МОУ «Закладинская средняя общеобразовательная школа»
Алтайский край, Романовский район, с. Закладное
Преподаватель – Павлова Олеся Ивановна
Методическая разработка урока русского языка в 3-м классе
(УМК «Школа России»)
Тема: Сочинение-загадка
Цель: создать условия для овладения учащимися умением работать над написанием сочинения-загадки.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с загадкой как с новым видом сочинения,
обучать письменной связной речи;
2. Развивать мышление учащихся, зрительное и слуховое внимание к
слову, умение находить существенные признаки предметов,
совершенствовать и обогащать словарный запас.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, бережное
отношение к природе, расширять кругозор учащихся.
ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска.
Оборудование: презентация (12 слайдов)
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что хорошее настроение будет сопровождать нас весь урок русского языка и поможет справиться с заданиями.
II. Работа над новой темой.
1.Постановка цели.
Слайд 2.
Прочитайте. Отгадайте, кто это?
Имеет гнездо на дереве,
Прыгает и летает по сучьям,
А не птица. (Белка.)
- Как вы догадались? (Она живет на дереве в дупле, а прыгает с ветки на ветку так хорошо, как будто летает.)
Слайд 3.
Зубовато, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк.)
Учащиеся используют слайды презентации как печатную основу для записи отгадок.
- Почему вы так решили? (Волк охотится на овец. Он большой, серый, зубы у него очень острые.)
Слайд 4.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц.)
- Как догадались? (У зайца летом шубка серенькая, а зимой беленькая, так он маскируется, чтобы враги его не видели.)
- Как их можно назвать, одним словом? (Животные, звери.)
- Как угадали название животных? Что вам помогло? (Описание животных, их особенные признаки.)
- Что я вам читала? (Загадки.)
- Что такое загадка? (Ответы детей)
- Хорошо, я теперь предлагаю вам поработать в парах со словарём и найти определение слову «загадка».
Слайд 5.
Загадка – краткое описание какого-нибудь явления или предмета, которое нужно узнать разгадать.
- Какой признак есть у загадки? Чем загадка не похожа на стихотворение, рассказ? (Тот предмет или явление, о котором говорится, не называется.)
- Загадки бывают в стихах, а бывают в виде сказок, рассказов. Я прочитаю загадку-рассказ, а вы догадайтесь, о каком животном идёт речь.
У этого животного острая мордочка, рыжая шубка и красивый пушистый хвост. Оно быстро бегает. Умеет ползать, неслышно скользить по земле, мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Зверёк воды не боится, умеет хорошо плавать. Живёт в норе. Обычно устраивается под камнями или под корнями больших деревьев. Этот зверь ест и птиц, и насекомых и даже ягоды, но больше всего он любит мышей, хотя многие считают, что его лакомство – зайцы.
(Лисица) Слайд 6.
- Что за животное? Докажите.
- Какие слова помогли определить, о чём идет речь?
- Слово лисица было в тексте?
-Описание, действия, повадки указывают на животное, но не называют его.
- Можно ли назвать это загадкой? Докажите.
- Можем ли мы сами составить текст-загадку?
- Сегодня на уроке мы сами попробуем сочинить рассказ-загадку. Этот вид работы называется сочинение-загадка. Мы назовём его «Кто это?»
2. Работа с языковым материалом.
- О чем будем помнить при составлении сочинении - загадки? (Признаки загадки: то, что будем описывать, не называть, и признаки текста: заголовок, начало, середина, конец, предложения связаны.)
Слайд 7.
- Прочитайте текст:
Медведь – хищный, могучий и ловкий. Несмотря на то, что медведи выглядят неуклюжими, они могут ловко двигаться и быстро бегать. Эти животные любят плоды и ягоды, зёрна хлебных растений, травы, жёлуди. Зимой медведи спят в берлоге. Медведи – герои многих русских народных сказок.
- Можно ли этот текст назвать загадкой?
- Почему? Докажите.
- Можно ли текст переделать, чтобы получилась загадка?
- Как?
- Попробуем сделать коллективно.
- Каким словом можно заменить слово «медведь»? (Медведь – он, хозяин тайги; медведи – они, звери, хищники.) Учащиеся подчёркивают слова, которые нужно заменить, работая на интерактивной доске.
- Попробуем. Что получилось? (Загадка)
- О чем помнили?
- Давайте найдем вступление в этом тексте.
- Найдем основную часть.
- Заключение.
- Наше сочинение-загадка будет также состоять из трёх частей: вступление, основная часть, заключение. Слайд 8.
3. Физминутка. Слайд 9.
4. Работа над сочинением.
- Подумайте, о каком животном вы будете составлять загадку. Я предлагаю вам выбрать: волк, заяц, белый медведь. Слайд 10.
- Ребята, кто уверен в своих силах, можете выбрать животного и самостоятельно сочинить о нём загадку, а с ребятами, которые сомневаются, мы попробуем вместе сочинить загадку про зайца. (Ребятам, работающим самостоятельно, предлагаются различные иллюстрации выбранных животных в печатном варианте)
- О чем будем сообщать в I части? Расскажите.
- Что будем описывать в основной части?
Слайд 11.
- Как выглядит заяц?
- Какие у него повадки? Опишите.
- Каков образ жизни зайца?
- Чем он питается?
- Как можно закончить сочинение?
- Какой вопрос можно задать?
- Как вы будете записывать каждую часть? (С красной строки.)
- О чём нельзя забывать при написании сочинения-загадки? (Нельзя называть животное.)
- Запишите название сочинения и приступайте к написанию. Пользуйтесь памяткой. Слайд 12
5. Проверка.
- Кто хочет прочитать свое сочинение-загадку?
[2 – 3 учащихся]
III. Рефлексия.
- Какую цель ставили?
- Достигли?
- Сохранилось ли у вас хорошее настроение?
- Захотелось ли еще написать сочинение-загадку о чём-нибудь?
- Кто хочет, может дома попробовать и оформить её в книжке-малышке.
- Благодарю вас за урок. Мне понравилась ваша работа. Молодцы! Слайд 13.
Ссылки на источники:
1.Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М,: Издательство «Первое сентября», 2001.
2. http://im6-tub.yandex.net/i?id=39958438&tov=6 – белка (слайд 2)
3. http://im5-tub.yandex.net/i?id=29031659&tov=5 – волк (слайд 3)
4. http://im7-tub.yandex.net/i?id=7824048&tov=7 – заяц (слайд 4)
5. http://dog.adgth.ru/vulpes_foto.files/image037.jpg – лиса (слайд 6)
6. http://img-fotki.yandex.ru/get/3206/silent3406.4/0_202ea_83eb1fd6_XS
– заяц (слайд 9)
7. http://im7-tub.yandex.net/i?id=34892727&tov=7 – заяц (слайд 10)
8. http://im2-tub.yandex.net/i?id=36110939&tov=2 – медведь (слайд 10)
9. http://im8-tub.yandex.net/i?id=31252651&tov=8 – волк (слайд 10)
10.http://pics.posternazakaz.ru/pnz/product/med/49c4fc5cd8518989f9812dc8129fe963.jpg – заяц (слайд 11)
11.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=16102&tmpl=lib (интерактивная игра «Зоопарк) – воздушные шары (слайд 12)
.
6