kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синонимы,антонимы,омонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет создать условия для раскрытия учащимся значения понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и умения использовать их детьми в активном словаре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы,антонимы,омонимы.»

Технологическая карта урока «Синонимы, антонимы, омонимы»


Учебный предмет

Русский язык


Класс

4 А


Цель урока

1. Создание условия для раскрытия значения понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и умения использовать их в активном словаре.

2.Формирование коммуникативных умений.

3. Формирование умения определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.


Основные понятия, термины

Синонимы, антонимы, омонимы.


Метапредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык


Тип урока

повторение изученного материала


Планируемый результат


Предметный:

- соотносить название термина и его значение;

- определять и писать название группы слов;

- писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора;

- определять и писать к слову синоним, используя слова для выбора;

- выписывать парами антонимы из предложенных слов;

- выделять слова-омонимы из текста.


Личностный:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку при работе в группе, паре.

Познавательные УУД:

- раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», использовать их в активном словаре;

- определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные УУД:

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;


Организация пространства


Формы работы

Ресурсы


Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах, группах

Климанова Л. Ф. «Русский язык», ч.1, ч.1, ноутбук, магнитная доска, меловая доска, словари

.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Организационный

(этап мотивации)


Поговорим?

О разном и о прочем.

И хорошо не очень.

а что-то мне известно.

Поговорим.


Поговорим.

О том, что в жизни хорошо:

Ведь что-то знаем мы:

Поговорим?

Нам будет интересно.

Умение мобилизоваться для

выполнения работы.


Умение принимать и сохранять информацию

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний и умений


  1. Чистописание.

Запишите число, «классная работа».


2) Работа в группе

-Перед вами лежит карточка, в которой даны названия словарей и краткое описание словаря. Вам надо, прочитав описание, найти название словаря и соединить его описание с названием


Соедините линиями название словаря со сведениями, который он даёт.


Фразеологический произношение слова

Орфоэпический правописание слова

Толковый значение устойчивых сочетаний

Орфографический сведения об исторических событиях

Этимологический происхождение слова

Энциклопедический толкование значения слова


ПРОВЕРКА


3) Напомните мне, в каком словаре можно найти правильное написание слов, которые нельзя проверить?

Давайте вспомним написание некоторых таких слов:


Аккуратная тетрадка, интересная книжка, вкусная ягодка, чудесная погода, мягкая кровать, сладкая морковь, прекрасная весть.

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат


В команде ребята обсуждают виды словарей, объясняют.


В орфографическом






1 человек работает на закрытой части доски.


Взаимопроверка.

Умение осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы

Умение структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов, осознанно выстраивать высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую

3. Постановка учебной проблемы

-Послушайте стихотворение Б. Бобылевой.

Гиппопотама бегемот 
однажды повстречал: 
- Вы кто? – спросил. 
- Я бегемот, - 
Гиппопотам сказал. 
Тут возмутился бегемот: 
- Кто ж я тогда такой?! 
- А вы, - ему ответил тот, - 
Гиппопотам простой. 
Гиппопотаму бегемот 
Сказал: "Вы просто лжец!" 
С гиппопотамом бегемот 
рассорился вконец. 
Они уже который год 
И здесь шумят и там – 
Все не решат: 
Кто бегемот, 
А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему?


-Скажите, как называются слова, близкие по значению?


- А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу.

Бывает он в холод, 
Бывает он в зной, 
Бывает он добрый, 
Бывает он злой. 
В открытые окна 
Нежданно влетит, 
То что-то прошепчет, 
То вдруг загудит, 
Притихнет, умчится, 
Примчится опять, 
То вздумает по морю 
Волны гонять…


-Как называются слова, противоположные по смыслу?


- А теперь ответьте на такие вопросы:

- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным?

- Отгадайте загадку.

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

-Что это за слова?

Трое учеников читают стихотворение

Б. Бобылевой по ролям


















-Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот обозначают одно и то же животное.


- Слова, близкие по значению, называются синонимами.







(Ветер).

Холод-зной

Добрый-злой

Загудит-притихнет

Умчится-примчится


- Слова, противопоставляемые по смыслу, называются антонимами.



- Ключ

- Лук


Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.

Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4.Формулирование проблемы, планирование

деятельности


- О каких словах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи урока.




- Каковы пути решения этой проблемы?



-Синонимы, антонимы, омонимы.

-Повторить о синонимах, антонимах, омонимах.

-Узнать, какую роль играют эти слова в русском языке.

-Научиться употреблять их речи.

- Расширять словарный запас, больше читать, выполнять упражнения.

Умение формулировать тему урока, планировать пути решения проблемы, прогнозировать.


Умение решать проблемы,

строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать мнение их обоснование.

Умение сотрудничать в поиске и выборе информации.

5.Откры тие нового знания

Работа по учебнику

1.Прочитайте Узелки на память на стр. 104 (повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы)


2. Работа в парах (карточка)

Прочитайте слова. Определите, какие группы слов находятся под цифрами 1, 2 и 3.

Проверка.


3.Упр.157 стр.103

1) -Прочитайте задание к упражнению.

2) - Как называются слова этой группы? -Как вы думаете, где можно найти синоним к слову?


3) С. 105 Упр. 161

-Прочитайте задание.

Какие слова будем искать?

-Как называется словарь, в котором можно найти антонимы к слову?



4) С. 106 Упр. 164

Что за слова перед нами?


- В каком словаре можно найти значения таких слов?






Повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы



Учащиеся проговаривают ответы на данные вопросы




Читают задание к упражнению.


-Синонимы

- В словаре синонимов.





Антонимы. В словаре антонимов.

Подбирают антонимы и составляют предложение.


Читают слова, дают ответ (слова омонимы)


-Словарь омонимов.

Умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала;

участвовать в решении учебной задачи;


Умение раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и использовать их в активном словаре;

определять условие проверки и обосновывать своё мнение.


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Первичная проверка понимания

Физкультминутка

-Я говорю вам слова- антонимы Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если нет - сидите.

Близкий –далекий

Большой – великий

Большой - маленький

Восход – закат

Слух –молва

Зацветать - отцветать

Подлинный –настоящий

Натуральный - поддельный



Ученики слушают, выполняют задание.


+

-
+

+

-

+

-

+

Умение выполнять учебное задание, используя правило;

 выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

Умение структурировать знания.

Умение адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

7.Применение новых знаний

Задание - Прочитайте текст.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.


- Обсудите в паре и скажите, какую ошибку допустил автор?


- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?


- Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.


- Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».


Записать на доске Давний, старинный, ветхий, древний. )


-Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.


СЛАЙД

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.


Читают текст.







Обсуждают.

- В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.


- Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.






Давний, старинный, ветхий, древний.


Умение анализировать, находить существенные признаки, контролировать, оценивать, вносить коррективы

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно создавать способы решения проблем

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

8.Рефлексия учебной деятельности

1) Работа в группе.

-Завершите заполнение таблицы


2) Графический диктант (если останется время)

- Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены:

С-синонимы, А-антонимы, О- омонимы.

1) В глаза хвалит, а за глаза –бранит.

2) Жди горя от моря, а беды от воды.

3) Где умному горе, там глупому веселье.

4) Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

5) Солнце на ели, а мы еще не ели.

6) Лодырь и бездельник –им праздник и в понедельник

7) Ученье свет, а неученье – тьма.

4. Самопроверка

-Возьмите ручки с зеленой пастой. Исправьте ошибки.


Достраивают таблицу (синонимы, антонимы, омонимы)





А

С


А


А


О.

С


А

АСААОСА

Умение выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Умение раскрывать значение понятия «синоним, «антоним», «омоним» и использовать его в активном словаре;

обосновывать своё мнение.


Умение интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи

9.Подведение итогов урока.

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Что вы узнали на уроке?

-Что такое антонимы?

-Что такое синонимы?

-Чем они могут различаться?

-Что такое омонимы?

-Как их распознать в словаре?

-Выполнили ли задачи урока?

-Повторить о синонимы, антонимы, омонимы.

-Научиться употреблять их в речи.

-Расширять словарный запас.


Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Умение составлять целое из частей, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10. Домашнее задание

Стр. 106, упр. 162, с. 104 повторить правило

Записывают задание

Умение планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

Умение использовать приобретённые знания при выполнении задания

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синонимы,антонимы,омонимы.

Автор: Дроздова Наталья Анатольевна

Дата: 01.08.2024

Номер свидетельства: 654599


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства