Цель: создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»,
Задачи:
организовать работу по формированию умений читать равенства, используя математическую терминологию;
совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя; работать в паре и оценивать товарища.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные:уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Оборудование: рисунки сказочных героев – Знайка и Незнайка, плакат-таблица с компонентами при сложении, опорный плакат для решения задачи, карточки для самостоятельной работы, учебник “Математика” - авторы М.И. Моро, С.И. Волкова.
Ход урока
Организационный момент. (Обеспечение готовности школьников к работе на уровне внутренней мотивации, включение их в продуктивную учебную деятельность)
-Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
- Скажите, ребята для того, чтобы наш сегодняшний урок получился интересным и полезным, что нужно делать? (Ответы детей)
Актуализация опорных знаний учащихся. (Активное организованное общение учащихся по ранее изученному материалу).
Нас встречает Незнайка. Он просит отгадать 2 числа, сложив которые мы получим 7:
+ = 7
Отгадайте и прочитайте следующие примеры:
6+ =9
5+ = 8
7+ = 7
6+ =10
7+ = 9
5+ = 10
Арифметический диктант (с использованием маркерных досок):
- напишите число, которое следует за числом 6; - напишите число, которое предшествует 5; - напишите число, которое стоит между числами 7 и 9;
- напишите число, которое следует за числом 4; - напишите число, которое предшествует 3; - напишите число, которое стоит между числами 6 и 8.
А теперь внимательно послушайте и решите весёлые задачи:
(1 ученик записывает выражения у доски, остальные – в тетрадях.) Вышла курочка гулять,
Позвала своих цыплят.
Семь бежали впереди
Три отстали позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать
Сосчитайте-ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? 7+3=10
Девять совят в гнезде сидят
Прилетела мама
Сколько птиц стало? 9+1=10
На березе три синички
Продавали рукавички.
Прилетело еще пять,
Сколько будет продавать? 3+5=8
Учитель: Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному.
- Эту запись ещё можно прочитать, используя математические термины. Прочитайте (ответа нет).
- Почему не получается? (Не хватает знаний)
- Подумайте, какая цель нашего урока? (Познакомиться с новыми математическими терминами, узнать, как по-новому прочитать числовое равенство.)
- Будьте внимательными на уроке и в конце – вы сможете обязательно прочесть эти числовые равенства.
Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
Стр.86 (работа с рисунком)
– Сколько красных кубиков у девочки?(Три.) -Сколько синих кубиков у мальчика? (Два.) - Сколько всего? (Пять.) -Как получили число 5? ( 3 + 2 = 5.) - Какие 2 числа мы прибавили? (3 и 2.) - Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемыми. Назовите первое слагаемое.(3.) - Назовите второе слагаемое.(2). - В результате сложения мы получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
-Числа, которые складывают, называют слагаемыми, а результат сложения называют суммой.
Вывешивается плакат «Название чисел при сложении» (проговаривается хором)
Физкультминутка
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
Раз - согнуться – разогнуться,
Два нагнуться, подтянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим
Чтение равенств с использованием новых терминов.
Стр.86, №1
Упражнения в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».
Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.
Отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел» проводится по заданию 1 (с. 86 учебника, часть 1).
IV. Формирование навыков счёта.
Ученики выполняют с комментированием задание 2 (с. 86 учебника).
Дети при комментировании читают выражения по-разному. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре». И т. д.
- Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)
Физкультминутка (для глаз)
Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
Пропедевтика темы «Задача».
- Пока наши глазки отдыхали, к нам в гости пришёл Знайка и принёс с собой плакат. Что это за обозначения на нем?( Условие, вопрос, решение, ответ. Это задача.)
- Что такое условие? Вопрос? (Ответы детей)
Учитель читает задачу 3 (с. 87 учебника).
– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)
– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)
– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.)
Повторное чтение задачи одним из учащихся.
Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.).
Аналогично разбирается задача 4 (с. 87 учебника).
V. Закрепление нового материала.
- Ребята,на доске прикреплены карточки с выражениями. Посмотрите на них внимательно.
- Знайке мы отдадим выражения, у которых сумма равна 8,а Незнайке отдадим выражения, у которых слагаемое равно 2.
VI. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Как называется пропущенное число: сумма или слагаемое?
7 + … = 9
7 + 5 = …
… + 2 = 9
6 + 3 = …
Взаимопроверка.
VII. Итог урока.
- А теперь подведём итог нашего сегодняшнего урока.