Тема урока: «Синонимы (слова близкие по значению)».
Автор урока: Тютерева Надежда Николаевна.
Предмет: русский язык.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Образовательная программа « УМК Перспектива»
Продолжительность урока: 40 минут.
Аудитория: 1 класс
Цели:
образовательные:
углубить представление детей о словах близких по значению, расширить словарный запас учащихся словами, активизировать их употребление, научиться подбирать слова синонимы.
развивающие:
расширение словарного запаса учащихся за счет употребления
новых слов; умение правильно пользоваться синонимами в речи; логического мышления, памяти, интереса к русскому языку;
воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку;
формировать навыки связной речи; воспитывать активность, желание работать творчески
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды, дают определение «Синонимы».
Планируемый результат обучения: учащиеся научаться пользоваться словарем, выделять и осознавать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Познавательные УУД:
-умение строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
-умение делать выводы в результате работы
мыслительных операций;
- использование способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих
возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к
обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение
способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Основные понятия: Что такое синонимы, гл и согл.буквы, предложение, ударение, словарь.
Межпредметные связи: «Литературное чтение, Окружающий мир»
Метапредметные: регулятивные (принятие и понимание учебной задачи урока), организовать свое рабочее место, выполнять задания, следуя инструкции, данной учителем.
Ресурсы: учебник русского языка для 1 класса, листы А4, ИКТ, корзиночка, карточки с текстом работы, рабочая тетрадь.
Современные технологии, используемые на уроке:
Применение ИКТ, технология проблемного обучения, технология критического мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки).
Демонстрационный материал: презентация к уроку.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, групповая, работа в паре, самостоятельная работа.
План урока:
1.Организационный момент.
(Формирование личностных УУД)
2.Актуализация знаний (чистописание, работа с текстом).
(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
3.Самоопределение к деятельности.
4.Отработка навыков по теме урока
(Формирование регулятивных, личностных УУД)
5.физминутка
6. Рефлексия
7. Итог урока.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
Поощрение успешно выполненных работ. (Формирование личностных УУД)
Используемая методическая литература:
З.Е. Александрова Словарь синонимов русского языка. – М.:1986
2.Л.Т. Григорян «Язык мой - друг мой». Пособие для учителей. М.: Просвещение. 1976.
3. Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя - М.: Просвещение, 1989.
4. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 класс» - М.: Просвещение, 2008.
5. Т.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» - М.: Просвещение, 2011.
Ход урока.
1.Орг. момент (учитель с ребятами работают по слайду настраиваясь на позитивное начало урока).
-Ребята! Посмотрите внимательно на доску, перед вами (слайд№1).
-Давайте по очереди прочитаем представленные слова.
-Скажите, какие задания по слайду вы можете предложить для нашего класса (найти среди слов, лишние слова).
-Хорошо, я все ваши ответы выслушала, и давайте уберем те качества, которые будут мешать нам на уроке (рассеянный, ленивый),
-А почему они лишние (потому что все качества правильные позитивные, добрые, настраивающие вас на урок, а эти качества будут нам просто мешать, понять тему и провести полноценный урок ).
-Желаю вам удачи!!!
2.Актуализация знаний.
-Ребята к нам на урок пришла волшебная корзинка.
-Перед вами волшебная корзиночка. «Сложите» в неё по очереди каждый те знания, которые вы уже приобрели на уроках русского языка и теперь поделитесь ими с друзьями (учитель, очень быстро проходит по классу и собирает знания в корзинку у учащихся).
-Спасибо всем! А теперь я расплескаю своими руками ваши знания, чтобы вам было интересно и легко работать сегодня на уроке.
3.Самоопределение к деятельности.
1.Минутка чистописания (ребята открывают тетради, тетрадь готова заранее).
-Ребята на карточках с заданиями №1, которые лежат рядом с вами записан ряд букв.
-Посмотрите внимательно, проговорите буквы про себя, и скажите, что там такого необычного и интересного (в задании через одну букву, через каждую другую букву повторяется буква д).
- Какие буквы вы видите расскажите (гл, согл, могут их назвать).
-Давайте запишем этот ряд букв в тетрадь (учащиеся записывают сами, отступаем красную строку).
-На, что вы посоветуете обратить внимание при записи этого ряда букв (соблюдать правильное соединение, и записать ряд прописными буквами). (Повторяем правила поведения, и посадка).
-Молодцы! Все очень постарались, но, а теперь оцените свою работу поставьте на полях ! ? +
«+»-выполнил, но были ошибки.
«!» -все выполнил верно.
«?» я затрудняюсь.
-Ребята, а сейчас давайте немного подумаем и порассуждаем.
-Перед вами 2 текста на карточках задание № 2 и слайд на доске (слайд №2).
-Прочитайте их вслух.
1.С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки .
2. С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.
Задания: Работать будем в парах (на столах у каждой пары задания на карточках).
-Озаглавьте текст (Зимние забавы, Веселая детвора)
-Чем отличаются тексты 1-й от 2-го.(1-й белее красивый ,правильный, полноценный, разнообразие слов, доступный; однотонный ,повторяются одни и те же слова).
- Какой на ваш взгляд более интересный, и почему вы так считаете.
-Прочитайте еще внимательно первый текст и назовите слова, которые там встречаются.
-Какие это слова, как они называются ( слова близкие по значению) (Дети, малыши, детвора, ребята).
-Давайте запишем эти слова в рабочую тетрадь под диктовку (учитель читает орфографически верно).
- Прочитайте слова, найдите среди слов лишнее, и почему?
-Какое задание с этими словами могли предложить вы своим одноклассникам.
- Что общего во всех этих словах (слова близкие по значению).
-А может кто-то из вас знает как, называются слова близкие по значению, но ничего страшного, а вы сейчас узнаете сами, как называются эти слова.
-Вернемся к рабочей тетради и минутки чистописания, вы записали ряд букв.
-А теперь скажите, какая буква повторяется д, но а вот сейчас зачеркните карандашом все буквы д которые у вас повторяются и вы сами сможете определить тему урока, кто – то уже догадался, показали мне.
-Вот мы и определили тему нашего урока.
-Записали в рабочую тетрадь тему слово «Синонимы» (на доску прикрепляется слово, распечатанное на листе).
Тема урока «Синонимы».
-А может кто-то может нам сказать, а что такое синонимы?
-что, это за слова, может кто- то может дать определение.
Постановка цели урока: - Сегодня мы расширим свои знания о синонимах, а так же научимся находить синонимы в тексте и заменять слова словами синонимами.
4.Работа над новой темой
Но, а теперь внимание,
Начинаем выполнять новые задания.
-Ребята, откройте учебник на стр . № 32 и прочитайте, как дается объяснение в учебнике И. И. Самоварова,
-Что же он говорит о синонимах (ребята читают в слух).
-Вот и я вам приготовила (слайд №3) чтобы вы еще раз посмотрели, определили и запомнили что, такое синонимы. Ребята в русском языке, очень много словарей, и один из них это словарь синонимов в которых хранятся данные слова (слайд №4)
5. Физминутка
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите,
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
Отдохнули немного, и приступаем дальше к работе по нашей теме.
Ребята, выполняем задания,
На закрепление знаний.
1.Ребята, я вам предлагаю слова, распределенные в 2 группы. На партах отдельные листы с заданиями, задание № 3 ребята выполняют (слайд № 5)
Алфавит аккуратный
Огонь алый
Опрятный скакать
Прыгать азбука
Бросать пламя
Красный кидать
-Соединить синонимы стрелками. Взаимопроверка (ребята меняются тетрадями проверка по эталону на слайде ребята оценивают себя). !?+
-Ребят, мы выполнили задания проверили, а зачем нам нужны синонимы в русском языке (они делают нашу речь разнообразной, точной, красивой, понятной), но более подробнее мы будем изучать синонимы в 2 классе.
- Ребята, а чтобы закрепить нашу тему о синонимах, и посмотреть всели разобрались, я вам предложу поработать самим. Желаю вам удачи!
2.Слова для подсказки на отдельных листах, задание №4.Учитель проверяет, говорит кто больше слов у девочек 3,5,7, и такой же разбор у мальчиков. Молодцы, как мне сегодня нравиться с вами работать. Оцените свою работу !?+
3.Кто сегодня ни разу не ошибся? (дети поднимают руку)
-Значит, вы уже хорошо знаете синонимы.
-Кто еще иногда ошибается? Перед вами карточка
-Подчеркните красным карандашом слова близкие по значению, задание №5. После выполнения задания меняются тетрадями и делают проверку по слайду.
Морозный, студеный, лето, огонь, холодный, яблоко (слайд № 6)-проверка с образцом на доске. Самооценка +!?
-(посмотреть по времени, переписать в тетрадь слова, которые подчеркнули, и с одним из слов составить предложение и записать его в тетрадь)
-Ребята, а сейчас я вам предлагаю, проверить свои знания и закрепить их в виде теста.
-Вам предлагаются задания, где нужно найти и подчеркнуть правильный ответ. Правильный ответ поверить по эталону на слайде.
1. Отметьте галочкой, каким, словом лучше всего назвать учеников 2-3 класса.
Дети
Ребята
Малыши
2.Отметь галочкой синоним к слову друг.
Ученик
Сосед
Приятель
3.Отметь галочкой синоним к слову одежда.
Пальто
Наряд
Ткань
4.Отметь синоним к слову дом.
Здание
Театр
кухня
6. Рефлексия.
-Вы уже, наверное, устали, давай немного отдохнем и поиграем в игру.
-Если я вам говорить слова синонимы - вы поворачиваетесь, друг к другу и улыбаетесь, а если говорю другие слова вы - отворачиваетесь друг от друга. Приступили!!! Слова для игры: ходить – шагать, осень, говорить – болтать, зима, красный – алый, фиолетовый – сиреневый, лето, кушать – есть, весна, школьник – ученик, работать – трудиться, смеяться – хохотать, кричит – орёт, большой – огромный, ребёнок – малыш, старик – дедушка, мороз – холод.
- Ребята, вы молодцы, играя с вами, я поняла, что не только сложные задания, но и простая игра может показать, какие вы молодцы.
1.Как вы думаете, кто сегодня был моим помощником на уроке?
2. Нарисуйте и закрасьте кружок на полях цветом, соответствующим вашему настроению после сегодняшнего урока.
7. Итог урока
1.Какие слова называются словами синонимами? (слова близкие по значению).
2.Чем для вас был полезен урок.
3.Какими знания мы пополним сегодня корзинку с знаниями (знаниями о синонимах).
Убедились, как богат русский язык. И мы должны учиться пользоваться этим богатством своей речи. Спасибо за работу. Мне было интересно с вами работать, учиться, делать открытия.