«Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
«Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).
Художник очень рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе он относился очень строго. Современники называли Левитана «поэтом русской природы». За 25 лет он создал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он умело использовал цвет, рисунок, композицию, мастерски передавал настроение, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень» »
Тема урока:«Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
Цель урока: - учить писать сочинение по картине;
- путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях учащихся;
.
Планируемые результаты:
Предметные: учить описывать картину;
- формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
- определять основную мысль сочинения;
Метапредметные:
-понимать и принимать учебную задачу урока, решать её под руководством учителя;
- анализировать работу товарищей, оценивать её по критериям;
Личностные:
- проявлять творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи;
- осваивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи, личностного отношения к произведению искусства.
Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей,
Эпиграф: «Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…» (А. С. Пушкин).
ХОД УРОКА:
Мотивация познавательной деятельности.
Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию.
Какие новые краски проявились у природы с наступлением осени?
А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).
Вспомните, как называется картина с изображением природы.
Актуализация необходимых знаний.
Знакомство с информацией о И. Левитане.
Учитель. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900).
Художник очень рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе он относился очень строго. Современники называли Левитана «поэтом русской природы». За 25 лет он создал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Он умело использовал цвет, рисунок, композицию, мастерски передавал настроение, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.
Организация познавательной деятельности.
Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».
- Всмотритесь в картину.
- Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
- Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии что-то подобное? - Какие чувства, желания рождает у вас этот пейзаж?
- Каков замысел художника, по вашему мнению?
- О чем эта картина?
- Почему она названа «Золотая осень»?
- Когда лес бывает таким, каким его изобразил на картине Левитан, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья?
- Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными.
Отметьте их на картине.
- Как течет река, меняет ли свое направление?
- Почему она становится светло-голубой?
- Различается ли цвет неба на переднем плане и заднем плане?
- Что видно на высоком берегу?
- Почему крестьянские домики такие маленькие?
Обобщение: Что можно сказать о замысле художника и о путях его воплощения?
Учитель. Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но иногда, на какой-то срок, появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.
Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес. «Сентябрь. Охота».
Слушание отрывка из альбома П.И. Чайковского»Времена года» Сентябрь.
- Что вы представили себе, когда слушали музыку?
- Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?
Речевая подготовка
- Подберите синонимы к словам:
художник (живописец, пейзажист, мастер кисти),
создает (пишет),
картина (полотно, репродукция).
- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?