kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру. Учащиеся повторят и закрепят знания о сложных словах именах существительных и прилагательных, изучат новый материал о членистоногих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».»

Тема: Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».

Цель:

– развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;

– развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.

помочь детям самим «открыть» знание, познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир «Обитатели Земли», 3-й класс: Учебник в 2-х частях, часть-1. – М.: Баласс, 2010; коллекция насекомых, иллюстрации членистоногих, насекомые с покровительственной и предупреждающей окраской; фильмы из Интернета: «Мой рак снимает панцирь», «Метаморфозы бабочки», «Членистоногие», «Паук на охоте».


Ход урока.

  1. Организационный момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Мы очень рады их видеть и приветствовать, но все же прошу вас во время урока не отвлекаться.

  1. Актуализация знаний.

Сейчас сядет первым тот, кто:

- вспомнит какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? - Многоклеточные животные.

- С какими животными мы познакомились на прошлом уроке? -Кишечнополостными, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, моллюсками.

- Для чего нужен скелет? - Для опоры, к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников.

-Доскажите:Сложные слова – это слова, которые…..имеют два корня

-Два корня в сложных словах обычно соединяются…..буквами о и е.

Некоторые слова я прикрепила на доску, выявите среди них сложные слова. Кишечнополостные, многоклеточные

Молодцы ребята, присаживайтесь все. Откройте тетради по русскому языку. Запишите число, «Классная работа».

В конце урока я возьму тетради на проверку у некоторых из вас и поставлю отметку за работу в классе. Также будет учитываться ваша активность на уроке. Выпишите себе в тетрадь данные сложные слова, обозначьте орфограмму.

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы продолжим «открывать» для себя новые знания в области русского языка и окружающего мира. Мы увидим, что родной язык и мир, в котором мы живём, неразрывно связаны.

А так же вы познакомитесь с особенностями раков, пауков и насекомых, их образом жизни.

Как вы думаете, почему авторы назвали эту тему «Маленькие рыцари»? (Дети высказывают предположения).

IV.Совместное открытие знаний.

Объяснение нового материала.

- Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника.

1. Работа по тексту учебника.

(После чтения 1-го абзаца)

- Как называют раков, пауков, насекомых? - Членистоногими.

- Почему авторы называют их «маленькими рыцарями»? - У них наружный скелет, который состоит из отдельных твердых члеников, как латы у рыцаря.

2.Работа в тетради с карточкой.

Прочитаем вслух стихотворение

На полянке у реки 
Размышляли знатоки: 
– Что за насекомое – 
Всем нам незнакомое?» 
– Пыльцееды? 
– Усачи! 
– Может, это Рогачи? 
– Очень интересные 
Волоски телесные… 
– Кувыркалки! 
– Не они… 
– Знаю точно: Светляки – 
Видишь, серебристые 
Ножки бархатистые?! 
– Плоскоходы. 
– Речники! 
– Кругляки! 
Спорят, распаляются, 
Больше удивляются… 

Рядом у ромашки 
Дашка-первоклашка 
Лепестки срывала – 
«На любовь» гадала… 
Спор друзей, услышав, 
Подошла поближе, 
Глянула украдкой 
И зевнула сладко: 
– Спорите напрасно. 
Кто это? Всем ясно! 
Каждый первоклашка 
Знает, что это… БУКАШКА!

Задание. Из данного стихотворения выберите сложные слова и выпишите их в тетрадь.(ученики поочереди выполняют у доски, обозначая орфограммы)

3. Работа по тексту учебника.

- Что представляет собой наружный скелет? Прочитайте 2-й абзац. Из чего состоит наружный скелет? Какой он? – Он легкий и прочный, состоит из неживого вещества.

- Скелет растет вместе с хозяином? – Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный.

- Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают свой панцирь и отращивают наружный скелет? – Животным проходится прятаться, потому что они становятся беззащитными.

Познакомьтесь с одной из групп членистоногих – ракообразными. (Просмотр фильма «Мой рак сбрасывает панцирь»).—по ходу фильма краткий рассказ о ракообразных.

- Где живут ракообразные? – В воде.

- Где живут крабы, креветки, криль? – В морях.

- Сколько у ракообразных у ракообразных членистых ног? – 10 ног. Передняя пара превратилась в клешни.

- Зачем им нужны клешни? – Для захвата пищи.

- Как же они дышат? – Они имеют специальный орган дыхания – жабры.

- Что такое жабры? – Это тонкие нежные пластинки под панцирем, они пронизаны кровеносными сосудами. Они омываются водой, кислород из воды легко проникает в кровь.

- Почему рак в фильме, который мы с вами посмотрели, сбрасывал свой панцирь? – Скелет не растет вместе с хозяином, рак вынужден сбрасывать свой панцирь и в этот момент быстро расти.

- К членистоногим относятся еще пауки и насекомые. Прочитаем абзац на с.91 Где они живут? – На суше.

- На что у них похож наружный скелет? - На скафандр.

- Как они дышат? – Через трахеи.

- На что они похожи? – На разветвленные трубочки, отходящие от мелких отверстий на брюшке внутри тела.

4.Работа в тетрадях.

Прочитайте слова на доске. Что их объединяет,(сложные слова). А чем отличаются? ( 1 столбик-существительные, 2 столбик-прилагательные)

Долгоносик многочисленный

Шелкопряд шестиногие

Листовёртка восьмиглазые

4. Чтение диалога героев.

- Наружный скелет достаточно тяжел. Только мелкие животные могут быстро передвигаться на суше в таких «доспехах».

- Познакомьтесь подробнее с пауками. Просмотр фильма «Паук на охоте».

- Сколько ног у паука? – 8 ног.

- В чем состоит особенность пауков? – Пауки из паутины строят свой дом, ловят добычу и даже могут летать на ней.

- Есть ли у пауков крылья? – Нет.

- Чем питаются пауки? – Пауки – хищники, ловят свою добычу, вспрыскивают в нее ядовитые вещества. Внутренности жертвы растворяются, тогда паук всасывает содержимое.

- Опасны ли пауки для человека? большинство пауков не страшны человеку, но есть и опасные, ядовитые, такие как каракурт, тарантул.

5. Проблемный вопрос.

Следующая группа членистоногих – насекомые. Это самая разнообразная группа животных. Сейчас вы сами убедитесь. Сыграем в игру «Назови насекомое». Я вам показываю картинку, а вы должны назвать насекомое.(По ходу картинки прикрепляются на магниты к доске) - Пчела,богомол,кузнечик,муха, стрекоза,муравей, бабочкабожья коровка и водомерка. Что общего у всех насекомых?(Они все маленького размера)

– Действительно чем меньше организм, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдет, тем лучше к ним приспособится.Это одна из причин многообразия насекомых.

- Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие крылья. Вспомните, какая группа растений самая многочисленная?

7. Работа по тексту.

- Есть еще одна причина. О ней вы узнаете из текста учебника.

- Назовите третью причину многообразия насекомых. – Образ питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.

Есть еще одна причина почему так много насекомых – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать. Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки и другие как бы предупреждают своей окраской:»Опасно! Ядовито!».

8. Просмотр фильма «Метаморфозы бабочки» с комментированием учителя.

Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У одних насекомых – это копия родителей, только маленькая и бескрылая (у тараканов, кузнечиков и др.).

Посмотрите на сложный путь превращений бабочки. сначала из яиц появляются личинки, но они не похожи на родителей. обязанность личинок – есть и расти; личинка вырастает и становится неподвижной куколкой. В ней происходит чудо: личинка превращается во взрослое насекомое.

V.Первичное закрепление.

Запишите в тетрадях названия насекомых с карточек на доске, найдите среди них сложные слова- имена существительные, выделите в них корень и подчеркните соединительную гласную букву.

(…..,богомол,водомерка,…)От каких слов произошли названия этих насекомых?

VI. Итог урока.

Просмотр фильма «Членистоногие».

- Какие животные относятся к членистоногим? – Ракообразные, пауки, насекомые.

- К какой среде обитают ракообразные, насекомые и пауки? – Ракообразные живут в воде, а пауки и насекомые – на суше.

- Почему на Земле так много насекомых? – Причин несколько: они маленькие, у них разный тип питания, они необходимы цветковым растениям как опылители, им нужна защита от врагов, поэтому у них разный вид и окраска.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».

Автор: Доровских Татьяна Игоревна

Дата: 07.10.2018

Номер свидетельства: 479877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства