Данный урок относится к предмету "Литературное чтение". Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина поможет сформировать у школьников интерес к творчеству писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сказки А.С.Пушкина»
Тема: Сказки А.С.Пушкина
Тип урока: обобщение изученного.
Цели урока: обобщение и углубление изученного по сказкам А.С.Пушкина, формировать понимания содержания текста, развивать умение обобщать, выделять главное и существенное, воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Планируемые результаты
Предметные: закрепление знаний, умений и навыков работы с текстом, поиск и выделение необходимой информации
Личностные: формировать учебно–познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Метапредметные
Личностные: развивать навык работе в пере, самоопределение (оформлять свои наблюдения, уметь наблюдать); проявлять внимание, желание больше узнать.
Познавательные: формировать познавательную потребность к знаниям сказок А.С.Пушкина, интерес к его творчеству;
Регулятивные: установление аналогий и причино-следственных связей, построение рассуждений;
Коммуникативные: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Форма проведения : урок-игра
Оборудование: виртуальная выставка различных изданий пушкинских сказок; выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина и книг; презентация посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина; презентация
Ход урока
I. Организационный момент Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас –
Литературное чтение сейчас.
II.Актуализация знаний
Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)
(слайд)
- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
- Правильно, ребята. А еще сказки бывают (слайд) народные и (слайд) литературные.
- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)
- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.) (слайд)
А какие сказки вы читали? Они какие народные или литературные?
III Мотивация. Постановка целей урока
- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение:
«Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».
А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)
О ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
О каком неповторимом и волшебном мире сегодня мы узнаем?.
Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина».
Чем же они интересны? ( У А.С.Пушкина все сказки написаны в стихотворной форме)
Какие сказки Пушкина вы знаете? (слайд)
Пригласим все сказки в гости к нам.
1. «Сказка о царе Салтане». 2. « Сказка о золотом петушке». 3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 4. «Сказка о рыбаке и рыбке». 5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Есть еще две сказки не так известные Вам 6. «Сказка о медведихе». 7. «Жених»
IV . Повторение и систематизация знаний
- Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. (слайд)
- За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники.
Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли?
Сказки Пушкина читает, и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему?
Чем интересны эти произведения детям 21 века?
Кто рассказывает сказки детям? (Это мама или бабушка. )
Маленький Саша в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок.
Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.) (слайд)
Ари́на Родио́новна Я́ковлева — крепостная, принадлежащая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах. Эта простая женщина любила чужих детей, как своих, отдавала им все, на что способна русская душа. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью. Няня рассказывала ему сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью.
Вот как писал он о своей няне.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С.Пушкина – посмотрите на его портрет.
Им было написано…..
Кто мне подскажет сколько? ( Всего семь сказок)(слайд)
V. Закрепление и обобщение изученного.
И конечно в сказках А.С.Пушкин очень много героев –главных и второстепенных. Поработаем парами. Вам нужно ответить на вопрос. Ответ этого вопроса, герои сказок.
Работа в парах
Кто звал Балду тятей? (Попенок) Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)
Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)
Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)
Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)
В сказках мы можем узнать и новые слова, которые не употребляются в современном мире.
Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ) Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)
Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович) Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)
Как обращался старик к старухе? (смилуйся государыня-рыбка)
Мы продолжаем работу в парах. В любой сказке мы знаем должны быть волшебные предметы.
Игра «Угадай предмет» (слайд)
Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...» Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...» Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке» Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке» Орех - «Сказка о царе Салтане» Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде» Мешок — «Сказка о золотом петушке»
Листая страницы книг, мы видим иллюстрации сюжетов из сказок. По иллюстрации мы можем узнать сказку.
Викторина.
- Узнай сказку по картинке (слайд )
Презентация «Сказки Пушкина»
- Узнай сказку по ключевым словам Читают отрывки дети. (слайд )
1. В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (слайд)(Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
2. Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела. Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. (слайд)(Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
1. Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (слайд)(Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама - то величава, Выступает, будто пава. (слайд)(Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)
1. Жил старик со своею старухой У самого синего моря Жили они в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
«Сказка о рыбаке и рыбке»).
2. Жил - был поп, Толоконный лоб, Пошел поп по базару...
Посмотреть кой-какого товару.
«Сказка о попе и работнике его Балде»)
3. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут..
Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)
4. И соседи присмирели, Воевать уже не смели; Таковой им царь Дадон...
Дал отпор со всех сторон.
«Сказка о золотом петушке»).
5. И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был...
Мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. «Сказка о мертвой царевне…»
VI. Рефлексия
В конце нашего урока давайте с вами попробуем быть поэтами и продолжая строки у нас получится небольшое стихотворение.
- Продолжи строки:
Какой был прекрасный сегодня… (урок)
И много в душе родилось у нас… (строк).
И ум наш в порядке, и есть у нас… (знанья)
Теперь не страшны нам любые… (заданья)!
VII. Подведение итогов.
Что мы вспомнили и обобщали сегодня на уроке?
Какие сказки и стихи А.С. Пушкина мы сегодня вспоминали на уроке?
Что было для Вас особенно интересно?
С каким настроением Вы заканчиваете урок? Оцените себя и свою работу на уроке смайликами.
VIII. Домашнее задание
Разгадай кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки» (кроссворд раздаётся всем учащимся)