kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение-загадка на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет – русский язык

Тема: Сочинение-загадка

Цель: создать условия для овладения учащимися умением работать над написанием сочинения-загадки.

Задачи:  1. Познакомить учащихся с загадкой как с новым видом сочинения,

           обучать письменной связной речи;

       2. Развивать мышление учащихся, умение находить существенные

           признаки предметов, совершенствовать и обогащать словарный

           запас.

        3. Воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову, бережное

            отношение к природе, расширять кругозор учащихся.

Продолжительность занятий – 45 минут

Авторский медиапродукт – презентация 11 слайдов  (среда POWER POINT)

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка»

Пояснительная записка.

Преподаватель – Павлова Олеся Ивановна, учитель начальных классов.

Стаж работы: 6 лет

Образование: высшее, БГПУ

Категория: вторая


Предмет – русский язык

Тема: Сочинение-загадка

Цель: создать условия для овладения учащимися умением работать над написанием сочинения-загадки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с загадкой как с новым видом сочинения,

обучать письменной связной речи;

2. Развивать мышление учащихся, умение находить существенные

признаки предметов, совершенствовать и обогащать словарный

запас.

3. Воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову, бережное

отношение к природе, расширять кругозор учащихся.

Продолжительность занятий – 45 минут

Класс – второй

Образовательное учреждение – МОУ «Закладинская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края, Романовского района.

Авторский медиапродукт – презентация 11 слайдов (среда POWER POINT)

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация (13 слайдов)

Дата создания: 2009 год.


Данный урок посвящён творческой работе – написанию сочинения особого жанра - загадке. Данный вид работы не входит в обязательный минимум программы по русскому языку. Обучение написанию сочинения-загадки можно проводить дополняя традиционные уроки развития речи.

На этапе работы с понятием «загадка» учащимся предлагается без помощи учителя в словаре найти определение этого понятия. Для обеспечения дифференцированного подхода, формирования новых видов учебной деятельности (поиск информации), для разнообразия форм познавательной деятельности данную работу предлагаю выполнять в парах «сильный – слабый», т. к. есть учащиеся, у которых самостоятельная работа со словарём может вызвать затруднения.

На уроке используется презентация. Она состоит из 12 слайдов (среда POWER POINT) и позволяет реализовать принцип наглядности. Это помогает учащимся более точно представить описываемый объект. Компьютер вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Его использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Использование презентации оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более точному использованию выразительных средств языка.



Просмотр содержимого документа
«Сочинение-загадка. Конспект урока»

МОУ «Закладинская средняя общеобразовательная школа»

Алтайский край, Романовский район, с. Закладное


Преподаватель – Павлова Олеся Ивановна


Методическая разработка урока русского языка в 3-м классе

(УМК «Школа России»)


Тема: Сочинение-загадка


Цель: создать условия для овладения учащимися умением работать над написанием сочинения-загадки.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с загадкой как с новым видом сочинения,

обучать письменной связной речи;

2. Развивать мышление учащихся, зрительное и слуховое внимание к

слову, умение находить существенные признаки предметов,

совершенствовать и обогащать словарный запас.

3. Воспитывать коммуникативную культуру, бережное

отношение к природе, расширять кругозор учащихся.

ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска.

Оборудование: презентация (12 слайдов)


Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать нас весь урок русского языка и поможет справиться с заданиями.

II. Работа над новой темой.

1.Постановка цели.

Слайд 2.

Прочитайте. Отгадайте, кто это?

Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям,

А не птица. (Белка.)

- Как вы догадались? (Она живет на дереве в дупле, а прыгает с ветки на ветку так хорошо, как будто летает.)

Слайд 3.

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет. (Волк.)

Учащиеся используют слайды презентации как печатную основу для записи отгадок.

- Почему вы так решили? (Волк охотится на овец. Он большой, серый, зубы у него очень острые.)

Слайд 4.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц.)

- Как догадались? (У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая, так он маскируется, чтобы враги его не видели.)

- Как их можно назвать, одним словом? (Животные, звери.)

- Как угадали название животных? Что вам помогло? (Описание животных, их особенные признаки.)

- Что я вам читала? (Загадки.)

- Что такое загадка? (Ответы детей)

- Хорошо, я теперь предлагаю вам поработать в парах со словарём и найти определение слову «загадка».

Слайд 5.

Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать разгадать.

- Какой признак есть у загадки? Чем загадка не похожа на стихотворение, рассказ? (Тот предмет или явление, о котором говорится, не называется.)

- Загадки бывают в стихах, а бывают в виде сказок, рассказов. Я прочитаю загадку-рассказ, а вы догадайтесь, о каком животном идёт речь.

У этого животного острая мордочка, рыжая шубка и красивый пушистый хвост. Оно быстро бегает. Умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Зверёк воды не боится, умеет хорошо плавать. Живёт в норе. Обычно устраивается под камнями или под корнями больших деревьев. Этот зверь ест и птиц, и насекомых и даже ягоды, но больше всего он любит мышей, хотя многие считают, что его лакомство – зайцы.

