 13.01.2025

Номер свидетельства: 663473


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства