kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова.Приставка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для 3 класса по теме "Приставка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова.Приставка»

Урок русского языка в 3 классе на тему «Состав слова. Приставка»

УМК «Перспектива»

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель урока: создать на уроке условия для активной познавательной деятельности обучающихся по усвоению понятия приставка.

Задачи:

обучающие:

- познакомить учащихся с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов;

- учить выделять приставку в слове.

развивающие:

- развивать мышление, внимание, речь учащихся, умение аргументировать свой ответ;

- развивать познавательный интерес к родному языку;

- формировать навыки самоконтроля.

воспитывающие:

- воспитывать нравственные качества личности;

- активизировать познавательную деятельность учащихся.

Планируемые результаты:
Личностные УУД:

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- проявление творческого отношения к процессу обучения
Метапредметные

Познавательные УУД:

- определять значение приставок

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

-умение слушать и понимать других, работать в группе

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
- умение  находить в словах приставки

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.








Ход урока

I.Организационная часть урока.

Девиз урока: «Раз, два, три, четыре, пять –

я хочу успешным стать

Буду я стараться,

будет получаться!»

II.Актуализация знаний.

- С чего мы начинаем урок русского языка?

- Для чего минутка чистописания? (красиво, правильно, аккуратно)

- Чтобы угадать какую букву будем писать, нужно найти ключ к отгадке в задании. СЛАЙД

Подберите антонимы:

Короткий – (длинный)

Злой – (добрый)

Враг – (друг)

Близкий – (далекий)

-Что такое антонимы?

- Какое слово лишнее? Что о нем можно сказать?

- Что общего у этих слов?(буква Д)

Минутка чистописания:

2. Составление предложения.

- Посмотрите на экран и сравните записи. Чем они отличаются?

- Верно, в первом случае – это набор слов, во втором случае – это предложения.

- Мы можем из данных предложений составить одно?

На уроке ученики подписали тетради.

На уроке ученики написали диктант.

На уроке ученики записали задание в дневник.

-Давайте запишем это предложение.

( На уроке ученики подписали тетради, написали диктант, записали задание в дневник.)

- Какое предложение получилось? (С однородными членами)

-Подчеркните главные члены предложения. Какой частью речи выражено подлежащее? (имя существительное) 3.Самоопределение к деятельности.

- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глагол)

Назовите глаголы в этом предложении. Что вы заметили у них общего? (Корень –пис-, однокоренные слова.)

- Что такое корень слова?

- Чем отличаются эти глаголы? (Приставками)

- Есть ли у нас уже какие- то знания о приставках?

- Достаточно ли этих знаний, можем ли мы узнать больше о приставках?

III. Сообщение темы и целей урока. На доске

- Как назовём тему нашего урока нашего урока? (Приставка)

- Поставим перед собой цель:

Учиться образовывать ….(новые слова) при помощи ….(приставок). Поговорим о значении приставок.

- Зачем образовывать новые слова? Зачем нам это умение? (Уметь точно и полно выражать свои мысли.)

- Как достичь данной цели? (Будем исследовать, наблюдать, делать выводы.)



IV. Изучение нового материала.

1.Практическая работа.

- А сейчас мы с вами выполним практическую работу. Мы будем выполнять действия с бумагой. Ваша задача – рассказать, что вы делали.

- Возьмите бумагу, начнём её резать.

Отрежьте кусочек бумаги. (уголок)

Теперь вырежем кружок.

А теперь разрежем кружок пополам.

- Перечислите действия, которые мы совершили.

(РЕЗАЛИ, ОТРЕЗАЛИ, ВЫРЕЗАЛИ, РАЗРЕЗАЛИ.)

- Запишите эти слова, выделите корень. Однокоренные слова.

- Разные или одинаковые действия мы выполняли?

- При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов?

- Что меняет приставка в слове? (Смысл в слове)

- Какую новую информацию о приставке получили? (Приставка служит для образования новых слов).

- Где мы можем получить ещё новую информацию? (В учебнике)

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебник, стр. 103, прочитайте «Узелки на память».

- Что такое приставка?

- Почему она так называется?

- Для чего служит приставка?

- Как пишутся приставки со словом?

- Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

- Как найти приставку в слове? (Нужно подобрать однокоренное слово без приставки)

Упр. 175 (устно)

(Канарейка вылетела из клетки, перелетела через форточку и улетела.)

- Какой корень в однокоренных словах? Выделите приставки (в учебнике) и определите их значения.

- Какое значение внесла в слово приставка вы? (Движение наружу)

Приставка пере? (Движение через какую то преграду)

Приставка у? (Удаление от чего то)

ФИЗМИНУТКА

3. Работа в группах. (У учащихся карточки)

1) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки за-.

Образец. Петь – запеть, …

Петь, кричать, говорить, цвести, кипеть.

Какое значение в слова внесла приставка за? (начало действия)

2) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки про- или до-.

Образец. Читать – прочитать, …

Читать, строить, писать, шить, смотреть.

Какое значение в слова внесла приставка про- и приставка до-? (законченность действия)

3) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки при- или под-

Образец. Лететь – прилететь, …

Лететь, плыть, бежать, крутить, соединить.

Какое значение в слова внесла приставка при-? (Конец движения, приближение к чему то, присоединение)

4) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

Образец. Писать – переписать, …

Писать, делать, рисовать, стирать, красить.

Какое значение в слова внесла приставка пере-? (значение переделать, улучшить)

5) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

Образец. Солить – пересолить, …

Солить, сушить, варить, перчить,

Какое значение в слова внесла приставка пере-? (значение слишком)

6) Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки от-.

Образец. Бежать-отбежать, …

Бежать, плыть, ползти, лететь, махнуть.

Какое значение в слова внесла приставка от-? (удаление)

Проверка. (На доске появляются приставки)

Вывод:

- Расскажите, для чего служат приставки?

- Какое значение приставки могут придавать словам?

V. Закрепление нового материала.

1. Индивидуальная работа.

- Выберите подходящую по смыслу приставку к словам, запишите словосочетания. Допишите последние словосочетания самостоятельно.

- Как будете писать приставку со словом? (слитно)

(Вы-, в-) ходить из вагона поезда, (вы-, в-) ходить в вагон;

(пере-, по-) садить цветы с одной клумбы на другую, (пере-, по-) садить цветы;

(от-, при-) плыть от …, (от-, при-) плыть к ….

Проверка.

VI. Итог урока.

1.- О какой части слова получили информацию?

- Используя опорные слова, расскажите, какую новую информацию о приставках вы получили сегодня на уроке.

ЧАСТЬ СЛОВА


СТОИТ


СЛУЖИТ


ЗНАЧЕНИЕ


ПРИНЯТО ОБОЗНАЧАТЬ


СЛИТНО


( Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут вносить в слова разные значения, например, … Приставки принято обозначать специальным значком. Приставки пишутся со словами слитно.)

2. Игра «Ладошки».

- Если утверждение верное, хлопните в ладоши один раз.

Приставка – это часть предложения. -

Приставка – это часть слова. +

Приставка стоит после корня. -

Приставка стоит перед корнем. +

Приставка пишется раздельно. -

Приставка пишется слитно. +

Приставка – это главная общая часть родственных слов. -

Приставка служит для образования новых слов. +

VII.Рефлексия.

- Закончите предложения…

На уроке я узнал…

Я себя похвалил бы за …

- Кто доволен своей работой, поднимите руку.

Домашнее задание.

Выучить определение на стр. 103, упр.181.















































Группа № 1

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки за-.

Образец. Петь – запеть, ___________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Петь, кричать, говорить, цвести, кипеть.



Какое значение в слова внесла приставка за-?

_________________________________________________________







Группа № 2

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки про- или до-.

Образец. Читать – прочитать,______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Читать, строить, писать, шить, смотреть.



Какое значение в слова внесла приставка про- и приставка до-?

_________________________________________________________















Группа № 3

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки при- или под-

Образец. Лететь – прилететь,_______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Лететь, плыть, бежать, крутить, соединить.



Какое значение в слова внесла приставка при- и под-?

_________________________________________________________

__________________________________________________________







Группа № 4



Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

Образец. Писать – переписать, _____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Писать, делать, рисовать, стирать, красить.



Какое значение в слова внесла приставка пере-?

__________________________________________________________













Группа № 5



Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки пере-.

Образец. Солить – пересолить,_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Солить, сушить, варить, перчить,



Какое значение в слова внесла приставка пере-?

Значение______________________________________________





Группа № 6

Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставки от-.

Образец. Бежать-отбежать, ________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________



Бежать, плыть, ползти, лететь, махнуть.



Какое значение в слова внесла приставка от-?

значение___________________________________________



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Состав слова.Приставка

Автор: Мингазова Лейсан Рашитовна

Дата: 16.08.2021

Номер свидетельства: 585330


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства