- Прочитайте предложение. Встречаются ли эти соединения в словах данного предложения? (Да)
Мал .чик Ил . я кормит вороб . ёв крошками.
- Запишите это предложение, вставив пропущенные буквы.
Оценка каллиграфических умений ( + или -)
- Какую букву вставили?
2. - Какова роль Ь в этих словах? (ь – показатель мягкости согласного, ь – разделительный).
- Давайте вспомним, в каких случаях пишется ь - разделительный?
- А в каких случаях пишется ь - показатель мягкости?
- Докажите выбор написания мягкого знака. (Мальчик – смягчающий ь,
Илья, воробьёв – разделительный ь)
Оценка работы класса.
3. - Подтвердите свои знания о правописании мягкого знака. Выполните следующее задание.
- Прочитайте слова на доске:
учитель, вьюга, семья, конь, листья, мебель
- Что общего в этих словах? (Они все являются именами существительными и у них у всех есть ь)
- Запишите эти слова, распределив на 2 группы по следующему признаку:
ь – показатель мягкости ь – разделительный
Проверка
- Какие слова записали в 1 столбик? (учитель, конь,мебель)
- Какие слова записали в 2 столбик? (вьюга, семья, листья)
Самооценка учащимися собственных знаний, умений.
- Оцените свою работу. Используйте « волшебную линеечку».
Ученики осуществляют самооценку.
-Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?
- Почему все ребята успешно справились с заданием? (Мы знаем правило написания Ь)
III. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.
Проблемная ситуация.
- Я хочу вам предложить записать в наши столбики ещё два существительных с мягким знаком: мышь, дочь.
- Оцените свою работу. Используйте опять « волшебную линеечку».
- Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?
- Почему крестики внизу? (Не знаем куда отнести)
- К какой группе отнесёте слова? (Испытывают затруднение)
- Почему не можете? (Не знаем, что показывает ь знак в этих словах)
- Последний звук в этих словах какой? (Шипящий)
- Нужен ли Ь для обозначения мягкости? (Нет, звук «ч» всегда мягкий, звук «ш» всегда твёрдый)
- Он выполняет функцию разделения звуков? (Нет)
- Что обнаружилось при выполнении этого задания? (Может у ь есть ещё какая-то роль?)
Слова остаются на доске с вопросительным знаком.
IV. Открытие нового знания.
1.Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.
- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль?
- Так какова же наша учебная задача на урок? ( Выяснить, как пишутсяимена существительные с основой на шипящий инаучиться их писать. )
2. Поиск решения учебной задачи.
Работа в группах.
Повторяют правила работы в группе:
распредели роли;
говори только по делу;
говори по очереди;
возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
убедись, что в разговоре участвует каждый;
обращайся друг к другу по имени.
- Проведите наблюдения за группой слов по плану:
1. Определить часть речи.
2. Определить на какой звук оканчивается основа слова.
3. Определить число.
4. Определить род.
5. Посмотреть, есть или нет в записи слова Ь?
6. Записать результаты в таблицу.
7. Сделать вывод
Карточки со словами:
1группа - вещь, клещ, товарищ, помощь, борщ
2группа - луч, плач, дичь, меч, мелочь
3группа - глушь, уж, гуашь, марш, багаж
Альбомные листы с таблицами для заполнения, фломастеры. Ребята в них работают.
3. Предъявление результатов. (Представитель каждой группы помещает заполненную таблицу на доску и делает вывод)
1группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Щ ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет
2группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ч ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет
3группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ш ]в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет
- Попробуйте сформулировать общее правило о написании мягкого знака у имён существительных, основа которых оканчивается на шипящий. (У имён существительных единственного числа в женском роде после шипящих пишется мягкий знак, в мужском роде – мягкий знак не пишется)
- Где можно узнать, правы ли мы?
- Давайте сверимся с правилом в учебнике.
- Какую же ещё работу выполняет ь? ( Ь в данном случае указывает на род имени существительного)
- Такую роль ь называют грамматической.
- Давайте составим алгоритм рассуждения (на доске)
1. Определяю часть речи
2. Смотрю, на какой звук оканчивается основа (шипящий или нет)
3. Определяю число
4. Определяю род
5.Делаю вывод (надо писать ь или нет)
Физминутка
V. Первичное закрепление.
Письмо с комментированием
- Потренируемся в написании ь на конце сущ. после шипящих.
- Отгадайте загадки, объясните правописание в словах-отгадках.
Дом от ветра и дождей,
Но совсем не для людей.
В нём автомобиль спит наш.
Дом такой зовут... (гараж)
День закончен и опять
Нужно глазки закрывать.
Дети спят - и сын, и дочь.
К нам с небес спустилась... (ночь)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (ландыш)
Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал ? (мышь)
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (рожь)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (грач)
VI. Самостоятельная работа
- Запишите слова, пользуясь алгоритмом. (Учитель показывает предметные картинки, ученики в тетрадях записывают слова)
Плащ, печь, мяч, речка, брошь, ёж, ключ
Самопроверка
Учитель переворачивает картинки. На них с другой стороны правильно записанные слова
Кто записал все слова верно?
- Какое слово лишнее? (речка)
- Почему? (не подчиняется новому правилу)
- А какому правилу подчиняется это слово? (сочетание чк, чн)
- Оцените свою работу. Используйте опять « волшебную линеечку».
- Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?
VII.Рефлексия
- Так в какой столбик нужно записать слова мышь, дочь, для которых мы не смогли определить столбик в начале урока, в первый или во второй? (Ни в первый, ни во второй, а в третий)
-Какую задачу ставили перед собой?
- Почему в начале урока вам не удалось её решить? (Не знали правило)
- Почему мы сейчас знаем ответ на вопрос?
- Изменились ли ваши знания?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о ь? (На конце имени существительного, оканчивающегося на шипящий, Ь указывает на форму женского рода)
VIII.Домашнее задание
Упражнение в учебнике для всех.
Задание дополнительное: Придумать и записать 3 предложения, чтобы в них встречались слова на новое правило.
Для успешного выполнения задания, что вам надо вспомнить?
( Правило и алгоритм написания мягкого знака на конце слов после шипящих у имен существительных.)