kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. На материале сравнительного анализа двух сказок: африканской "Гиена и черепаха" и алтайской "Нарядный бурундук" выясняются типологические особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному. На уроке учащиеся выяснят, что в сказке "Гиена и черепаха" сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено. Обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" »

Литературное чтение 3 класс



Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.

Цели урока

Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному.

На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».

  •  выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;

  • сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, - африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;

  • побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Учащиеся научатся:

- работать с Толковым словарём;

- определять, чему учит сказочная история;

-находить сходство и различие самых древних сказок.

 

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

- Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
(Постигаем секреты сравнения)

- Какую цель мы будем ставить на каждом уроке в этой теме?
(Будем учиться сравнивать: находить общее и отличия)


  1. Самоопределение на основе антиципации.

- С каким произведением познакомились? (Откуда пошли болезни и лекарства)

- Жанр? (сказка) Докажите. Сказка о животных.

- Чья сказка?

- Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней? (с. 65), лекарств? (с.66)

- Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке? (Лягушка с.66 Бурундук с. 66 - зачитывают)

- Как называются сказки, которые объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит? (самые древние).



Сегодня мы познакомимся с двумя сказками

- Чему будем учиться на уроке?

( Познакомимся с новыми сказками, узнаем героев, будем сравнивать разные сказки)

- Чтобы узнать, какую сказку будем читать,  послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?

Музыка – слушание.

(африканская).

- Где находится Африка? Покажите на карте.   


3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.

Откройте содержание.

Найдите 2ую главу «Постигаем секреты сравнения».

Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.

Откройте нужную страницу. (с.67)

- Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)

-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.

ГИЕНА-

Посмотрите на картинку гиены.

СЛУЧИЛСЯ-

Почему в словаре слово стоит в другой форме?

4. Работа с текстом.

- Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)

 Картинка - черепаха.

В этой сказке есть ещё и 3ий герой, чтобы узнать, кто это, давайте прочитаем сказку цепочкой.

- Кто третий герой? (Леопард)

 Картинка - леопард.

-Найдите и зачитайте, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? (с.68)

- Можно ли отнести эту сказку к самым древним? (Просигнальте) Почему?

( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).

- А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.

Учитель читает авторский текст на с. 69.

- Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка?

(Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).

- Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).

Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.


Динамическая минутка.

У оленя дом большой, он глядит в своё окно.
Зайчик по лесу бежит, в дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой. Там в лесу охотник злой».
«Зайчик, зайчик забегай, лапу мне давай»


Загадка: У него в полосках спинка

Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла … (бурундук)

 Картинка - бурундук.


-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.

Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).

-Что вы знаете о бурундуке?

- Какого народа эта сказка? (Алтайского).

- Ребята, Алтайский край находится в России.

(Показ по карте)

- Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии и определите героев этой сказки.

- Какие герои есть в этой сказке?

-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).

- Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.

( Чтение авторского текста на с.69. учителем)

- Перед тем, как прочитать сказку  до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).

Какое слово должны найти?

ЗАКРОМА -

- Читаем по цепочке. Внимательно следите.

- Можно ли эту сказку назвать самой древней. Просигнальте. Докажите.(с.67)

- Какое условное обозначение вы видите после картинки? (вспомни пройденное)

(Вспомни пройденное) Ответы на вопросы учебника.


- Что обозначает следующий условный знак?

(Задание повышенной сложности)

- Прочитай, …

-Покажите на карте Северную Америку, Африку, Алтай.

- Они находятся близко?

Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?

- А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос.  Поможет ответить на такой сложный вопрос Михаил Потапович.

-Внимательно слушайте, что он объясняет. с.71

- Теперь Миша сможет ответить, а вы?  Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)

-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.


Сравним сказки



Сказки

Самая древняя


Герои

Объяснение внешнего вида


Чему учит?

Гиена и черепаха





Нарядный бурундук






1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).

- Больше сходства или различия?  


5. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

  Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ - соединяйте руки над головой.

1 группа – собираемся около капитана __________

2 группа – собираемся около капитана ___________

3 группа – собираемся около капитана ___________.

Читайте задание.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Назвался другом - помогай в беде.

Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?  

                                         

6.Рефлексия. Какую цель ставили?

- Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.

-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).


Сигнальные карточки:

- всё понял, могу других научить Какие сказки называются самыми древними? Как сравнивать сказки? Зелёный

- всё понял, но других научить не могу Жёлтый

- ничего не понял Красный

На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание предлагаю вам выбрать по желанию.


Домашнее задание.

  1. Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки:

«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук». Можно нарисовать рисунок.

или

  1. Взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.

По желанию нарисовать рисунок.

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

Автор: Гущина Галина Пантелеймоновна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства