3. Постановка учебной проблемы | -Послушайте стихотворение Б. Бобылевой. Гиппопотама бегемот однажды повстречал: - Вы кто? – спросил. - Я бегемот, - Гиппопотам сказал. Тут возмутился бегемот: - Кто ж я тогда такой?! - А вы, - ему ответил тот, - Гиппопотам простой. Гиппопотаму бегемот Сказал: "Вы просто лжец!" С гиппопотамом бегемот рассорился вконец. Они уже который год И здесь шумят и там – Все не решат: Кто бегемот, А кто гиппопотам. - Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему? -Скажите, как называются слова, близкие по значению? - А теперь послушайте стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу. Бывает он в холод, Бывает он в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой. В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит, Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять… -Как называются слова, противоположные по смыслу? - А теперь ответьте на такие вопросы: - Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? - Отгадайте загадку. Со мной ходи стрельбе учиться, И на гряде меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, А также попадаю в щи. -Что это за слова? | Трое учеников читают стихотворение Б. Бобылевой по ролям -Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот обозначают одно и то же животное. - Слова, близкие по значению, называются синонимами. (Ветер). Холод-зной Добрый-злой Загудит-притихнет Умчится-примчится - Слова, противопоставляемые по смыслу, называются антонимами. - Ключ - Лук Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению. | Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить | Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |