I. Организационный момент. II. Подготовка учащихся к изучению нового материала: актуализация опорных знаний.
III. Организация освоения исходных знаний. Постановка целей и задач.
1. Что такое созвездие? Работа с выдержками из словаря.
2. Работа в тетради. Взаимопроверка.
3. Работа с учебником.
4. Телескоп.
Физ. минутка.
5. Как найти Полярную звезду.
IV. Обобщение усвоенного, связь с известными и новыми фактами. Зодиак.
V. Закре-пление пройден-ного. Кроссворд.
VI. Оценка деятельности учащихся на уроке. VII. Итог урока и домашнее задание.
Книжная выставка. | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке Книжки, ручки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку пять! Ну, тогда начнём урок! - Внимательно прослушайте отрывок музыкального произведения. Скажите, какие ассоциации вызвала у Вас эта музыка? - Как и Вам, мне эта музыка напомнила о космическом пространстве, о полётах в далёкий космос. Слайд - космический корабль. - Сегодня мы всем классом отправляемся в космическое путешествие. Приготовьтесь, мы стартуем! 3, 2, 1… Ребята! Наша ракета не запускается. В путешествие по космосу мы сможем отправиться только тогда, когда узнаем название нашего космического корабля, оно спряталось под звездами. Для этого нужно ответить на вопрос: что такое звезды? - Название ракеты – это тема нашего урока - “Созвездие”. Какая же цель нашего путешествия? Теперь мы готовы отправиться в путешествие! 3, 2, 1… Слайд – Космическое пространство. - Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездного неба? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять, и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Посмотрите, ребята! У нас на пути что-то необычное, это не просто звезды. (Слайд №3 - Вопросы) Это же вопросы! В космическом пространстве множество загадок, давайте подлетим поближе. Слайд - Что такое созвездие? - Чтобы лететь дальше, мы должны ответить на вопрос. Где же нам искать ответ на него? Когда люди не знают значение того или иного слова к чему они обращаются? Прочитайте, что сказано там о созвездии. Какое из толкований, объяснений слова нам более понятно? Мы нашли ответ на вопрос. Людям в древности положение звезд на небе напоминало разные фигуры, предметы, животных. -Как Вы думаете, звезды сами встали в группы? Действительно, человек объединил некоторые из них в созвездия и дал им названия. Взаимное расположение звезд почти не меняется. Если наиболее блестящие и близкие друг к другу звезды своим расположением напоминают какую-нибудь фигуру, то их легко запомнить. Когда-то, много лет назад художники нарисовали, как они видят созвездия, какими их в образе героев и существ представляют. Посмотрите, этим рисункам звездного неба очень много лет. Кто догадался, что или кого люди древности увидели в этих группах звезд? (Слайд с изображение из атласа созвездий) А это современное изображение фигур, которые напоминают нам созвездия. (Слайд с современным изображением) Большая Медведица – созвездие необычное. Может быть, кто-то заметил что- то интересное, несвойственное медведям. Греческий миф повествует, что Зевс превратил прекрасную нимфу Каллисто в Медведицу, чтобы спасти её от мести Геры. А так как Зевс Бог, живет высоко от земли, пока он втаскивал Медведицу на небо, растянул ей хвост. Многие созвездия имеют свою историю. Откройте страницу в тетради с заданием под номером 2. Задание - Вы рассмотрели рисунки художников древности, которые составляли атласы, теперь Вам предстоит соединить отдельные звезды в созвездия, и подписать их названия. Перед тем, как писать названия мы вспомним правило, какое? Все закончили, теперь поменяйтесь в парах вашими работами и проверьте своего соседа. Цветным карандашом исправьте ошибки. Все мы справились с заданием, молодцы! Отправляемся в путь дальше. Слайд№3 – Вопросы. Слайд – Сколько созвездий выделяют ученые? - На этот вопрос нам поможет ответить учебник, наш помощник! Открываем учебник, страница 42. Кто внимательно слушал и читал, кто сможет ответить на наш космический вопрос? Слайд – Телескоп. - Необычный вопрос ждет нас впереди. Может кто-нибудь сможет нам помочь, кто знает, что это? А кто-нибудь знает, где можно наблюдать за звездным небом в любую погоду, даже днем? Мы продолжаем путешествие! Слайд №3 – Вопросы. - Теперь после долгого полета хочется немного отдохнуть. Встали. Ждут нас быстрые ракеты, Для прогулок по планетам, На какую захотим, На такую полетим. Долго в космосе летели, Но нам времени не жаль, Мы к вопросу прилетели, И ответили на пять. Посмотрим, кто тише и аккуратнее сможет сесть на свое космическое кресло. Молодцы! Слайд – Как найти Полярную звезду? - Посмотрите ребята, мы подлетели к какой-то яркой звезде! Что это за звезда? Поднимите руку, кто видел эту яркую звездочку? Это Полярная звезда! Как же, наблюдая с Земли найти Полярную звезду? В этом вопросе нам снова поможет учебник. Страница 43. - Если на ночном небе вы нашли созвездие Большой Медведицы, то сможете найти и Полярную звезду. Продолжите линию, соединяющую две крайние звезды ковша, вы обязательно увидите Полярную звезду. Ребята молодцы! Вы и с этим заданием справились! Слайд №3 – Вопросы .Слайд – Зодиак. - Странное задание, что за слово у нас на пути? Как Вы думаете, что значит это слово? - Некоторые созвездия образуют пояс. Зодиак - пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется солнце. Зодиакальные созвездия очень помогали человеку. Каждое созвездие подсказывало о разных приметах смены погоды, природных явлений. Задания в группах: соотнести название зодиакального созвездия с его изображением. - На пути у нас последняя остановка Вы так замечательно работали на уроке, я думаю, вы так же справитесь с последним заданием – кроссвордом. Работать вы будете в паре. Но сначала вспомним правила работы в паре. Все справились. Проверим ответы кроссворда. Какое слово получилось по вертикали? Те, у кого получилось слово по вертикали, хорошо потрудились на уроке и справились с последним заданием. Молодцы! Учитель выставляет отметки за урок наиболее активным ученикам. Часто в расположении звёзд очень трудно или даже просто невозможно рассмотреть то, о чём говорит название созвездия, но, как и в древние времена, глядя на звездное небо, мы замираем от его великолепия. Если Вас заинтересовала тема созвездий, Вы можете написать краткое сообщение про любое из созвездий. -Что изучили сегодня, совершая путешествие? -Что запомнилось? -Что особенно понравилось? Созвездия очень большая тема для изучения, если кому-то захочется с ней познакомиться ближе, возьмите книги в школьной, районной библиотеках и узнайте самые интересные тайны. Слайд - Бесконечный космос. Музыка. Спасибо за урок. | Прослушивание муз. фрагмента. - Дети высказывают свои мнения, впечатления.
- Класс отсчитывает хором время для старта космического корабля.
- Ответы детей. - Огромные раскаленные шары…
- Ответы детей: -изучим созвездия, узнаем тайны созвездий - Дети отсчитывают хором время для старта.
Ответы детей. (словарь) - Несколько детей зачитывают толкования слов из словаря. - Вместе выбираем самое понятное, объясняем выбор.
Отвечают на вопрос. (Нет)
- Дети рассматривают иллюстрации на доске.
- Ответы учащихся (весы, медведя)
- Предполо-жения детей. (Длинный хвост)
- Правило русского языка - имена собственные пишутся с большой буквы. - Дети выполняют задание в тетрадях. -Взаимопроверка.
- Один из детей зачитывает текст учебника. -88
- Прибор, который помогает наблюдать за звездным небом. -Планетарий
Выполнение упражнений.
- Учащиеся делятся опытом.
- Открывают учебник. Чтение текста учебника детьми. Анализ иллюстрации.
- Ответы, предположения детей. - Один из учеников с доски читает названия созвездий зодиакального круга. Выполнение задания. Самопроверка по образцу.
Работать тихо, дружно, советоваться, обсуждать мнения) - Учащиеся разгадывают кроссворд в парах. - Космос
Ответы детей. | Регулятивные УУД: -Организация своего рабочего места под руководством учителя. Личностные УУД -осознание роли ученика - эмоцональное осознание окружающего мира. - формирование желания выполнять учебные действия. - использование воображения при выполнении учебных действий. Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. - поиск и выделение необходимой информации - способность и умение учащихся производить простые логические действия (сравнение, анализ) - овладение действием моделирования. - поиск и выделение необходимой информации. Личностные УУД - формирование интереса к окружающему миру Коммуникативные УУД - формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации. - учатся использованию знаково-символических средств Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Коммуникативные УУД - формирование умения работать в малых группах - формирование умения работать в паре. |