1. Формировать умения составлять рассказ-описание и оформлять его письменно, совершенствовать орфографическую зоркость;
2. Способствовать развитию коммуникативной компетенции;
3. Создать условия для формирования у детей способности понимать, слышать и слушать себя и другого при взаимодействии.
Задачи:
1. Организовать деятельность, направленную на умение отбирать нужный для описания словесный материал.
2. Создать соответствующую образовательную среду для формирования мыслительных операций при совместной деятельности учащихся.
3. Способствовать формированию у школьников положительных черт характера, улучшающих взаимопонимание в процессе решения коммуникативных образовательных ситуаций.
Содержание урока.
1 Организационный. мотивационный этап.
- приветствие;
- посадка учащихся;
- проверка готовности класса к уроку;
- психологический настрой на урок.
2. Мотивационный этап.
Беседа с учащимися:
- Ребята, есть такое выражение «Мы в ответе за тех, кого приручили», как вы понимаете его значение?
- О ком говорится в данном предложении?
- Кого может приручить человек? (Животных, птиц).
- Что вы знаете об истории появления домашних животных в жизни человека?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение – описание. Мой домашний питомец.»
Сочинение – описание.
Мой домашний питомец.
Цели:
1. Формировать умения составлять рассказ-описание и оформлять его письменно, совершенствовать орфографическую зоркость;
2. Способствовать развитию коммуникативной компетенции;
3. Создать условия для формирования у детей способности понимать, слышать и слушать себя и другого при взаимодействии.
Задачи:
1. Организовать деятельность, направленную на умение отбирать нужный для описания словесный материал.
2. Создать соответствующую образовательную среду для формирования мыслительных операций при совместной деятельности учащихся.
3. Способствовать формированию у школьников положительных черт характера, улучшающих взаимопонимание в процессе решения коммуникативных образовательных ситуаций.
Содержание урока.
1 Организационный. мотивационный этап.
- приветствие;
- посадка учащихся;
- проверка готовности класса к уроку;
- психологический настрой на урок.
2. Мотивационный этап.
Беседа с учащимися:
- Ребята, есть такое выражение «Мы в ответе за тех, кого приручили», как вы понимаете его значение?
- О ком говорится в данном предложении?
- Кого может приручить человек? (Животных, птиц).
- Что вы знаете об истории появления домашних животных в жизни человека?
- Кого из животных приручил человек самым первым? Как вы думаете, почему?
- Как вы понимаете значение выражения «приручить животное»?
(Сделать его ручным, привязанным к человеку, зависимым от хозяина, домашним).
- Какие животные живут у вас дома? (Кошки, собаки, попугаи, хомячки).
- Каких животных держат в сельской местности? Для чего, что человек получает от животного? Почему этих животных не можем содержать мы, городские жители? (это зависит от условий проживания).
- Как вы думает, о ком мы сегодня на уроке будем писать сочинение?
(О домашних животных).
- Кого называют домашним питомцем?
- Кого называют питомцем? (Того, кого воспитывают, о ком, заботятся и ухаживают).
3 Операционный этап.
Выставка фотографий.
На классной доске выставка фотографий – домашние животные.
(фотографии принесли учащиеся).
- Посмотрите, какие разные животные, птицы, хомячки, рыбки живут у вас.
- Я предлагаю сделать небольшую презентацию своего домашнего питомца, то есть познакомить нас с вашими младшими друзьями.
- Но сначала мы составим план, по которому надо рассказать о питомце.
Коллективное составление плана.
План.
Появление у нас домашнего животного.
Внешний вид и повадки (рост, размер, окраска шерсти, глаза, лапки, ушки, особенности внешние и другое).
Любимое лакомство питомца.
Отношение питомца к своим и к чужим, особенности поведения.
Моя дружба с животным.
Моя забота о нём.
Составление устного рассказа.
Далее учащиеся по желанию составляют рассказ о своём домашнем питомце.
Мы выбираем лучшие наиболее удачные рассказы.
- А теперь, ребята, вам надо письменно оформить свои рассказы о домашних животных по данному плану.
Словарная работа.
Работа «Мой словарик».
- Как пишутся клички животных?
- Какие могут быть клички у животных?
Ученики задают вопросы о правописании слов, учитель выписывает наиболее часто встречающиеся слова на доску и те слова, написание которых надо запомнить, невозможно проверить.
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики самостоятельно пишут сочинение по плану.
В течение работы учитель помогает, контролирует и осуществляет контроль за временем работы.
4. Рефлексия этап.
- Как называлась тема сочинения?
- О ком вы писали сегодня сочинение?
- Вам понравилась эта работа?
- Что вам понравилось?
- Были трудности в работе, в чём они заключались?
- Прочитайте ваши сочинения.
Ученики по желанию читают сочинения, дети слушают и отмечают наиболее удачные творческие работы учащихся.
Сочинения детей.
Мой домашний питомец
Прошлым летом мне подарили котёнка британской породы. По паспорту его зовут Максимус Крокис Бонифаций. Я называю его просто – Макс. Сейчас ему уже один годик и семь месяцев. Он умный и воспитанный. Мы очень любим вместе поиграть. Я убегаю – он догоняет, а потом наоборот. Ещё Макс любит бегать за шариком из фольги и приносить его в зубах прямо к моим ногам. Когда я ношу его на руках, он обнимает меня лапками за шею. Макс любит кушать морскую рыбу. Когда он просит его покормить, он говорит «Ма-ма!». Если кто-то приходит к нам в гости, он всегда выходит и здоровается «Мау!». Если кто-то не понравится, может зашипеть, но это бывает очень редко. Макс добрый и миролюбивый котёнок.
Я очень люблю своего котика Максика!
Леонова Валерия,
ученица 2 «А» класса.
Мой домашний питомец
В один из осенних дней я гуляла на улице. Вот я увидела на дорожке серенького котёночка. Он был мокрый и дрожал от холода и голода. Так у нас дома появился котёнок. Мы его назвали Васька. Он такой пушистый и весёлый. Васька любит играть с клубком ниток. Ещё Васька очень умный. По утрам, когда я ещё сплю, он подходит к кровати и лапкой гладит меня по щеке. Так он просит кушать. А когда хочет погулять, то подходит к дверям и начинает мяукать. Вот такой у меня прекрасный котик Васька.
Наумчук Анна,
ученица 2 «А» класса
2 класс
Учитель: Кузнецова Л.Ю.
Сочинение на тему:
Мой друг.
Цель:
1. Создать условия для формирования умений составлять художественное описание, выделять микротемы в описании.
2. Способствовать развитию коммуникативной компетенции.
3. Воспитывать умение позитивного общения друг с другом.
Задачи:
1. Организовать поисковую деятельность учащихся по отбору содержания по теме.
2. Организовать ситуацию для формирования мыслительных операций при взаимодействии в парах.
3. Создать соответствующую образовательную среду для организации совместной деятельности учащихся в освоении коммуникативных компетентностей.
Оборудование урока:
Литературное чтение. Учебник. 2класс.
В.Даль. «Пословицы русского народа».
Книги В.Осеевой, К.Ушинского
1.Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
Звучат песни о дружбе.
на доске: Человек без друзей - что дерево без корней.
-Как понимаете эти слова?
Определение темы урока. Постановка цели на урок.
3.Операционный этап.
-У вас на партах пословицы о дружбе. Попробуйте их объяснить друг другу.
Работа в парах.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Не мил и когда друга нет свет.
Нет друга ,так ищи, а найдёшь-береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Верный друг- крепкая защита.
Дружба дружбе рознь,иную хоть брось.
Без беды друга не узнаешь.
Вывод :Кого мы назовём другом?
Чтение рассказа В.Осеевой «Навестила».
-Можно назвать Мусю подругой? Почему?
- Как бы вы поступили?
-Вам надо написать записку больному другу.
Что в ней вы напишите. С каких слов начнёте, о чем расскажите, как закончится записка.
Прочитайте диалог двух девочек. (рассказ В. Осеевой « Картинки»)
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг, так и рвёт её из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
-Кого вы бы взяли в друзья? Почему?
-Как вы выбираете друзей?
- Какие черты характера вам нравятся?
Составим правила дружбы для нашего класса.
(на доске вывесить. )
- Есть ли у вас такой друг или друзья?
Напишите теперь свой рассказ о своём друге.
Как его зовут, какой он по характеру.
Почему вы считаете его своим другом.
Как вы сами к нему относитесь.
3 Рефлексия.
-О чём помог задуматься наш разговор?
-Надо ли вам изменить поведение ,чтобы были друзья.
4. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок «Однажды мы с другом…»
2 класс
Учитель: Крутикова Е.В.
Сочинение-повествование.
О чём рассказал мне осенний листок?
Цели:
1.Формировать умение составлять повествовательный рассказ и оформлять его письменно, способствовать совершенствованию орфографической зоркости;
2. Развивать творческие и организаторские способности, активность и самостоятельность детей в процессе коммуникативной деятельности.
3. Формировать у детей способность понимать, слышать и слушать себя и другого при взаимодействии.
Задачи:
1.Организовать деятельность по формированию умений, включающих в себя умения работать с текстом и извлекать информацию, работать с лексическим
- Как вы думаете, осенние листочки умеют разговаривать?
- О чём они говорят? Какие у них мысли, переживания, чувства?
- Как вы думаете, о чём мы будем писать сегодня на уроке сочинение?
(Об осенних листочках).
3. Операционный этап.
Выставка детских рисунков на тему «Листопад в нашем дворе».
- Выберите лучшие рисунки, чем они вам понравились?
Чтение стихотворений об осени.
Майков А. Н. «Осень», Плещеев А. Н. «Скучная картина!», Есенин С. А. «Нивы сжаты, рощи голы…», «Закружилась листва золотая…», И. Бунин «Осень».
- Как вы думаете, у осенних листочков есть продолжение жизни после того, как они упали на землю?
- Давайте попробуем представить, что мы с вами не ученики 2 класса, а листочки берёзы, дуба, клёна, яблони и других деревьев.
- Ребята, попробуйте составить рассказ о жизни листочка от имени самого листика.
- Но сначала мы составим план, по которому надо рассказать о жизни листочка.
Коллективное составление плана.
План.
Лист дерева.
Появление его на свет.
Жизнь листочка весной и летом.
Настроение листочка.
Наступление осени.
Листопад.
Окончание истории.
Составление устного рассказа в минигруппах.
Далее учащиеся в группах составляют рассказ о жизни осеннего листочка. Затем каждая группа представляет свою работу на класс. Обсуждаются интересные идеи, которые можно использовать в своем сочинении.
Словарная работа. «Мой словарик».
Ученики задают вопросы о правописании слов, учитель выписывает наиболее часто встречающиеся слова на доску и те слова, написание которых надо запомнить, невозможно проверить.
Самостоятельная работа учащихся.
Ученики самостоятельно пишут сочинение по составленному плану.
В течение работы учитель помогает, контролирует и осуществляет контроль за временем работы.
4. Рефлексия.
- Как называлась тема сочинения?
- О чём вы писали сегодня сочинение?
- Вам понравилась эта работа?
- Что вам понравилось?
- Были трудности в работе, в чём они заключались?
- Прочитайте ваши сочинения.
Ученики по желанию читают сочинения, дети слушают и отмечают наиболее удачные творческие работы учащихся.
Сочинения детей .
О чём рассказал мне осенний листок?
Привет! Меня зовут кленовый листочек. Я родился этой весной. Под тёплыми лучами солнца очень быстро рос и становился зеленее. Очень мне нравилось купаться под летним дождём. Моя мечта – оторваться и полететь, как птица. И, кажется, с приходом осени она может исполниться. Я чувствую, как веточки ослабевают и отпускают меня. Теперь ветер подхватил и несёт меня вверх. Ура! Я счастлив, я могу летать. Как птица! Как здорово!
Моял Алексей,
ученик 2 «А» класса
О чём рассказал мне осенний листок?
Приветик! Я – малиновый листик. У меня много братьев и сестёр. А наш общий дом – это малиновый куст. Он очень красивый! Я зелёного цвета и бархатный на ощупь.
Ну, вот и наступила золотая осень. Стало очень холодно. На улице идёт дождь. Моих братьев и сестёр сносит ветер. Я тоже не удержался и полетел прямо к дубу. Дуб спросил: - Ты кто такой?
- Я - малиновый листик.
Так и познакомились осенью дуб и листик от малинового куста.
Лихоузова Альбина,
ученица 2 «А» класса
О чём рассказал мне осенний листок?
Привет всем! Я – дубовый листочек. Появился на свет я поздней весной. Моя Родина – это дубовая роща. Всё лето я шелестел и радовался солнечному теплу. Но вот наступила осень. Подул холодный ветер. И с каждым днём я становился всё слабее и слабее. Однажды ветер подхватил меня и я оторвался от родного дерева и упал на землю. Мимо дубового дерева проходили дети. Они собирали листья для гербария. Мальчик Дима подобрал меня и положил в свой альбом для гербария. Вот так мен подарили вторую жизнь.
Маслова Мария,
ученица 2 «А» класс
2 класс
Учитель: Кузнецова Л.Ю.
Сочинение- описание.
Белка. (Снегирь)
Цель:
1. Формировать умения описывать предмет по наблюдениям.
2. Развивать творческие и организаторские способности, активность и самостоятельность детей в процессе коммуникативной деятельности.
3. Воспитывать умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, повышать уровень самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника
Задачи:
1. Организовать деятельность, направленную на умение отбирать нужный для описания словесный материал.
2. Создать соответствующую образовательную среду для формирования мыслительных операций при совместной деятельности учащихся.
3. Способствовать формированию у школьников положительных черт характера, улучшающих взаимопонимание в процессе решения коммуникативных образовательных ситуаций.
1. Мотивационный этап.
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул как огонёк?(белка)
*Что знаете о белке.
Работа в группах: ассоциации к слову «Белка». Затем вынос на доску.
дом Рыжая прыгает по веткам
дупло
шубка Белка хозяйственная
Кисточки запасы быстрая
на ушах на зиму
2Операционный этап.
С помощью этих слов и словосочетаний составьте устно предложения
о белочке.
(Рыжая белочка живёт в дупле дерева. Она питается плодами деревьев,
грибами. У белочки пушистый хвост и кисточки на ушах.)
*Составим план сочинения:
- о чём расскажите в первой части?( где живёт белка);
-в основной части ( описание белочки- хвост, ушки, мех)
-в заключительной части(чем лакомится, свои наблюдения)
План Словарь
1.Где живёт зверёк? В лесу,дупло, острая мордочка,
2.Внешнее описание. шустрая, ловкая,с ветки на ветку
3.Чем питается?Передвигается.
Работа в группах: ассоциации к слову «Снегирь». Затем вынос на доску.
- Что вы знаете о снегире? От какого слова образовано?
красная грудка фонари зимы
прилетают на зимовку
звонкий Снегирь питаются семенами деревьев
свист живут на севере
-Составьте устный рассказ о снегире.
Составим план. Выделите в описании три части:
-вступление
-основная
-концовка(вывод)
План Словарь
1.Где живёт снегирь. В северных лесах, тайге, прилетает на зимовку,
2.Какое у него оперение? красная грудка, крепкий клюв,тёмные крылья,
семенами деревьев, зиму зазывает
3.Куда улетает снегирь?
Чем питается?
Формировать навыки составления текста по вопросам письменно.
-Выберите на выбор тему сочинения –описания.
Озаглавьте и напишите.
3.Рефлексия.
-Выборочное чтение работ.
-Что было новым интересным.
-Трудно сочинять ?
Сочинения детей.
Белочка
Маленькая рыжая белочка живёт в лесу.Она устраивает гнёзда в дупле дерева .У неё красивая рыжая шубка и пушистый хвост . На ушах у белочки тёмные кисточки. Она лакомится плодами деревьев, орешками. Вот белочка прыгает с ветки на ветку и ищет себе пищу.
Смелых Владислав
Ученик 2 «Б» класса
Снегирь.
Снегири живут в северных лесах. К нам прилетают на зимовку. На фоне белого снега ярко
выделяются своим опереньем. У него красная грудка. Спинка, головка и крылья тёмной окраски. Своим крепким клювом достаёт из шишек семена. В народе говорят: первый снегирь стужу зазывает.
Небесная Екатерина
Ученица 2 «Б» класса
2 класс. Учитель:Чукреева Е.Л. Сочинение-описание Яблоко. 2 класс
Цель:
1. Формировать умение составлять художественное описание предмета с элементами оценки
2. Способствовать развитию творческого воображения развития исследовательских умений; развивать критическое мышление, умение анализировать, обобщать, выделять главные признаки предмета.
3. Воспитывать умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, повышать уровень самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника.
Задачи:
1. Организовать исследовательскую деятельность.
2. Организовать ситуацию для формирования мыслительных операций.
3. Организовать деятельность по формированию у школьников положительных черт характера, улучшающих взаимопонимание в процессе решения коммуникативных образовательных ситуаций.
Оборудование:
- лист бумаги формата А4 со схемой, цветные карандаши, яблоки (возможно различных сортов) для каждого ученика.
1.Мотивационный этап.
- Представьте себе весну, тепло. Мы садимся на мягкую травку в саду, отдыхаем (дети садятся за парты).
-Чувствуете аромат?
-Чем так приятно пахнет?
- Цветёт яблоня! Вот что так приятно пахнет.
- Сегодня нам предстоит исследовательская работа. Мы будем исследовать яблоко. Затем каждый напишет сочинение-описание «Яблоко». Перед вами схемы, которые мы будем заполнять по ходу работы. Потом эти схемы помогут вам написать сочинение. В центральном кружочке нарисуем яблоко простым карандашом, не раскрашивая.
2.Операционный этап. Посмотрите на экран, скажите, что вы видите. (дерево, яблоня)
-Что растёт на яблоне? (яблоки) В первом кружочке нарисуем дерево.
Изучение объекта исследования. - Какие вы знаете времена года? (зима, весна, лето, осень) Как вы думаете, в какое время года созревают яблоки? (лето, осень) Посмотрим на следующий слайд. Каждая группа внимательно рассмотрит, что изображено на картинках с соответствующим номером и скажет, какое время года изображено, по каким признакам вы определили время года. (слайд 4) Работа в группах.
Дети рассматривают картинки, определяют время года, объясняют свой выбор. - Что необычного вы выяснили для себя? (яблоки созревают зимой) Действительно, есть яблоки, которые срывают в конце октября – начале ноября после первых морозов, когда наступает климатическая зима, а не календарная. Потом яблоки хранят при минусовой температуре, до конца они созреют только в середине зимы. В следующем кружочке напишем «зима, лето, осень» – время созревания разных сортов яблок.
- Посмотрите на картинку. Назовите, что вы видите. (яблоки, апельсины, бананы, персики, виноград…) Назовите все предметы одним словом. (фрукты) Посмотрим, правильно ли вы ответили. В следующем кружочке нарисуем любой фрукт. Работа в группах. -А теперь поговорим о яблоке. Какие свойства яблока мы можем определить при помощи зрения, обоняния, вкусовых ощущений, осязания?
По группам дети отвечают на поставленный вопрос. - В следующих четырёх кружочках нарисуем глаз, нос, язык, руку. Подведём итоги. При помощи зрения мы определили, что яблоко может быть: красным, жёлтым, зелёным, розовым, бордовым, разноцветным. При помощи обоняния – ароматным, душистым, может приятно пахнуть. При помощи вкусовых ощущений – сладким, кислым, кисло-сладким, вкусным. При помощи осязания – круглым, гладким, твёрдым. При проверке правильных ответов следует обратить внимание детей на выделенные орфограммы.
-Мы все ели свежие яблоки. А что можно приготовить из яблок? Дети называют блюда. - Кто знает ещё блюда из яблок? (ответы детей). Нарисуем в следующем кружочке стакан сока или баночку варенья. -Яблоки не только вкусные, но и очень полезные. В них содержатся витамины, которые полезны для нашего организма. Кто знает, какие витамины есть в яблоках? (возможные ответы) В яблоке содержатся витамины С, Е, РР, В. Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, десен, кровеносных сосудов, костей и зубов, способствует усвоению организмом железа, ускоряет выздоровление. Витамин Е замедляет старение. Витамин РР помогает нервной системе и органам пищеварения. Витамин В помогает лучше работать сердцу. Нарисуем в последнем кружочке витамины. -Покажите мимикой, кто любит яблоки, а кто не очень. (дети показывают) Что помогло показать вам ваше отношение? (мимика, мышцы) Мы с вами сделали небольшую разминку для лица, а теперь поможем своим глазкам. Дети выполняют знакомую зарядку для глаз: - «обвести» глазами правый круг по часовой стрелке, затем против часовой; - «обвести» глазами левый круг по часовой стрелке, затем против часовой; - «нарисовать» глазами восьмёрку сначала по часовой стрелке, затем против часовой. Повторять 3 – 4 раза в течение 2 – 3 минут.
Составление рассказа, написание сочинения. - Мы вспомнили о яблоке и узнали много нового. На ваших схемах и на схеме на экране план, по которому вы напишите сочинение. Но, чтобы сочинение получилось красивым, не нужно повторять в каждом предложении слово яблоко. Как по-другому можно назвать яблоко? (возможные ответы детей)
- Запишем слова «яблоко, оно, фрукт, плод» на листке рядом со схемой, обратите внимание на написание данных слов. - Наши исследования на сегодня закончены. Подведём итоги. Вспомните, о чём мы говорили на уроке, какие сведения о яблоке вам понравились и запомнились. (ответы детей) - Теперь приступаем к написанию сочинения. Творческих успехов!
Самостоятельная работа учащихся.
3.Рефлексия
После написания сочинения: - Сегодня вы проявили себя как настоящие учёные. Провели исследование, написали сочинения. Молодцы! Далее учитель предлагает выбрать из сочинения самое интересное предложение и по желанию зачитать его. - Скажите, что вам понравилось больше всего на уроке? Что показалось лёгким, а что трудным? (ответы детей) Не захотелось ли вам съесть яблочко? (да) Тогда идём мыть яблоки. Урок окончен.
Сочинение детей.
Яблоко.
В конце мая зацветают яблони. Всюду чувствуется приятный аромат этих белых цветов. Хочется остановиться и вдохнуть полной грудью незабываемый запах.
А осенью на месте белоснежных цветов появляются наливные, краснобокие, румяные яблочки. Яблоки могут быть разной формы и разного цвета: красные, желтые, ярко-зеленые. На вкус яблоки бывают сладкие или кислые. Яблоки очень полезные фрукты, в них содержится много витаминов. Много полезных и вкусных блюд можно приготовить из яблок.