Просмотр содержимого документа
«Солнце-источник света и тепла»
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. СОЛНЦЕ – ИСТОЧНИК ТЕПЛА И СВЕТА
Цель: познакомить учащихся с основным принципом существования жизни на Земле – зависимостью живых организмов от солнечного света и тепла.
Оборудование: тесты, плакат «Распределение тепла и света на Земле».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверочный тест с взаимопроверкой.
Задание 1.
Выделите только планеты: Марс, Солнце, Венера, Луна, Земля, Антарктида.
Задание 2.
Если Солнце – звезда, то почему оно не похоже на другие звезды на небе:
а) потому что оно иначе устроено;
б) оно ближе к другим звездам;
в) оно светит днем, а другие звезды – ночью.
Задание 3.
Какое общее свойство имеют следующие тела: Земля, мяч, Солнце, глобус, Луна, бусина? Запишите ответ: _______________.
Задание 4.
Выделите то, что может быть изображено на географической карте: материки, люди, города, реки, машины, дома, океаны, деревья.
Задание 5.
Найдите правильное утверждение:
а) Земля вращается вокруг Луны;
б) Земля вращается вокруг Солнечной системы;
в) Земля вращается вокруг Солнца.
Задание 6.
Самостоятельная работа в парах по рабочей тетради.
III. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
Учитель. Мы начинаем изучать новую тему «Почему на Земле есть жизнь?». Как бы вы ответили на этот вопрос?
Одним из главных помощников существования жизни на Земле является Солнце. Что вы знаете о Солнце? (Ответы детей.)
Ученые утверждают, что Солнце существует примерно 4,6 млрд лет. За это время оно успело 20 раз обойти вокруг центра Галактики.
Солнце – это огромный массивный шар, представляющий собой сгусток раскаленного газа. Это мощный источник излучения света и теплоты, внутри которого постоянно движутся, перемещаются раскаленные газы.
– Как вы думаете, могла ли существовать жизнь, если бы не было солнечного света и тепла?
2. Чтение и анализ текста «Солнце – источник тепла».
– О какие тепловых поясах на Земле вы узнали?
3. Работа по плакату «Распределение тепла и света на Земле».
– На какую часть земного шара лучи падают вертикально, отвесно?
– Где они скользят по поверхности?
– Почему на Земле разные территории получают разное количество тепла?
– Как это влияет на состояние природы Земли?
IV. Итог урока.
– Почему на Земле бывают разные времена года?
– Зависит ли время года от высоты Солнца над горизонтом?