Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине А. Пластова "Летом" с элементами проекта. »
МБОУ СОШ № 24
Учитель начальных классов Чукина Светлана Викторовна
Стандарты первого поколения.
Урок развития речи, 4 класс.
Тема урока: Сочинение по картине А. Пластова "Летом" с элементами проекта.
4 класс
Задачи урока: • познакомить с жанрами живописи;
• с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
• учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
• привлечь внимание детей к красоте летней природы;
• способствовать эмоциональному восприятию картины как
произведение искусства;
• совершенствовать умение отбирать нужные для описание
слова;
• формировать умение составлять заключительную часть
сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
• учить соотносить художественный текст и художественные
средства картины.
• уметь работать в группах.
• формировать чувство прекрасного.
• развивать художественный вкус.
1. Подготовительная работа:
- Стихи;
- Сообщения детей;
- Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.
Оборудование:
• Презентационный материал по содержанию. Карточки со словами.
• картина А.А.Пластова “Летом”
• материал о жизни и творчестве Пластова
• литературные произведения известных авторов.
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98715709
Виды деятельности на уроке:
1. Эвристическая беседа
2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)
Представление в виде устного журнала
Метод обучения: частично-поисковый.
Урок с элементами проекта и меж предметными связями русского языка, литературы, ИЗО, окружающим миром.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня чудесный день я рада вас приветствовать на уроке развития речи. Слайд Урок развития речи
2. Актуализация опорных моментов
Одно из ее направлений развития речи – написание сочинений разных видов. Какие скажите виды сочинений мы учились писать?
Слайд
• Сочинения на основе прочитанного.
• Сочинения по наблюдениям.
• Сочинение по данному началу.
• Сочинение-описание предмета.
• Сочинения по материалам экскурсий.
Сегодня у нас необычный урок составления сочинения проекта
- Что же такое проект?
Слайд
Проект - это "пять П":
• Проблема,
• Проектирование (планирование),
• Поиск информации,
• Продукт,
• Презентация.
Музыка:
- Определим на какую тему у нас будет картина.
- Послушайте стихотворение И Сурикова,
- Представьте картину, которую поэт описал.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло.
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы.
Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука,
Лист не шевелит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
- Что себе представили?
- О каком времени года рассказал поэт?
- Сегодня мы познакомимся с картиной А.А. Пластова «Летом»
- Слайд с картиной Пластова. «Летом»
- Как вы думаете, какую проблему будем решать на уроке развития речи?
(Как написать сочинение – описание по картине) или – Уточните какое будет сочинение (описание).
- Как ее будем решать?
Составим план решения проблемы: Слайд
Узнаем интересные факты о жизни художника.
Внимательно изучим содержание картины, выделим существенные детали (что изображено)
Определим плановое решение картины (что изображено на переднем, среднем, заднем плане)
Определим цветовое решение картины, ее настроение.
Определим наше отношение к картине.
- при решении нашей проблемы, что мы должны помнить?
Ребёнок – (Нужно помнить! Результатом работы над проектом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
3. Вступительное слово: Слайд
- Вы искали информацию об художнике А. А. Пластове. Что интересного узнали? Чем хотите поделиться?
Подготовленные дети сообщают:
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.
С 1920 по 1930 г Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Пожар в мастерской художника уничтожил все его ранние работы.
Слайд
С 1935 г Аркадий Александрович пишет преимущественно жанровые картины, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту сельских жителей.
Слайд
Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на переднем плане и мажорная яркость красок. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег».)
Слайд
Аркадий Александрович очень любил писать детей. Он часто
делал их героями своих картин. «Ребятишек я люблю, – говорил он, –
как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе –
ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам.
Писать ребятишек – одно наслаждение...» Наслаждение испытывал
художник, работая над одной из значительных своих картин «Дети на
прогулке».
4. Изучение содержания картины.
- На столах у каждой группы лежат репродукции картины А.А. Пластова «Летом»
- Внимательно рассмотрите картину, можно использовать лупу
- Что прежде всего привлекло ваше внимание?
(Варианты ответов детей)
- Кто изображён? (грибники)
- Как догадались?
- Какие образы и детали будем описывать в этой картине?
Слайд
1.Солнечный день.
2.Лесная полянка.
3.Девочка.
4.Женщина.
5.Собака.
6.Ведро, корзина, кувшин.
Инструктаж по выполнению заданий в группах.
Каждая группа будет подбирать нужные слова и выражения для описания определённой детали в картине.
Работа будет выполняться в два этапа:
1 этап:
Вы должны на карточке выбрать нужную информацию, которая подходит для описания вашего образа, лишнюю информацию вычеркнуть.
2 этап:
Подобрать свои слова и выражения для описания вашего объекта картины. Используя художественно – изобразительные средства.
- А какие вы знаете: эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора.
- Возьмите лупу, внимательно рассмотрите ваш объект, работа состоит из двух частей, можете распределить обязанности в группе..
Описание картины.
- Как считаете, в каком порядке мы будем описывать объекты картины?
Слайд
1.Вступление. Описание летнего дня.
2.Передний план. Девочка. Собака.
3.Средний план. Женщина. Описание поляны. Даров природы.
4.Наше отношение к картине.
- Что у нас получилось? (план)
- Как вы думаете на что еще нужно обратить внимание? (На краски, используемые в картине.)
- Какие цвета преобладают в картине? (Зелёный, светло – зелёный, жёлтый, светло – коричневый, розовый, красный)
-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение.
Ученик:
Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета – называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь, и как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение.
Ученик:
Синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски.
- Какие цвета использовал художник? (Теплые и холодные, но больше – теплых)
- Богатство цветущей природы художник передает сочетанием различных красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту. Вызывают чувство радости.
7. Составление проекта текста – описания.
Сейчас каждая группа попробует составить свой текст – описание.
У вас на столах карточки для каждой части текста, на них есть опорные слова и выражения , распределите в группе обязанности и состовьте свои тексты – описания.
8.Презентация проектов сочинений.
Музыка.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Но столах у вас «шкала успеха на уроке» Оцените вашу работу и работу вашей группы.
Слайд.
Карточка.
Описание времени суток:
День солнечный. Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает её в желтоватый цвет.
По небу плывут темные тучи, собирается дождь.
Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, в тени листья темно – зелёные.
Это может быть мама или бабушка. Она в синем платье, видно очень устала, утомилась от ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца.
Это молодая женщина, в зелёном платке, который закрывает лицо. Она сидит, привалившись к берёзе. Женщина о чем то задумалась.
Художник отчётливо изобразил руки женщины. Они загорелые, натруженные, мозолистые, сильные, сразу видно. Что много работает. Художник хотел показать. Что эта женщина труженица.
Главная деталь в её изображении – лицо. Она мечтательно улыбается, вспоминает что – то хорошее.
Девочка сидит в траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает светки спелые, сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок, он притягивает взгляд.
Девочка бегает по поляне за бабочкой. Волосы у неё растрепались. Синяя косынка сползла с головы.
Если внимательно вглядеться в лицо девочки, увидим, что оно загорелое, на смуглых щеках играет румянец. Глаза девочки опущены. Из – под косыночки выбиваются тёмные волосы, падая на грудь.
Если внимательно вглядеться в позу девочки , мы увидим, руки вытянуты вперёд, она пытается дотянуться до бабочки. Всей своей позой показывает динамичность движения.
Лесная полянка, можно назвать опушка леса. На полянке растут две берёза, луг осыпан цветами. Растут голубенькие колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы.
Действие происходит в лесу. Вокруг высокие деревья. Под ними растут ландыши. Всё залито зелёным цветом.
Полянка тихая, лесная. В тени под густыми ветвями берёз уютно и не жарко. Путники выбрали это место, потому что хотят скрыться от жары.
В поле путники нашли родник, решили отдохнуть, выпить чистой воды. Вода голубая, холодная. Путники набирают воду в кувшин.
На траве стоит корзина и ведро, наполненные грибами. Рядом – кувшин со спелыми ягодами, хочется положить их себе в рот и ощутить кисловатый вкус лесной ягоды.
Грибники на поляне увидели множество боровиков. Они ими наполняют корзину и ведро. Грибы растут дружными семейками.
В густой изумрудной траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре – крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.
Девочка нашла заросли малины и собирает её в кувшин. Ягоды сочные, сладкие. Так и хочется попробовать их на вкус.
Нужно помнить! Результатом работы над проектом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.
Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.
С 1920 по 1930 г Пластов работает над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. Пожар в мастерской художника уничтожил все его ранние работы.
С 1935 г Аркадий Александрович пишет преимущественно жанровые картины, проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей. С большой проникновенностью художник прославляет благородный труд и духовную красоту сельских жителей.
Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на переднем плане и мажорная яркость красок. А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег».)
Аркадий Александрович очень любил писать детей. Он часто
делал их героями своих картин. «Ребятишек я люблю, – говорил он, –
как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе –
ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам.
Писать ребятишек – одно наслаждение...» Наслаждение испытывал
художник, работая над одной из значительных своих картин «Дети на
прогулке».
Ученик:
Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета – называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь, и как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение.
Ученик:
Синий, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски.