Тема: « По страницам Красной книги Казахстана».
Цель: 1. Познакомить учащихся с Красной книгой Казахстана, растениями и животными, которые занесены в неё.
2. Развивать наблюдательность, природоведческие навыки, внимание.
3. Воспитывать любовь к животным и бережному отношению к природным богатствам.
Оборудование: Красная книга, слайды о животных и растениях.
Форма урока: путешествие.
Ход урока.
1. Организационный момент.
( Дети читают стихотворение Б.Захадера « Про всё на свете»)
1 ученик: Все – все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых!
2 ученик: Нужны все на свете!
Нужны все подряд,
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше дела.
3 ученик: Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним, покажется,
То это конечно ошибкой, окажется!
- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения.
(Ответы детей)
Вы, наверное, все знаете, что у нас в природе всё взаимосвязано. Что одно не может существовать без другого, для нас важен каждый цветочек, травинка, насекомое, птичка.
2. Сообщение цели урока.
Мы с вами будем говорить о защите животных и растений и узнаем, что нужно делать, чтобы сохранить природу.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по страницам Красной книги Казахстана. Вероятно, каждый из вас слышал о ней и хотел бы узнать ее историю.
3. Новая тема.
- Скажите а, что может угрожать животным и растениям?
- Чем им вредит человек?
- Нужно ли охранять животных и растения?
- Может ли человек помочь им? Как?
Да, ребята правильно человек стрелял, поджигал леса, вырубал заросли, загрязнял природу, а животные этого не любят. Спасти их можно: запретить охоту, поместить в заповедники, и позаботиться о растениях и животных. А вы знаете, что у животных, как и у людей тоже есть паспорт? А это паспорт Красная книга.
Думая о сохранении всего живого на земле, люди образовали Союз охраны природы. Было подсчитано, что только за последние 4 века на нашей планете перестало существовать 36 видов зверей и 94 вида птиц.
В 1948 году была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба составляла мировой список, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения, и редкие виды. Ученые решили назвать этот список «Красной книгой».
А как вы думаете, почему цвет книги красный? Что он означает красный цвет? ( Ответы детей – что это цвет опасности, тревоги). Красная книга- это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы. Первая часть Красной книги в Казахстане вышла в 1977 год.
Страницы «Красной книги» окрашены в разные цвета.
*На черных страницах списки тех, кого мы больше не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то совсем ничего не осталось.
*На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные и растения. Их ещё можно где-то встретить, но их так мало, что могут исчезнуть совсем.
*На жёлтых страницах - животные и растения, количество, которых может уменьшено и им грозит «переселение».
*На белых страницах - животные и растения, численность которых всегда была невелика. Это редкие в природе виды.
*На серых страницах - животные и растения, которых до сих пор мало изучены, места их обитания и месторождения мало, доступны или точно не установлены.
*На зеленых страницах - животные и растения, которые удалось спасти. Идея Красной книги спасти животный и растительный мир. Эта книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, привлекают к ответственности по Закону.
А какие животные занесены в Красную книгу? А сейчас более подробно остановимся, на некоторых из этих животных. Ребята подготовили небольшие сообщения.
4. Физминутка.
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста,
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз,
И сказали три кота:
«Красота! Красота!»
5.Слайды детей.
1. Фламинго – очень красивая и необычная птица с длинными ногами и длинной шеей. Клюв у неё большой, загнутый от середины книзу. Оперенье розоватое, когда она раскрывает крылья, видны чёрные края крыльев и красный покров на них. Птицы живут большими стаями на островах соленых озер. В Казахстане обитают в Кургальджинском заповеднике.
2. Заповедник Аксу Джабаглы по праву можно назвать царством тюльпанов. Тюльпаны в заповеднике широко распространены, цветут они обычно с апреля по август, придавая неповторимую прелесть горным ландшафтам. Дикие тюльпаны украшают степи и пустыни Казахстана. Они являются прародителями разных сортов тюльпанов, украшающих улицы и парки городов многих стран мира.
3. Джейран — обитатель пустынь и полупустынь. На большие расстояния джейраны кочуют только при стихийных бедствиях, вроде больших пожаров или длительного высокоснежья и при стихийных бедствиях часто гибнут. Кормятся джейраны травянистыми и кустарниковыми растениями. Пьют не только пресную, но и горько—соленую воду, в том числе из Каспийского моря.
6. Работа в дневниках наблюдения.
А сейчас откройте дн.наблюдения с.9. Прочитайте задание. Напишите названия животных и растений, занесенных в Красную книгу Казахстана.
7. Закрепление нового материала.
Тест
1. Что такое « Красная книга» животных и растений?
а) книга правил поведения человека в природе
б) книга об опасных животных и растениях
с) книга о животных и растениях находящихся под угрозой исчезновения
2. Что означает красный цвет в «Красной книге»?
а) ничего не обозначает, просто очень красный цвет
б) обозначает опасность, предупреждает, что нельзя уничтожать данные виды растений и животных
с) обозначает радость
3. Почему животные и растения нуждаются в защите?
а) потому что человек должен быть милосердным
б) животные и растения не нуждаются в защите
с) потому что всё в природе тесно взаимосвязано, и если исчезнет какой-нибудь вид, то от этого могут исчезнуть другие
4. У какой птицы оперение розоватого цвета?
а) у фламинго
б) у лебедя
с) у беркута
5.Одна из самых крупных птиц в Казахстане?
а) беркут
б) орел
с) дрофа
Ответы:
1. С
2. Б
3. С
4. А
5. С
8. Итог урока.
Для чего нужна Красная книга?
Что нового вы узнали?
Д/з найти загадки о диких животных.
ГУ «Управление образования г.Астаны»
Школа – гимназия №32
Открытый урок
по познанию мира.
На тему: «По страницам Красной книги Казахстана»
Учитель: Бастенова А.Е.
г.Астана