Просмотр содержимого документа
«Славянский оберег «Желанница»»
Тема: Славянский оберег «Желанница»
Цель: Выполнение куклы «закрутки»
Задача: знакомство с игрушками славян;
Работа с тканями, нитками
Оборудование: доска. Презентация.
Кусочки ткани размером 20 * 50, 15*15.
Нитки толстые
Нитки тонкие
Ножницы
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня мы окунемся в глубь времен.
- Как вы думаете, какие игрушки были у наших предков несколько веков назад?
- Из чего делали игрушки?
- Эти игрушки живут и по сей день, ведь они так милы нашему сердцу. 2. История игрушек. ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушка готова.
СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.
КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.
ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание.
ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.
ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.
Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.
ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.
КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.
ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ В ВИДЕ ХЛЕБОВ. В старой Рязани были найдены детские игрушки в виде хлебов. По этим игрушкам можно представить, каким был хлеб в то время. Дети, играющие с глиной, с большим реализмом передали хорошо поднявшийся хлеб. Верхняя часть хлеба покрыта шахматными нарезками. Такими нарезками, должно быть, покрывались "чистые хлеба" для лучшего вкуса корки и для красоты.
Выводы: вот в какие игрушки играли наши предки.
- Понравились вам они?
-В какие игрушки играете вы сейчас?
-Как вы думаете, а какой игрушки не хватает в этом списке? Подскажу, что в эту игрушку особенно любят играть девочки. (Кукла)
-Правильно, самой любимой игрушкой, конечно же, была кукла. Но куклы у славян были немного другие, они имели особый смысл. Хотите узнать, какие раньше были куклы? Тогда слушайте внимательно.
КУКЛЫ. Куклы были самые разные и они быстро совершенствовались: от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза. У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола -Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя: Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.
У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".
Были куклы из поленьев, тряпичные куклы дети начинали «вертеть» с пяти лет.
Физминутка
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
Работа над темой.
Мы с вами много узнали об игрушках, которыми играли славяне, о куклах. А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (делать кукол)
-Правильно. Сегодня мы будем делать не просто куклу, а куклу, которая поможет вам исполнить ваше желание. Она так и называется «Желанница». Такой оберег помогал нашим предкам в исполнении желания. Ограничения не было, но исполнить Желанница могла только одну мечту.
-А у вас есть какое-нибудь желание?
-Вот мы сейчас с вами все вместе будем делать такую куколку, и она поможет вам исполнить ваше желание. Только нужно очень сильно постараться, чтобы у вас всё получилось. Для этого нужно слушать меня очень внимательно и делать, что я показываю. Лицо у кукол не рисовали, они были безликие. Это объясняется тем, что она могла подвергнуться воздействию черных сил. Поэтому и мы не будем рисовать лицо.
4.Подготовка к работе.
Проверьте на своих столах:
Длинный и короткий лоскут ткани
Цветной короткий лоскут ткани
Нитки
Наполнитель
Ножницы
Порядок работы.
Учитель показывает ребятам действия, они выполняют их все вместе.
Формируем голову. В середину треугольника набиваем синтепон.
Первую закрутку – туловище подкладываем к голове, закрепляем ниткой.
Формируем туловище, перевязываем нитью.
Берем цветной лоскут.
Оборачиваем изнаночной стороной.
Закрепляем нитью.
Выворачиваем лоскут на лицевую сторону, получаем юбочку.
Для волос берем светлые нити.
Кончик ниточки держим пальчиками одной руки, ведем нить вокруг локтя и возвращаем нить обратно, наматываем 15-20 раз.
Разрезаем пополам, получаем нити одной длины.
Закрепляем их посередине нитью того же цвета.
Прикладываем волосы к голове куколки, закрепляем нитью.
Плетем косу, закрепляем
Проверка выполнения работы.
Мы с вами сделали куклу «Желанница». Покажите мне своих кукол. Посмотрите, каких замечательных кукол вы сделали. Но мы с вами помним, что это не просто кукла, она поможет вам исполнить желание. Вы придёте домой, покажете своих куколок родителям. Потом загадаете про себя желание и положите куклу на свой рабочий стол.
Помните, что кукла Желанница может исполнить только одно желание, ее хранят до тех пор, пока желание не сбудется. Это может быть не сразу, а через какое-то время. Вы мне потом расскажете, помогла ли вам кукла. Если хотите, можете дома сделать ещё таких кукол и подарить их родным. А теперь я посмотрю куклу каждого внимательно и поставлю оценки за урок.