Просмотр содержимого документа
«Солдатова Елена Николаевна»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
Тема: « Тундра и человек»
Цель: находить общие и отличительные черты природной зоны
Задачи : - продолжить работу над формированием учебных навыков , основанных на способности учащихся анализировать , сравнивать, наблюдать; -развивать навык работы в парах; - воспитывать навык правильного отношения к окружающему миру.
Оборудование и наглядные пособия: -карта природных зон России, иллюстрации растений и животных тундры, энциклопедии, материалы интернет-сайтов, компьютерное сопровождение
УМК «Школа России.»
Ход урока.
1.Орг.момент
-Поприветствуйте друг друга знаками поддержки , улыбками, успехов вам на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
- Разгадайте кроссворд и определите тему нашего урока.
А. Правитель в Киевской Руси.
Б.Центр системы , в которую входит Земля
В. Религия на Руси после 988 года.
Г. Поборы, которые взимали завоеватели с жителей Киевской Руси
к
н
я
з
ь
с
о
л
н
ц
е
х
р
и
с
т
и
а
н
с
т
в
о
д
а
н
ь
- Что означает это слово в окружающем мире?
- О какой зоне пойдет речь? Находится по соседству с ледяной пустыней, но не много там теплее, хотя лето длится 1,5 месяца.
Какое важно и грамотно определить уточнение? ( Южнее побережья морей Северного Ледовитого океана, занимает шестую часть территории России.)
3. Проверка домашнего задания с опорой на план ответа, иллюстрации учебника, домашние заготовки с интернет-сайтов.
1.План ответа:
- климат тундры;
- животный мир тундры;
- растительный мир.
- Объясните , почему лишайники нельзя отнести к растениям?
2. Сообщения учащихся из дополнительных источников , использование интернет- ресурсов.
4. Работа над новым материалом.
- Какие пункты плана работы над зоной мы еще не затронули? Влияние человека на природу зоны, значение зоны для человека
- Над этим нам сегодня и предстоит поработать, продолжим делать открытия.
1.- Отыщите по карте и назовите коренных жителей этой зоны. ( Коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси)
- Определите основное занятие жителей этой зоны? ( Оленеводство)
Как, по-вашему, чем еще могут заниматься жители тундры? Что поможет в поиске ответа ?
- В таймырских озерах водится ценная рыб : чир, мускун, северный омуль, сиг, голец.
2.- А теперь поговорим о вреде , который наносит человек природе этого края.( Стада оленей , выращиваемых человеком, сгоняют птиц и разрушают птичьи гнезда, вытаптывают зеленый покров, для восстановления которого требуется не один сезон, не рационально ведут отстрел пушного зверя, загрязнение окружающей природы после добычи полезных ископаемых . после проезда на вездеходе восстановление покрова происходит в течение 10-12 лет, браконьерство)
3.Сообщение о розовой чайке , белом журавле ( Прил.1).
4. Охрана зоны тундры.
- Природа тундры очень ранима и относиться к ней нужно бережно. Особенно беззащитна она перед браконьерами. Охота на песцов, уток, куропаток строго ограничена, а на редких птиц – белого журавля и розовую чайку - вообще запрещена. Пастухи оленей стали получать специальные листы -маршруты. Как только олени перестали ходить через места гнездовий , повысилась их численность. Такие птицы, как стерхи, вообще не выносят соседства людей и проезжих дорог.
5. Закрепление нового материала. Чтение статьи учебника.
6. Работа в парах . Заполнение таблицы « Тундра и человек» ( Прил.2) по первому параметру
7.Итог.- Используя карту , назовите природные зоны, по которым протекает река Обь.- Найдите на карте город Мурманск – незамерзающий морской порт России. В какой природной зоне он находится? Работать по новой зоне мы будем на следующем уроке.
8.Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы, опираясь на текст учебника, продолжить поиск дополнительного материала.
Приложение1.
Розовые чайки – это небольшие ( не крупнее вороны ) птицы. Они очень красивы : клюв черный . спина и хвост сизые, ноги красные. Вокруг шеи – черное ожерелье ( только летом) . а на голове. груди и брюшке – перья с нежно – розовым отливом. Гнездовья розовых чаек встречаются только в низовьях Индигирки и Колымы ( Якутия) на кочках среди озер. Здесь птицы выводят своих птенцов, выкармливают их жуками, мухами и другими насекомыми Интересно . что на зиму они улетают не на юг , а на север, где держатся на незамерзающих полыньях , питаясь рачками и рыбой.
Белый журавль, или стерх , - самый крупный среди журавлей , массой до 8 кг. Оперение у него почти все белое ( только часть перьев черная). Клюв буровато-красный, глаза бледно-желтые, ноги и часть головы красные. Свои гнездовья стерхи устраивают на открытых кочках среди травянистых болот. У них бывает один или два птенца. Родители кормят их растительной пищей. Белым журавлям необходим покой, они покидают места , где их потревожили. В тундре их покой нарушают стада домашних оленей
Приложение2.
Название зоны
Месторасположение
Растения зоны
Животный мир зоны
Деятельность человека
.
Материалы к физкультминутке:
изобразить продвижение оленя, белого медведя, песца.