(Лисица) Слайд 6.

- Что за животное? Докажите.

- Какие слова помогли определить, о чём идет речь?

- Слово лисица было в тексте?

-Описание, действия, повадки указывают на животное, но не называют его.

- Можно ли назвать это загадкой? Докажите.

- Можем ли мы сами составить текст-загадку?

- Сегодня на уроке мы сами попробуем сочинить рассказ-загадку. Этот вид работы называется сочинение-загадка. Мы назовём его «Кто это?»

2. Работа с языковым материалом.

- О чем будем помнить при составлении сочинении - загадки? (Признаки загадки: то, что будем описывать, не называть, и признаки текста: заголовок, начало, середина, конец, предложения связаны.)

Слайд 7.

- Прочитайте текст:

Медведь – хищный, могучий и ловкий. Несмотря на то, что медведи выглядят неуклюжими, они могут ловко двигаться и быстро бегать. Эти животные любят плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, травы, жёлуди. Зимой медведи спят в берлоге. Медведи – герои многих русских народных сказок.

- Можно ли этот текст назвать загадкой?

- Почему? Докажите.

- Можно ли текст переделать, чтобы получилась загадка?

- Как?

- Попробуем сделать коллективно.

- Каким словом можно заменить слово «медведь»? (Медведь – он, хозяин тайги; медведи – они, звери, хищники.) Учащиеся подчёркивают слова, которые нужно заменить, работая на интерактивной доске.

- Попробуем. Что получилось? (Загадка)

- О чем помнили?

- Давайте найдем вступление в этом тексте.

- Найдем основную часть.

- Заключение.

- Наше сочинение-загадка будет также состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение. Слайд 8.

3. Физминутка. Слайд 9.

4. Работа над сочинением.

- Подумайте, о каком животном вы будете составлять загадку. Я предлагаю вам выбрать: волк, заяц, белый медведь. Слайд 10.

- Ребята, кто уверен в своих силах, можете выбрать животного и самостоятельно сочинить о нём загадку, а с ребятами, которые сомневаются, мы попробуем вместе сочинить загадку про зайца. (Ребятам, работающим самостоятельно, предлагаются различные иллюстрации выбранных животных в печатном варианте)

- О чем будем сообщать в I части? Расскажите.

- Что будем описывать в основной части?

Слайд 11.

- Как выглядит заяц?

- Какие у него повадки? Опишите.

- Каков образ жизни зайца?

- Чем он питается?

- Как можно закончить сочинение?

- Какой вопрос можно задать?

- Как вы будете записывать каждую часть? (С красной строки.)

- О чём нельзя забывать при написании сочинения-загадки? (Нельзя называть животное.)

- Запишите название сочинения и приступайте к написанию. Пользуйтесь памяткой. Слайд 12

5. Проверка.

- Кто хочет прочитать свое сочинение-загадку?

[2 – 3 учащихся]

III. Рефлексия.

- Какую цель ставили?

- Достигли?

- Сохранилось ли у вас хорошее настроение?

- Захотелось ли еще написать сочинение-загадку о чём-нибудь?

- Кто хочет, может дома попробовать и оформить её в книжке-малышке.

- Благодарю вас за урок. Мне понравилась ваша работа. Молодцы! Слайд 13.



Ссылки на источники:



1.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М,: Издательство «Первое сентября», 2001.

2. http://im6-tub.yandex.net/i?id=39958438&tov=6 – белка (слайд 2)

3. http://im5-tub.yandex.net/i?id=29031659&tov=5 – волк (слайд 3)

4. http://im7-tub.yandex.net/i?id=7824048&tov=7 – заяц (слайд 4)

5. http://dog.adgth.ru/vulpes_foto.files/image037.jpg – лиса (слайд 6)

6. http://img-fotki.yandex.ru/get/3206/silent3406.4/0_202ea_83eb1fd6_XS

– заяц (слайд 9)

7. http://im7-tub.yandex.net/i?id=34892727&tov=7 – заяц (слайд 10)

8. http://im2-tub.yandex.net/i?id=36110939&tov=2 – медведь (слайд 10)

9. http://im8-tub.yandex.net/i?id=31252651&tov=8 – волк (слайд 10)

10.http://pics.posternazakaz.ru/pnz/product/med/49c4fc5cd8518989f9812dc8129fe963.jpg – заяц (слайд 11)

11.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=16102&tmpl=lib (интерактивная игра «Зоопарк) – воздушные шары (слайд 12)







.







6



Просмотр содержимого презентации
«Сочинение-загадка»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 КЛАСС УМК «Школа России»  ВиЭксМ – 2009  Павлова О. И. МОУ «Закладинская средняя общеобразовательная школа»

РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 КЛАСС

УМК «Школа России»

ВиЭксМ – 2009

Павлова О. И.

МОУ «Закладинская средняя общеобразовательная школа»

Прочитайте. Отгадайте, кто это?   Имеет гнездо на дереве, Прыгает и летает по сучьям, А не птица.  __________________ ?

Прочитайте. Отгадайте, кто это?

Имеет гнездо на дереве,

Прыгает и летает по сучьям,

А не птица.

__________________

?

Зубовато, серовато, По полю рыщет, Телят, овец ищет. ________________  ?

Зубовато, серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

________________

?

Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета .  ___________ ?

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета .

___________

?

Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать , разгадать.  Признак загадки : предмет или явление, о котором говорится, не называется.

Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать , разгадать.

Признак загадки : предмет или явление, о котором говорится, не называется.

?

?

Медведь – хищный, могучий и ловкий. Несмотря на то, что медведи выглядят неуклюжими, они могут ловко двигаться и быстро бегать. Эти животные, хотя и хищные, любят плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, травы, жёлуди. Зимой медведи спят в берлоге. Медведи – герои многих русских народных сказок. Этот зверь животные они Крупные увальни

Медведь – хищный, могучий и ловкий. Несмотря на то, что медведи выглядят неуклюжими, они могут ловко двигаться и быстро бегать. Эти животные, хотя и хищные, любят плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, травы, жёлуди. Зимой медведи спят в берлоге. Медведи – герои многих русских народных сказок.

Этот зверь

животные

они

Крупные увальни

Части текста

Части текста

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть - Надо лапочки погреть, Зайке холодно стоять – Надо зайке поскакать. Зайку кто-то напугал, Зайка – прыг и ускакал !

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть -

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять –

Надо зайке поскакать.

Зайку кто-то напугал,

Зайка – прыг и ускакал !

ЖИВОТНЫЕ

ЖИВОТНЫЕ

- Как выглядит заяц?   - Какие у него повадки? Опишите.   - Каков образ жизни зайца?   - Чем он питается?   - Как можно закончить сочинение?

- Как выглядит заяц? - Какие у него повадки? Опишите. - Каков образ жизни зайца? - Чем он питается? - Как можно закончить сочинение?

ПАМЯТКА

ПАМЯТКА

  • Внешний вид.
  • Повадки.
  • Питание.
  • Образ жизни.
Ссылки на источники:  Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М,: Издательство «Первое сентября», 2001.  2. http ://im6-tub.yandex.net/i?id=39958438&tov=6 – белка (слайд 2)  3. http ://im5-tub.yandex.net/i?id=29031659&tov=5 – волк (слайд 3)  4. http ://im7-tub.yandex.net/i?id=7824048&tov=7 – заяц (слайд 4)  5. http://dog.adgth.ru/vulpes_foto.files/image037.jpg  лиса (слайд 6)  7. http://img-fotki.yandex.ru/get/3206/silent3406.4/0_202ea_83eb1fd6_XS – заяц (слайд 9)  8. http ://im7-tub.yandex.net/i?id=34892727&tov=7 – заяц (слайд 10)  9. http ://im2-tub.yandex.net/i?id=36110939&tov=2 – медведь (слайд 10)  10. http ://im8-tub.yandex.net/i?id=31252651&tov=8 – волк (слайд 10)  11.http://pics.posternazakaz.ru/pnz/product/med/49c4fc5cd8518989f9812dc8129fe963.jpg  – заяц (слайд 11)  http :// www.it-n.ru /communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=16102&tmpl=lib (интерактивная игра «Зоопарк) – воздушные шары (слайд 12 )

Ссылки на источники:

  • Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М,: Издательство «Первое сентября», 2001.

2. http ://im6-tub.yandex.net/i?id=39958438&tov=6 – белка (слайд 2)

3. http ://im5-tub.yandex.net/i?id=29031659&tov=5 – волк (слайд 3)

4. http ://im7-tub.yandex.net/i?id=7824048&tov=7 – заяц (слайд 4)

5. http://dog.adgth.ru/vulpes_foto.files/image037.jpg

лиса (слайд 6)

7. http://img-fotki.yandex.ru/get/3206/silent3406.4/0_202ea_83eb1fd6_XS – заяц (слайд 9)

8. http ://im7-tub.yandex.net/i?id=34892727&tov=7 – заяц (слайд 10)

9. http ://im2-tub.yandex.net/i?id=36110939&tov=2 – медведь (слайд 10)

10. http ://im8-tub.yandex.net/i?id=31252651&tov=8 – волк (слайд 10)

11.http://pics.posternazakaz.ru/pnz/product/med/49c4fc5cd8518989f9812dc8129fe963.jpg – заяц (слайд 11)

http :// www.it-n.ru /communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=16102&tmpl=lib (интерактивная игра «Зоопарк) – воздушные шары (слайд 12 )


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Сочинение-загадка на уроках русского языка

Автор: Павлова Олеся Ивановна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства