Просмотр содержимого документа
«Средства художественной изобразительности в произведении И.Бунина "Первый снег"»
Урок литературного чтения во 2 «Б» классе Учитель: Орехова И.В.
Тема: « Средства художественной изобразительности в произведении И.Бунина «Первый снег» Цели: Познакомить учащихся с произведением «Первый снег», совершенствовать навыки сознательного , правильного , выразительного чтения; формирование умения сравнивать и анализировать произведения разных жанров на одну тему; развивать память, внимание учащихся; расширять словарный запас ; воспитывать интерес к чтению и любовь к красоте русской природы.
ХОД УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Прозвенел звонок и смолк Начинается урок - урок литературный, А мы - народ культурный. Будем работать, отвечать И свои знанья пополнять.
II. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
(доска) Пришлазима.Зима пришла. И многоснега принесла.
- Прочитайте «Про себя». -Прочитаем хором выделяя голосом слова синим (зелёным) цветом. - Прочитайте как марш…
- Прочитаем шёпотом, заворожённо…
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Какой раздел мы начали изучать? ( Люблю природу русскую. Зима.)
- Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово «Зима»? IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
- Зимняя природа побуждает творить чудеса, не оставила она равнодушными и вас. Спасибо за рисунки ( показать на стену).
- Дома вам нужно было подготовить зимние загадки. Сейчас мы послушаем некоторых ребят, и попробуем их отгадать.
ВЫВОД:- Ребята, всем спасибо, в конце урока вы сдадите тетради, Рабочие листы, Активность на уроке и выставлю отметку.
V. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Ребята, посмотрите пожалуйста на экран и расшифруйте слово, которое спряталось в этом ребусе:
- Это слово «СНЕГ» ( на доске перевернуть карточку с этим с словом)
- А что такое снег? (вид осадков)
- А когда в природе можно увидеть снег? - В этом году первый снег выпал 13 ноября, но растаял. - А кто помнит свои впечатления от первого снега? (восторг, радость, удивление)
- Посмотрите на экран. На нем вы видите картину Аркадия Пластова, которая называется «Первый снег». - Кого вы видите на ней? - Почему дети вышли на крыльцо даже не одевшись хорошо? - Какое настроение у вас, когда смотрите на картину? - Посмотрите на ДОСКУ (напечатанные) и выберите слова, которые помогут передать настроение детей.
радость
восторг
волнение
удивление
восхищение
беспокойство
испуг
грусть
интерес
- Попробуйте сделать предположение чему будет посвящено произведение, которое будем сегодня изучать? ( первому снегу) открыть вторую карточку со словом ПЕРВЫЙ
- Да ребята, произведение так и называется «Первый снег» его автор Иван Алексеевич Бунин, который родился 22 октября 1870 году в г.Воронеже в семье обедневшего дворянИна ,принадлежащего к старинному дворянскому роду. В семье Буниных было 9 детей , но 5 из них умерли . Т.к.денег на образование не было ,то образование И. Бунина проходило в домашних условиях: учил Ивана его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет. Первое произведением Бунин написал в 8 лет. .. Ваш ровесник..
- Ребята, давайте запишем в «Рабочих листах» Автора произведения и его название
( И.Бунин «Первый снег»)
VI. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Первичное знакомство с произведением. СЛУШАНИЕ АУДИОЗАПИСИ.
- Какое настроение у вас осталось после прослушивания? - К какому литературному жанру оно относится? Докажите.
– а как ВЫ будете читать стихотворение? (выразительно, с интонацией)
Перечитайте стих-е самостоятельно на «Рабочих листах» и отметьте те слова, смысл, которых вам непонятен.
( пахнуло - подуло холодным ветром ярким пурпуром – ярко- красным пред – перед бушевала – дул сильный ветер понесло – начал лететь, падать снег вереницею – друг за другом)
Анализ произведения:
- Перечитаем первую строфу (Ева) - О каком времени суток здесь говорится? ( вечер – т.к. закат) - Перечитаем вторую строфу (Никита)
- Какая погода была ночью? ( буря бушевала) - Что случилось на рассвете? ( начался снег) - Куда падал снег? ( на поля, на село, на сад - перечисление) - Вторая строфа закончилась многоточием, сто это значит? ( пауза)
-Перечитаем третью строфу ( Кира)
- Что увидели люди, когда проснулись? ( все покрыто снегом) - С кем люди прощались в то утро? ( с гусями, которые еще не улетели)
Давайте найдём средства художественной выразительности, которые использовал автор.
