kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме: « Имена существительные с щипящим звуком на конце»

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представления о написании имён существительных с шипящим звуком на конце

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Системно-деятельностный подход на уроке русского языка по теме: « Имена существительные с щипящим звуком на конце»»











ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

по теме: « Имена существительные с щипящим звуком на конце»











Выполнил: Киселева Л.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 36»

























Цели: 1) формирование представлений о способе написания мягкого знака у

имён существительных с шипящим звуком на конце;

2) развивать умения наблюдать, сравнивать, делать вывод;

3) Учить учебному сотрудничеству;

4) воспитывать интерес к русскому языку.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний, умений.

1.Чистописание.

Отработка соединений ья ль ью ьё бь ьи

- Какие виды соединений вы будете использовать в данном случае?

(Нижнее -ья, среднеплавное -ьё, верхнее –ль,ью,бь,ьи)

- Напишите, правильно соединяя.

- Прочитайте предложение. Встречаются ли эти соединения в словах данного предложения? (Да)

Мал .чик Ил . я кормит вороб . ёв крошками.

- Запишите это предложение, вставив пропущенные буквы.

Оценка каллиграфических умений ( + или - )

- Какую букву вставили?

2. - Какова роль Ь в этих словах? (ь – показатель мягкости согласного, ь – разделительный).

- Давайте вспомним, в каких случаях пишется ь - разделительный?

- А в каких случаях пишется ь - показатель мягкости?

- Докажите выбор написания мягкого знака. (Мальчик – смягчающий ь,

Илья, воробьёв – разделительный ь)



Оценка работы класса.

3. - Подтвердите свои знания о правописании мягкого знака. Выполните следующее задание.

- Прочитайте слова на доске:

учитель, вьюга, семья, конь, листья, мебель

- Что общего в этих словах? (Они все являются именами существительными и у них у всех есть ь)

- Запишите эти слова, распределив на 2 группы по следующему признаку:

ь – показатель мягкости ь – разделительный

Проверка

- Какие слова записали в 1 столбик? (учитель, конь, мебель)

- Какие слова записали в 2 столбик? (вьюга, семья, листья)

Самооценка учащимися собственных знаний, умений.

- Оцените свою работу. Используйте « волшебную линеечку».

Ученики осуществляют самооценку.

-Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?

- Почему все ребята успешно справились с заданием? (Мы знаем правило написания Ь)

III. Обозначение разрыва. Постановка учебной задачи.

Проблемная ситуация.

- Я хочу вам предложить записать в наши столбики ещё два существительных с мягким знаком: мышь, дочь.

- Оцените свою работу. Используйте опять « волшебную линеечку».

- Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?

- Почему крестики внизу? (Не знаем куда отнести)

- К какой группе отнесёте слова? (Испытывают затруднение)

- Почему не можете? (Не знаем, что показывает ь знак в этих словах)

- Последний звук в этих словах какой? (Шипящий)

- Нужен ли Ь для обозначения мягкости? (Нет, звук «ч» всегда мягкий, звук «ш» всегда твёрдый)

- Он выполняет функцию разделения звуков? (Нет)

- Что обнаружилось при выполнении этого задания? (Может у ь есть ещё какая-то роль?)

Слова остаются на доске с вопросительным знаком.

IV. Открытие нового знания.

1.Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.

- Если в словах дочь, мышь ь не выполняет никакую известную нам работу, значит, у него есть ещё какая-то роль?

- Так какова же наша учебная задача на урок? ( Выяснить, как пишутся имена существительные с основой на шипящий и научиться их писать. )

2. Поиск решения учебной задачи.

Работа в группах.

Повторяют правила работы в группе:

 распредели роли;

 говори только по делу;

 говори по очереди;

 возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

 убедись, что в разговоре участвует каждый;

 обращайся друг к другу по имени.


- Проведите наблюдения за группой слов по плану:



1. Определить часть речи.


2. Определить на какой звук оканчивается основа слова.


3. Определить число.


4. Определить род.


5. Посмотреть, есть или нет в записи слова Ь?


6. Записать результаты в таблицу.


7. Сделать вывод

Карточки со словами:


1группа - вещь, клещ, товарищ, помощь, борщ

2группа - луч, плач, дичь, меч, мелочь

3группа - глушь, уж, гуашь, марш, багаж


Альбомные листы с таблицами для заполнения, фломастеры. Ребята в них работают.


3. Предъявление результатов. (Представитель каждой группы помещает заполненную таблицу на доску и делает вывод)



1группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Щ ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет

2группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ч ] в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет

3группа - у имён существительных, с основой на шипящий звук [ Ш ]в ж.р. пишется Ь, в м.р.-нет


- Попробуйте сформулировать общее правило о написании мягкого знака у имён существительных, основа которых оканчивается на шипящий. (У имён существительных единственного числа в женском роде после шипящих пишется мягкий знак, в мужском роде – мягкий знак не пишется)


- Где можно узнать, правы ли мы?


- Давайте сверимся с правилом в учебнике.


- Какую же ещё работу выполняет ь? ( Ь в данном случае указывает на род имени существительного)


- Такую роль ь называют грамматической.


- Давайте составим алгоритм рассуждения (на доске)


1. Определяю часть речи

2. Смотрю, на какой звук оканчивается основа (шипящий или нет)

3. Определяю число

4. Определяю род

5.Делаю вывод (надо писать ь или нет)


Физминутка


V. Первичное закрепление.


Письмо с комментированием


- Потренируемся в написании ь на конце сущ. после шипящих.


- Отгадайте загадки, объясните правописание в словах-отгадках.


Дом от ветра и дождей,

Но совсем не для людей.

В нём автомобиль спит наш.

Дом такой зовут... (гараж)


День закончен и опять

Нужно глазки закрывать.

Дети спят - и сын, и дочь.

К нам с небес спустилась... (ночь)


Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят. (ландыш)


Что за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал ? (мышь)


Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (рожь)


Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней. (грач)



VI. Самостоятельная работа


- Запишите слова, пользуясь алгоритмом. (Учитель показывает предметные картинки, ученики в тетрадях записывают слова)


Плащ, печь, мяч, речка, брошь, ёж, ключ

Самопроверка

Учитель переворачивает картинки. На них с другой стороны правильно записанные слова


Кто записал все слова верно?


- Какое слово лишнее? (речка)


- Почему? (не подчиняется новому правилу)


- А какому правилу подчиняется это слово? (сочетание чк, чн)


- Оцените свою работу. Используйте опять « волшебную линеечку».

- Кто поставил крестик вверху линеечки? Внизу? В середине?


VII.Рефлексия


- Так в какой столбик нужно записать слова мышь, дочь, для которых мы не смогли определить столбик в начале урока, в первый или во второй? (Ни в первый, ни во второй, а в третий)

-Какую задачу ставили перед собой?

- Почему в начале урока вам не удалось её решить? (Не знали правило)

- Почему мы сейчас знаем ответ на вопрос?

- Изменились ли ваши знания?

- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о ь? (На конце имени существительного, оканчивающегося на шипящий, Ь указывает на форму женского рода)


VIII.Домашнее задание


Упражнение в учебнике для всех.


Задание дополнительное: Придумать и записать 3 предложения, чтобы в них встречались слова на новое правило.


Для успешного выполнения задания, что вам надо вспомнить?

( Правило и алгоритм написания мягкого знака на конце слов после шипящих у имен существительных.)









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Киселёва Лариса Владимировна

Дата: 27.12.2021

Номер свидетельства: 596278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства