Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"
Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"
Урок литературного чтения в 3 классе. На материале сравнительного анализа двух сказок: африканской "Гиена и черепаха" и алтайской "Нарядный бурундук" выясняются типологические особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному. На уроке учащиеся выяснят, что в сказке "Гиена и черепаха" сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено. Обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному.
На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».
выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;
сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, - африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;
побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;
Учащиеся научатся:
- работать с Толковым словарём;
- определять, чему учит сказочная история;
-находить сходство и различие самых древних сказок.
Ход урока.
Мобилизующий этап.
- Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Постигаем секреты сравнения)
- Какую цель мы будем ставить на каждом уроке в этой теме? (Будем учиться сравнивать: находить общее и отличия)
Самоопределение на основе антиципации.
- С каким произведением познакомились? (Откуда пошли болезни и лекарства)
- Жанр? (сказка) Докажите. Сказка о животных.
- Чья сказка?
- Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней? (с. 65), лекарств? (с.66)
- Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке? (Лягушка с.66 Бурундук с. 66 - зачитывают)
- Как называются сказки, которые объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит? (самые древние).
Сегодня мы познакомимся с двумя сказками
- Чему будем учиться на уроке?
( Познакомимся с новыми сказками, узнаем героев, будем сравнивать разные сказки)
- Чтобы узнать, какую сказку будем читать, послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?
Музыка – слушание.
(африканская).
- Где находится Африка? Покажите на карте.
3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.
Откройте содержание.
Найдите 2ую главу «Постигаем секреты сравнения».
Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.
Откройте нужную страницу. (с.67)
- Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)
-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.
ГИЕНА-
Посмотрите на картинку гиены.
СЛУЧИЛСЯ-
Почему в словаре слово стоит в другой форме?
4. Работа с текстом.
- Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)
Картинка - черепаха.
В этой сказке есть ещё и 3ий герой, чтобы узнать, кто это, давайте прочитаем сказку цепочкой.
- Кто третий герой? (Леопард)
Картинка - леопард.
-Найдите и зачитайте, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? (с.68)
- Можно ли отнести эту сказку к самым древним? (Просигнальте) Почему?
( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).
- А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.
Учитель читает авторский текст на с. 69.
- Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка?
(Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).
- Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).
Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.
Динамическая минутка.
У оленя дом большой, он глядит в своё окно. Зайчик по лесу бежит, в дверь к нему стучит: «Тук-тук, дверь открой. Там в лесу охотник злой». «Зайчик, зайчик забегай, лапу мне давай»
Загадка: У него в полосках спинка
Хвостик лёгкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла … (бурундук)
Картинка - бурундук.
-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.
Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).
-Что вы знаете о бурундуке?
- Какого народа эта сказка? (Алтайского).
- Ребята, Алтайский край находится в России.
(Показ по карте)
- Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии и определите героев этой сказки.
- Какие герои есть в этой сказке?
-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).
- Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.
( Чтение авторского текста на с.69. учителем)
- Перед тем, как прочитать сказку до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).
Какое слово должны найти?
ЗАКРОМА -
- Читаем по цепочке. Внимательно следите.
- Можно ли эту сказку назвать самой древней. Просигнальте. Докажите.(с.67)
- Какое условное обозначение вы видите после картинки? (вспомни пройденное)
(Вспомни пройденное) Ответы на вопросы учебника.
- Что обозначает следующий условный знак?
(Задание повышенной сложности)
- Прочитай, …
-Покажите на карте Северную Америку, Африку, Алтай.
- Они находятся близко?
Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?
- А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос. Поможет ответить на такой сложный вопрос Михаил Потапович.
-Внимательно слушайте, что он объясняет. с.71
- Теперь Миша сможет ответить, а вы? Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)
-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.
Сравним сказки
Сказки
Самая древняя
Герои
Объяснение внешнего вида
Чему учит?
Гиена и черепаха
Нарядный бурундук
1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.
2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус
3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)
4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).
- Больше сходства или различия?
5. Закрепление пройденного.
Работа в группах.
Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ - соединяйте руки над головой.
1 группа – собираемся около капитана __________
2 группа – собираемся около капитана ___________
3 группа – собираемся около капитана ___________.
Читайте задание.
1. Кто ест скоро, тот и работает споро.
2. Друг познается в беде.
3.Кто не ходит, тот и не падает.
1. Без беды друга не узнаешь.
2. С книгою жить – век не тужить.
3.Семеро одного не ждут.
1. Порядок время бережет.
2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
3. Назвался другом - помогай в беде.
Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?
6.Рефлексия. Какую цель ставили?
- Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.
-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).
Сигнальные карточки:
- всё понял, могу других научить Какие сказки называются самыми древними? Как сравнивать сказки? Зелёный
- всё понял, но других научить не могу Жёлтый
- ничего не понял Красный
На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание предлагаю вам выбрать по желанию.
Домашнее задание.
Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки:
«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук». Можно нарисовать рисунок.
или
Взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.