Урок обобщения и систематизации знаний. Целью урока является развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: выявлять признаки текста, осознавать связь заглавия с темой и главной мыслью, расположение "рассыпанных" предложений в нужном порядке, развитие умений обобщать и систематизировать знания об основной единице языка - предложении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Слово. Предложение.Текст" »
Открытый урок по русскому языку
2 класс
«Слово. Предложение. Текст». (Обобщение)
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: Развитие умений обобщать и систематизировать знания об основной единице языка – предложении;
Развитие и совершенствование умений в области работы с текстом: выявлять признаки текста, осознавать связь заглавия с темой и главной мыслью, расположение «рассыпанных» предложений в нужном порядке.
Оргмомент
Запись числа, чистописание.
Двадцать первое октября. Классная работа. (Проговорить орфографически).
Словарная работа.
Вчера в школу пришла телеграмма, адресованная 2 классу «Б», в которой было написано:
«Ребята! Сегодня на уроке русского языка вас ждёт интересная работа».
Чтобы быть готовыми к этой работе, давайте разомнемся.
В тексте телеграммы найдите и подчеркните все словарные слова. Запишите в тетрадь только те, которые начинаются со звука [р] . Какие слова вы должны записать? (русского, работа). С какой буквы начинаются эти слова? (С буквы «Р»). Среди слов, начинающихся с буквы «Р» есть и слово «ребята». Почему вы его не назвали? (Оно начинается со звука [р']).
Разберите записанные слова по слогам:
русского работа
Устно для переноса. Как определить, сколько способов переноса? (Способов переноса на один меньше, чем слогов, если не остается одна гласная буква, которую нельзя переносить и оставлять на строчке.)
Итак, вы готовы к работе, которую нам обещали в телеграмме?
Мотивирующее введение в тему урока с последующим формулированием цели и задач урока.
На доске размещены слова в хаотичном порядке: буква, слог, звук, слово, предложение.
Из данных слов нам надо построить логическую цепочку понятий. Расставьте слова в нужном порядке. Какого понятия не хватает, чтобы наша логическая цепочка была законченной? (Текст)
Как прокомментировать эту запись?
При произношении сначала слышим звук, обозначаем его буквой и записываем её. Из букв складываем слоги, из слогов – слово, из слов составляем предложение, а из предложений – текст.
А из чего состоит наша речь? (Речь состоит из слов, которые связываются в предложение, а из предложений состоит текст).
Чему же будет посвящён наш урок? Какова его тема? («Слово. Предложение. Текст»)
Запишем тему урока.
Какие задачи мы перед собой ставим? (Повторить всё, что знаем о предложении, тексте, закрепить наши знания, выполнив задания.)
Закрепление и обобщение языковых и речевых знаний и умений.
Что такое предложение? Из чего оно состоит? (Предложение – это законченная мысль. Предложение состоит из слов.)
Перед вами 2 группы слов. Какую из них можно назвать предложением и почему?
там, царевна, в, тужит, Наступила чудная осенняя
темнице пора.
Запишите предложение в тетрадь. Какие правила записи предложения вы должны вспомнить? (Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится нужный знак.) Как определить какой знак поставить в конце предложения? (По интонации). Какой знак поставили в этом предложении? Почему? Измените интонацию так, чтобы в конце стоял восклицательный знак.
Итак, что же мы знаем о предложении?
Предложение – это законченная мысль. Предложение состоит из слов, связанных друг с другом по смыслу. Начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце ставится нужный знак. Все слова в предложении пишутся раздельно.
Что мы можем составить из предложений? (Текст) Любую ли группу предложений можно назвать текстом? (Только ту группу, которая имеет признаки текста).
Какие признаки текста вы знаете?
- Текстом можно назвать группу, состоящую из 2 и более предложений. Одно предложение текстом не является.
- Предложения в тексте должны стоять в определенной последовательности.
- Текст должен иметь смысл.
- В тексте должно рассказываться о чем-то одном.
- Текст должен состоять из 3 частей: начало, середина, конец.
- Текст должен иметь заглавие и автора. Если автора нет, то это может быть народное произведение, если нет заглавия, можем подобрать.
У вас в задании напечатан отрывок. Определите, это текст или нет?
Найдёт петушок зёрнышко и начнёт звать: «Ко-ко-ко! Нашёл!» Жили они дружно. Петух в чужие дворы не заглядывал. Целыми днями гуляли они с курочкой. Курочка услышит и прибежит. У одного хозяина были петух и курица.
(Этот отрывок не является текстом. В нем нет смысла, так как нарушен порядок предложений.)
Что надо сделать, чтобы этот отрывок можно было назвать текстом? (Восстановить порядок предложений).
Какой же текст у нас получился?
У одного хозяина были петух и курица.
Жили они дружно.
Петух в чужие дворы не заглядывал.
Целыми днями гуляли они с курочкой.
Найдёт петушок зёрнышко и начнёт звать: «Ко-ко-ко! Нашёл!»
Курочка услышит и прибежит.
В одном из признаков текста, которые вы перечислили, сказано, что текст должен иметь заглавие. Для чего нужно заглавие? (Для того, чтобы мы могли предположить о ком или о чём будем читать). Что содержит в себе заглавие? (Тему текста, главную мысль).
Что такое тема текста? (Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.)
Что такое главная мысль? (Главная мысль – это то, что говорится в тексте).
Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст?
На доске слова-подсказки, которые помогут нам составить алгоритм наших действий.
Эти слова так спешили к нам на урок, что все перепутались. Давайте расставим их по порядку. (Прочитать – понять – найти главные (ключевые) слова – соединить их в предложение – кратко и точно записать).
А теперь, пользуясь нашим алгоритмом, давайте озаглавим текст.
(«Дружба курочки и петушка»).
Запишите название текста в тетрадь и подчеркните опасные места. (Безударные гласные, парные согласные).
Итог урока
Давайте вернемся к задачам нашего урока. Мы должны были повторить всё, что мы знаем о предложении, тексте и закрепить наши знания.
Все задачи мы выполнили и теперь можем оценить свою работу.
Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке? Что получилось? Какие были трудности? Как оцениваете работу одноклассников?