Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельный подход на уроке окружающего мира в первом классе по теме "На что похожа наша планета""»
Урок. Окружающий мир. 1 класс.
Тема урока. На что похожа наша планета.
Цель. Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию. Развивать наблюдательность.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты, объяснять особенности движения Земли; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; моделировать форму Земли; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные:общеучебные – осознанное и произвольное речевое устное высказывание о форме земного шара; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
– Сегодня у нас с вами важный урок. Будьте внимательны, дисциплинированы, активны. И начнём мы работу с девиза: « С маленькой удачи начинаются большие успехи!»
2. Актуализация знаний
Повторение изученного материала
- Как называется посёлок, в котором мы живём? (Крапивинский)
- Многие из вас родились в Крапивинском. Это наша с вами малая Родина
Россия, матушка Россия,
Твой голос в сердце мне проник,
Спасибо, что меня взрастила,
Люблю певучий твой язык.
Твой малый уголок, Россия,
Крапивинский зелёный край,
Что есть в тебе – всё сердцу мило,
Живи, трудись и расцветай!
Ты – Крапивинская, ты – особенная,
Ты – родная моя сторона.
Моя тихая милая Родина,
На земле ты такая одна.
Автор этого стихотворения наш землячка Сусанна Михайловна Черных.
- Как называется страна, где мы живём? (Россия)
- Назовите столицу России (Москва)
- Как выглядит флаг России?
- У вас на партах лежат полоски такого же цвета, как на флаге России. Разложите их в нужном порядке.
- Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета. Кто знает, как она называется? - Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля?
- Ребята, существовало мнение, что планета Земля плоская и стоит на трех китах. И в тоже время, утверждали, что Земля имеет форму шара.
Учитель
Ученики
- Что вас удивило? (побуждение к осознанию противоречия)
- По-разному говорят о форме Земли (осознание противоречия)
- Какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы)
- Кто прав? Какую форму имеет Земля?
- Итак, тема урока …
- На что похожа планета Земля? (слайд)
- Кто же прав? Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и, в конце концов, дойти до края Земли. Но пока никому из людей это не удавалось. А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…
Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли? Движется ли Земля или она неподвижна? (слайд)
На эти вопрос мы постараемся найти ответы. Будем учиться рассуждать, приводить доказательства, делать выводы.
3. Мотивация учащихся и постановка проблемы
- Посмотрите на эти предметы. На какой из них, на ваш взгляд, похожа Земля?
- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Какая это форма?
- Давайте подойдём к окну. Какой формы вам представляется Земля из окна? Видим ли мы, что она имеет форму шара? (Не видим. Из окна мы не можем рассмотреть форму нашей планеты). Форма Земли интересовала людей ещё с давних времён. Учёные выдвигали разные версии, пытались доказать свою точку зрения. Некоторые считали Землю огромным плоским кругом, плавающим на волнах океана, как это блюдо. Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные. (Дети располагают на блюде фигурки животных)
- Как вы думаете, если предположить, что Земля плоская, можно было бы дойти до края Земли? В древности люди так и думали, что можно дойти до края Земли.
4. Разрешение проблемы. Открытие нового знания
Просмотр мультфильма «Край земли»
- Путешественник и мореплаватель Магеллан решил объехать Землю и снарядил для путешествия пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном
и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года с другой, противоположной стороны.
- Почему корабль не доплыл до края Земли, а вернулся в тот же самый порт, но с другой стороны?
- Путешествие Магеллана навсегда положило конец спорам о форме нашей планеты, на практике доказав ее шарообразность. (На доске появляется слово: шарообразная) В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля шарообразной формы. Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете? (Так как на Земле есть огромные моря и океаны).
- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта?
- Давайте посмотрим какой увидел нашу планету первый космонавт Ю. А. Гагарин (слайд) - Итак, ребята, почему же люди не могут ни дойти, ни доплыть, ни долететь до края Земли? - Почему, когда мы смотрим в окно, не видим, что Земля имеет форму шара?
Физминутка
Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Все как зайки поскакали. И за кустиком пропали.
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику с. 48
- Какая из иллюстраций подтверждает наш вывод о форме Земли?
- Отгадайте загадку.
На ноге стоит одной, Крутит – вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (Глобус)
- Кто из вас знает, что такое глобус? (слайд)
- Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много раз. Он изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды. Суша показана коричневым, жёлтым, зелёным цветами. Первый глобус изготовил в 1492 году германский астроном М. Бехайм. Он назывался «Erdapfel» или «Земное яблоко» (слайд). Внимательно рассмотрите глобус и определите, каким цветом изображена на нем вода, а каким цветом – суша. - Поднимите карточки тех цветов, которыми на глобусе изображена вода? - Покажите карточки тех цветов, которыми изображена суша. Почему глобус имеет такую форму?
-Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?
-Как показана суша?
-Как вы думаете, почему глобус вращается? (Дети высказывают предположение о вращении нашей планеты вокруг своей оси).
Работа по учебнику с. 49
- Что изображено на нижних рисунках? (карусель, волчок)
- У карусели и у волчка есть ось. И у Земли есть ось, только она невидимая. Земля вращается вокруг своей оси, в это время происходит смена дня и ночи. Посмотрите, на втором рисунке стрелочкой показано движение Земли. И одновременно Земля вращается вокруг Солнца. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. Это показано на первом рисунке. Планета, на которой мы живем, постоянно движется вокруг своей оси, и одновременно вокруг Солнца. Об этом мы с вами будем говорить на других уроках окружающего мира.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Давайте вылепим из пластилина модель Земли. А что такое модель?
- Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, вылепим шар из пластилина голубого цвета. А как показать сушу на наших моделях?
- Конечно, нужно взять пластилин зелёного, жёлтого, коричневого цвета. Но как же расположена суша на Земле? Эталоном нам послужат глобусы.
7. Повторение
- Какой формы могут быть предметы? (треугольная, квадратная, прямоугольная, круглая)
- А теперь отправимся в путешествие к мудрецам древности. С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали такое природное явление как лунное затмение и видели на Луне тень Земли? (слайд)
-Какая фигура может иметь такую тень? (круг, овал,….)
Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. Учитель по очереди показывает детям тень то куба, овала, круга, шара. Дети имеют возможность убедиться, что такую тень дает только шар, а не круг, овал и тем более куб. Делается вывод о шарообразности Земли и идет возвращение к поставленной в начале урока проблеме. - Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Как вы на него ответите?
8. Рефлексия
Какое открытие вы сегодня сделали?
Как вы это узнали?
Где можно применить новое знание?
Что для вас было трудным?
Кому было интересно на уроке, поднимите ладошки. Кому было грустно и неинтересно – сложите ладошки под щёчку, как подушечку. Кому было трудно и непонятно - помашите ладошкой.