Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».
Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».
Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру. Учащиеся повторят и закрепят знания о сложных словах именах существительных и прилагательных, изучат новый материал о членистоногих.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».»
Тема: Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, «Маленькие рыцари».
Цель:
– развитие умений использовать в речи сложные слова, распределять их по тематическим группам, правильно оформлять на письме;
– развитие чувства языка на основе анализа структуры сложных слов, знакомства с историей и этимологией сложных слов.
помочь детям самим «открыть» знание, познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся.
Познавательные УУД
1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5.Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир «Обитатели Земли», 3-й класс: Учебник в 2-х частях, часть-1. – М.: Баласс, 2010; коллекция насекомых, иллюстрации членистоногих, насекомые с покровительственной и предупреждающей окраской; фильмы из Интернета: «Мой рак снимает панцирь», «Метаморфозы бабочки», «Членистоногие», «Паук на охоте».
Ход урока.
Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Мы очень рады их видеть и приветствовать, но все же прошу вас во время урока не отвлекаться.
Актуализация знаний.
Сейчас сядет первым тот, кто:
- вспомнит какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира? - Многоклеточныеживотные.
- С какими животными мы познакомились на прошлом уроке? -Кишечнополостными,плоскими, круглыми, кольчатыми червями, моллюсками.
- Для чего нужен скелет? - Для опоры, к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников.
-Доскажите:Сложные слова – это слова, которые…..имеют два корня
-Два корня в сложных словах обычно соединяются…..буквами о и е.
Некоторые слова я прикрепила на доску, выявите среди них сложные слова. Кишечнополостные, многоклеточные
В конце урока я возьму тетради на проверку у некоторых из вас и поставлю отметку за работу в классе. Также будет учитываться ваша активность на уроке. Выпишите себе в тетрадь данные сложные слова, обозначьте орфограмму.
III.Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы продолжим «открывать» для себя новые знания в области русского языка и окружающего мира. Мы увидим, что родной язык и мир, в котором мы живём, неразрывно связаны.
А так же вы познакомитесь с особенностями раков, пауков и насекомых, их образом жизни.
Как вы думаете, почему авторы назвали эту тему «Маленькие рыцари»? (Дети высказывают предположения).
IV.Совместное открытие знаний.
Объяснение нового материала.
- Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника.
1. Работа по тексту учебника.
(После чтения 1-го абзаца)
- Как называют раков, пауков, насекомых? - Членистоногими.
- Почему авторы называют их «маленькими рыцарями»? - У них наружный скелет, который состоит из отдельных твердых члеников,как латы у рыцаря.
2.Работа в тетради с карточкой.
Прочитаем вслух стихотворение
На полянке у реки Размышляли знатоки: – Что за насекомое – Всем нам незнакомое?» – Пыльцееды? – Усачи! – Может, это Рогачи? – Очень интересные Волоски телесные… – Кувыркалки! – Не они… – Знаю точно: Светляки – Видишь, серебристые Ножки бархатистые?! – Плоскоходы. – Речники! – Кругляки! Спорят, распаляются, Больше удивляются…
Рядом у ромашки Дашка-первоклашка Лепестки срывала – «На любовь» гадала… Спор друзей, услышав, Подошла поближе, Глянула украдкой И зевнула сладко: – Спорите напрасно. Кто это? Всем ясно! Каждый первоклашка Знает, что это… БУКАШКА!
Задание. Из данного стихотворения выберите сложные слова и выпишите их в тетрадь.(ученики поочереди выполняют у доски, обозначая орфограммы)
3. Работа по тексту учебника.
- Что представляет собой наружный скелет? Прочитайте 2-й абзац. Из чего состоит наружный скелет? Какой он? – Он легкий и прочный, состоит из неживого вещества.
- Скелет растет вместе с хозяином? – Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный.
- Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают свой панцирь и отращивают наружный скелет? – Животным проходится прятаться, потому что они становятся беззащитными.
Познакомьтесь с одной из групп членистоногих – ракообразными. (Просмотр фильма «Мой рак сбрасывает панцирь»).—по ходу фильма краткий рассказ о ракообразных.
- Где живут ракообразные? – В воде.
- Где живут крабы, креветки, криль? – В морях.
- Сколько у ракообразных у ракообразных членистых ног? – 10 ног.Передняя пара превратилась в клешни.
- Зачем им нужны клешни? – Для захвата пищи.
- Как же они дышат? – Они имеют специальный орган дыхания – жабры.
- Что такое жабры? – Это тонкие нежные пластинки под панцирем, они пронизаны кровеносными сосудами. Они омываются водой, кислород из воды легко проникает в кровь.
- Почему рак в фильме, который мы с вами посмотрели, сбрасывал свой панцирь? – Скелет не растет вместе с хозяином, рак вынужден сбрасывать свой панцирь и в этот момент быстро расти.
- К членистоногим относятся еще пауки и насекомые. Прочитаем абзац на с.91 Где они живут? – На суше.
- На что у них похож наружный скелет? - На скафандр.
- Как они дышат? – Через трахеи.
- На что они похожи? – На разветвленные трубочки, отходящие от мелких отверстий на брюшке внутри тела.
4.Работа в тетрадях.
Прочитайте слова на доске. Что их объединяет,(сложные слова). А чем отличаются? ( 1 столбик-существительные, 2 столбик-прилагательные)
Долгоносик многочисленный
Шелкопряд шестиногие
Листовёртка восьмиглазые
4. Чтение диалога героев.
- Наружный скелет достаточно тяжел. Только мелкие животные могут быстро передвигаться на суше в таких «доспехах».
- Познакомьтесь подробнее с пауками. Просмотр фильма «Паук на охоте».
- Сколько ног у паука? – 8 ног.
- В чем состоит особенность пауков? – Пауки из паутины строят свой дом, ловят добычу и даже могут летать на ней.
- Есть ли у пауков крылья? – Нет.
- Чем питаются пауки? – Пауки – хищники, ловят свою добычу, вспрыскивают в нее ядовитые вещества. Внутренности жертвы растворяются, тогда паук всасывает содержимое.
- Опасны ли пауки для человека? большинство пауков не страшны человеку, но есть и опасные, ядовитые, такие как каракурт, тарантул.
5. Проблемный вопрос.
Следующая группа членистоногих – насекомые. Это самая разнообразная группа животных. Сейчас вы сами убедитесь. Сыграем в игру «Назови насекомое». Я вам показываю картинку, а вы должны назвать насекомое.(По ходу картинки прикрепляются на магниты к доске) - Пчела,богомол,кузнечик,муха, стрекоза,муравей, бабочкабожья коровка и водомерка. Что общего у всех насекомых?(Они все маленького размера)
– Действительно чем меньше организм, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдет, тем лучше к ним приспособится.Это одна из причин многообразия насекомых.
- Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие крылья. Вспомните, какая группа растений самая многочисленная?
7. Работа по тексту.
- Есть еще одна причина. О ней вы узнаете из текста учебника.
- Назовите третью причину многообразия насекомых. – Образ питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.
Есть еще одна причина почему так много насекомых – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать. Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки и другие как бы предупреждают своей окраской:»Опасно! Ядовито!».
8. Просмотр фильма «Метаморфозы бабочки» с комментированием учителя.
Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У одних насекомых – это копия родителей, только маленькая и бескрылая (у тараканов, кузнечиков и др.).
Посмотрите на сложный путь превращений бабочки. сначала из яиц появляются личинки, но они не похожи на родителей. обязанность личинок – есть и расти; личинка вырастает и становится неподвижной куколкой. В ней происходит чудо: личинка превращается во взрослое насекомое.
V.Первичное закрепление.
Запишите в тетрадях названия насекомых с карточек на доске, найдите среди них сложные слова- имена существительные, выделите в них корень и подчеркните соединительную гласную букву.
(…..,богомол,водомерка,…)От каких слов произошли названия этих насекомых?
VI. Итог урока.
Просмотр фильма «Членистоногие».
- Какие животные относятся к членистоногим? – Ракообразные, пауки, насекомые.
- К какой среде обитают ракообразные, насекомые и пауки? – Ракообразные живут в воде, а пауки и насекомые – на суше.
- Почему на Земле так много насекомых? – Причин несколько: они маленькие, у них разный тип питания, они необходимы цветковым растениям как опылители, им нужна защита от врагов, поэтому у них разный вид и окраска.