Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение»
Урок развития речи
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему: «Для чего надо читать книги?»
Цель:обучение написанию сочинения – рассуждения.
Задачи:
закрепить знания учащихся об особенностях текста — рассуждения; учить составлять план текста – рассуждения, речевое высказывание, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка, выражать свои чувства;
развивать любознательность, кругозор, воображение, словарный запас; устную и письменную речь учащихся;
высказывания Л. Толстого, М. Горького, Цицирона и других.
алгоритм написания рассуждения,
фрагмент песни «Книжкин дом», «Новая книжка».
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Прозвенел уже звонок — Начинается урок.
А теперь все повернитесь И друг другу улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям И садитесь по местам.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Сегодня нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Я предлагаю Вам прослушать музыкальный отрывок и догадаться, о чём мы будем сегодня писать сочинение.
(Дети слушают музыкальный отрывок …. и высказывают свои предположения)
Постановка целей и задач.
Учитель: Когда вы научились читать, перед вами открылись удивительные богатства- знания, которые спрятаны в разных книгах. Об этом мы говорили на уроках литературного чтения, изучая 1 раздел.
— Как он называется? («Книга в мировой культуре»).
— Какие высказывания великих классиков о книге вы запомнили?
(Дети читают наизусть высказывания классиков)
Хорошая книга — точно беседа с умным человеком.
Л.Н.Толстой
Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Цицерон
Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!
М.Горький
Справка: Марк Ту́ллийЦицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Учитель: В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом речи. Вспомним, по какой схеме строится сочинение-рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения и к концу урока мы должны написать сочинение-рассуждение в черновиках.
— Вспомним, что такое сочинение?
— Какие правила надо соблюдать при его написании.
— Вспомним, что такое текст? Тема? Основная мысль?
— Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение) — О чём говорится в тексте — описании? (В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНА КАХ предмета или
явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно
поставить вопрос: КАКОЙ предмет?) — Что вы знаете о тексте — повествовании? (В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях,
о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому
типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНА ЧАЛА,
ПОТОМ и в КОН ЦЕ?) — Что такое текст — рассуждение? (В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось,
произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые
составляют текст-рассуждение).
Учитель: Вспомним, по какой схеме выстраивается сочинение-рассуждение?
(На данный вопрос сначала отвечают ученики, затем их ответ
сравнивается с текстом слайда).
— Чем отличается сочинение-рассуждение от других типов речи? (основная часть — это доказательство).
— Во время каких уроков мы используем доказательство? (математика)
III этап. Формирование новых знаний и умений.
Учитель: Прежде чем писать сочинение, вы должны задуматься о вступлении. Начать вступление можно по-разному:
С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?)
С определения (Книга – это…)
С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)
Учитель: От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль.
Учитель: В заключении вы должны подвести итог всему написанному, сделать вывод.
Учитель: Как избежать ошибок в написании сочинения?
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Обратите ещё раз внимание на схему текста — рассуждения.
– У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.
IV. Применение полученных знаний и умений.
Учитель: Мы с вами много сделали для того, чтобы каждый из вас успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Почему надо читать книги?» Пришло время вам проявить свои творческие способности. Обратите внимание, чтобы ваше сочинение не распалось на отдельные фрагменты-кубики, и чтобы другому человеку было интересно его читать.
(Записывается в тетради число, тема сочинения)
Практическая работа
Чтение сочинений
V. Рефлексия. Итог урока.
— Какие типы сочинений мы сегодня вспомнили?
— Какие из них вам больше нравятся? Почему?
— Когда вам понадобятся рассуждения?
— С какими заданиями на уроке вы легко справлялись? Над чем предстоит еще поработать?
— Читая классиков трудно не согласиться с ними, что книга – лучший друг, а в нашем современном мире нельзя прожить без друзей. Многие книги мы помним с детства, и учат нас они добру, честности, верности, любви и уважению ко всему окружающему. Читайте книги, ведь книга — чудесный мир превращений, через который мы «видим» прошлое, чужую боль, страдания, радость, счастье. Недаром в пословице говорится: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».
Домашнее задание:
Напишите сочинение в чистовике. Обратите внимание на правильность написания. Всем спасибо за урок