Урок русской грамоты в 1 классе
Урок подготовила учитель начальных классов высшей категории Домбровская Ирина Кондратьевна
Тема: Слова с непроверяемыми написаниями. «Жаворонок» (По Н.Сладкову)
Цель: формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.
Задачи:
учить работать со словарём;
обогащать и активизировать словарный запас детей;
воспитывать любовь к родному краю, природе средствами литературы и музыки.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: беседа, объяснение, рассказ, игра, упражнение.
Оборудование: мультимедийной проектор, интерактивная доска, тематический словарик «Животные», картинки-раскраски.
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап
- На уроке самопознания мы с вами посмотрели мультфильм «Паровозик из Ромашкова». Вспомните, что случилось бы, если бы пассажиры паровозика не увидели первые весенние цветы и не увидели рассвет?
(Ответы детей)
-Желаю вам быть очень внимательными, все замечать, никогда никуда не опаздывать, и чтобы ваш путь в страну знаний был добрым.
-Послушайте песенку. Я надеюсь, что она поможет вам сегодня хорошо поработать.
(Звучит песня)
-Отгадайте загадку:
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня....(Весна)
-Весной на деревьях появляются листочки. Чтобы на нашем дереве появились листочки, нам надо вставить пропущенные буквы в слова.
(Слова на доске: дерево, лесок, листок, река, поляна, дожди, облака, небеса)
-Что поможет вам справиться с этим заданием?
-Читают хором:
Будь внимательным, мой друг:
В словах есть безударный звук!
Слуху ты не доверяй,
Удареньем проверяй!
(Выполняют задание)
-А что нам делать, если гласный не проверяется ударением?
(Ответы детей)
-Правильно. Сегодня мы будем работать с такими словами. Мы их называем «словарные слова».
2. Операционно-познавательный этап
-Откройте учебник на странице 145. Какой рассказ мы сегодня будем читать?
(Ответы детей)
-Слово «жаворонок» из словаря и его написание нужно запомнить.
(Слово на доске)
-Прежде, чем мы начнем читать текст, я вам расскажу об этой птичке.
Жаворонки семейство птиц отряда воробьиных. Длина тела от 12 до 25 см. Окраска тела землистая, зоба и груди — часто пятнистая. Существует около 70 видов жаворонков; распространены они в Африке, Азии и Европе. Жаворонки - обитатели открытых пространств: полей, степей, пустынь, горных лугов, реже лесных полян. Гнёзда на земле. Пища — семена и насекомые. Жаворонки, обитающие на севере, на зиму отлетают на юг.
С жаворонком связано много примет и традиций у разных народов.
Медленно опускающийся жаворонок - примета к хорошей погоде. Жаворонки, поющие высоко в небе, - примета к хорошей погоде. Жаворонок прилетел — к теплу.
Пикирующий жаворонок - к ненастью.
Повредить гнездо жаворонка - к несчастью.
По всей Европе маленьких жаворонков вместе с некоторыми другими птицами отлавливали и сажали в клетки. Ныне отлов жаворонков запрещен законом.
Когда-то считалось также, что тот, кто съест воскресным утром перед тем, как зазвонят церковные колокола, три яйца жаворонка, обретет чудесный голос.
Шотландцы утверждают, что человек может разобрать слова в песне жаворонка, если ляжет на спину и будет слушать, не издавая ни звука. Не знаю, разберете вы что-нибудь или нет, но, безусловно, жарким летним днем приятно полежать на травке.
В русской традиции жаворонок считается птицей, приносящей вести о весне. В народном календаре им посвящен особый день — 22 марта. В этот день птицы начинают возвращаться из теплых краев, и первыми прилетают жаворонки.
"Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве случаев, с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же - с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать:
"Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!"
Эта песня поется несколько раз.
Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает головку жаворонка матери, со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова,- так чтобы и лен головастый был".
Народ сложил пословицы и поговорки:
Спать ложись с ягненком, а вставай с жаворонком.
Весела, как вешний жавороночек.
- А мы с вами на уроке труда научимся делать жаворонков из бумаги в технике оригами.
Чтение текста (учитель)
Физминутка:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Чтение рассказа по частям (читают дети).
- В этом рассказе речь идет о полевом жаворонке. Послушайте его песенку.
(Песня жаворонка полевого)
- Сравните её с песней лесного жаворонка.
(Песня жаворонка лесного)
- Скажите, а кто написал рассказ о жаворонке? О чем еще рассказывал нам Николай Сладков?
(Ответы детей)
- Вы можете прочитать рассказ о лесном жаворонке в книге Николая Сладкова «Азбука леса»
- Давайте вернемся к тексту и найдем в нём словарные слова.
Повторное чтение текста.
На доску вывешиваются слова: барсук, медведь.
- Какое из этих слов «лишнее» и почему?
Жаворонок - птица, а барсук и медведь - млекопитающие.
- У вас на партах лежат словарики, в которых собраны слова на тему «Животные».
- Найдите слова - названия птиц.
- С одними словами мы уже знакомы, с другими - предстоит познакомиться. Слов с непроверяемыми написаниями очень много, запомнить их сразу трудно, поэтому чаще обращайтесь к словарями. Я знаю, что у каждого из вас дома есть хотя бы один словарь, а в дальнейшем их станет больше.
- Дома постарайтесь найти в своих словарях слово «Жаворонок» и запомнить его значение, а на следующем уроке поделитесь своими знаниями с ребятами.
3. Рефлексия:
- Много нового вы узнали сегодня?
- Что расскажете своим родным дома?
- А чтобы вам легче было рассказывать о жаворонке, я дарю вам раскраску.