- Эпитеты встретились? ярким пурпуром, пустынный сад, запоздалая вереница;
- Олицетворение? буря бушевала
- А (метафору) приём сравнения кто-то заметил? (небеса зажглися, снег со скатертью белой) - Какие слова из стих-я подходят к картине «Первый снег»? ( А с рассветом …..)
ВЫВОД: -Так о каком явлении писал И.А.Бунин в своём стихотворении? (о первом снеге)
( НЕ БРАТЬ)
((( Расставим логические ударения на те слова, которые при чтении нужно выделить голосом.
«Зимним холодом пахнуло» –
«На поля и на леса». В конце строки большая пауза.
«Ярким пурпуром зажглися»
«Пред закатом небеса» - большая пауза,
«Ночью буря бушевала», - маленькая пауза, -
«А с рассветом на село», - маленькая пауза,
«На поля, на сад пустынный»- маленькая пауза после запятой
- Получилось у мальчиков справиться с выразительным чтением?
Музыкальная физминутка: (1мин 40с)
С неба звёздочки летят Стали белыми дома Весело играют. И румяны лица. Опустились прямо в сад, Сказка зимняя сама Землю укрывают. В гости к нам стучится.
Первый снег, первый снег Белый и пушистый. Первый снег, первый снег Чистый, серебристый.
VII. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
Работа с текстами в «Рабочих листах»
- Ребята, а кто из вас знает как образуется снег?
- Прочтите текст «Что такое снег» ( Снег - это осадки, выпадающие на землю. Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. Там образуются крохотные льдинки – кристаллики. Постепенно кристаллики растут, увеличиваются их лучики и они становятся красивыми снежинками. У любой снежинки по 6 лучиков, но у каждой своя форма. Когда они станут достаточно тяжёлыми , то летят вниз. Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья, ложатся на землю. Когда человек идет по снегу – слышен хруст, это ломаются лучики снежинок. – 71 слово).
- Перечитает текст Савелий.
- Какой стиль этого текста? (научно – познавательный)
/ Научно-познавательный текст – несёт научную информацию о каком- либо объекте или явлении. Факты выражаются научным языком./
- Кто понял как образуется снег?
- Давайте расположим слова так, чтобы используя их можно восстановить последовательность событий в тексте – пронумеруйте слова в Рабочих листах . - САМОПРОВЕРКА: поднимаются, образуются, растут, опускаются, ломаются.
(((ПРИДУМАЙТЕ вопрос к содержанию этого рассказа))) - если время
- Ребята, а как вы думаете зачем нужен снег? ( высказывания детей…..)
- А теперь посмотрите на экран: ( растения , животные, жильё для человека)
- Ваши предположения оказались верными?
ВЫВОД: - Снег это не только красиво, но и полезно.
Работа над художественным текстом
Виталий Бианки «Первый снег». ( Читаем «Цепочкой»)
( Юля А)Самый первый снег робок и тих. (Егор)Небо серое, снежок белый и лёгкий. (Ваня)Белым слоем покрыл снег всю землю. (Даниил)Поля – как гладкие чистые страницы. (Ева)Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые кружевные снежинки. (Матвей)Одна красивее другой. (Никита) Вот цветок с шестью лепестками. (Алина)А вот звёздочка с лучами. (45)
- Какие слова автор использовал для описания снега?
VIII. ИТОГ УРОКА
- Ребята, что объединяет все тексты которые вы сегодня читали? (тема)
- А жанры текстов одинаковые? (загадки, стихи, рассказы).
IX. РЕФЛЕКСИЯ.
- Согласитесь ли вы с мнением, что снег – визитная карточка зимы?
- Попробуйте составить сенквейн
1. СНЕГ
2 белый, пушистый
3 летит, кружится, ложится
4 Снег укрыл землю.
5 мороз
- У каждого на столе приземлились свои снежинки, волшебные. Она спрятались в конвертике. Если вы открыли новое знание, у вас всё получилось и осталось хорошее настроение - возьмите голубенькую снежинку; если были трудности – зелёную снежинку; а если совсем было сложно, и настроение плохое – розовую.
- Спасибо всем за работу, хочется отметить работу ……… и поставить отметку ….. уже сейчас, а все остальным после проверки тетрадей и листов.