Урок чтения в 4 классе.
Тема: Шарль Перро. «Спящая красавица». Особенности волшебной сказки..
Цели: 1) Познакомить с особенностями литературной сказки.
2) Расширить словарный запас учащихся, формировать навыки выборочного чтения.
3) Воспитывать уважение к ближнему, культуру речевого общения.
Ход урока.
Организационный момент.
-Похлопайте
-Кто любит читать стихи.
-Кто любит читать рассказы о животных.
-Кто любит читать сказки.
2. Введение в тему
А) Звучит сказочная музыка «Аленький цветочек».
- Какой жанр устного народного творчества напомнила вам эта музыка?
-Что такое сказка? (один из жанров устного народного творчества, вымышленный рассказ, передаваемый из поколения в поколение, присутствие волшебства, …)
- Какие виды сказок вы знаете? ( народные о животных, волшебные, бытовые, литературные)
Чем отличается народная сказка от литературной? (автор)
СЛАЙД 1- АВТОР
Б) Расшифровка названия произведения
Сегодня мы продолжим работу над сказкой, название которой вы прочитаете на доске.
Ключ: читаем только русские буквы
QWСGПJЯFШYАNЯR VКSРUARFСJАZВLИЦWА (Спящая красавица)
-Кто автор этой сказки?
-Какие еще сказки написал Шарль Перро?
В) Постановка цели урока
Мы сегодня должны найти что-то особенное, которое характеризует сказку.
Какую работу мы должны проделать?- Ответы учащихся
3.Работа по содержанию.
Работа над особенностями сказки
А) Зачин сказки
- Какими словами начинаются сказки?
(Жили- били, в некотором царстве, в некотором государстве…)
-Как начинается наша сказка?
- Как называется начало в сказке? (зачин)
СЛАЙД 2 - ЗАЧИН
Б) Герои сказки
- А сейчас я посмотрю, как вы внимательно прочитали сказку.
У каждого из вас на столе лежит карточки разного цвета, на них написаны герои сказки. Поработайте карандашом. Найдите в тексте слова, которые, расскажут какие действия и поступки совершал герой.
- Поднимите карточку, кто находит слова о короле и королеве, о старой фее, о молодой фее, принце и принцессе.
Идет самостоятельная работа.
Проверка.
- Прочитаете о короле и королеве.
-Расскажи о твоем отношении к герою.
( эти слова вписываются в кроссворд) и так далее о других героях.
Постепенно заполняется кроссворд героями сказки.
СЛАЙ 3 ГЕРОИ СКАЗКИ
Г) Волшебные предметы
Заполняет кроссворд
- Кто рассказал юной фее о несчастье во дворце?
- Кого встретил принц в дремучем лесу?
Прочитайте ключевое слово – ВЕРЕТЕНО
-Что можно сказать об этом предмете?
( Инструмент для пряжи; им укололась принцесса и заснула на 100 лет; оно сделано из дерева; оно может лежать в сундуке у бабушки; на него наматывают нитки т.д.)
-Объявляется «литературная дуэль» между Полиной и Сашей
- Вспомните зеркальце, яблоко клубок ниток. Как одним словом назвать их?
СЛАЙД 4 ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Д) Волшебство
Чтение отрывка сказки учеником
Трудно описать словами, как хороша была спящая принцесса. Она нисколько не побледнела…
-Давайте попробуем и мы разбудить спящую красавицу. Словами, мимикой и жестами надо сказать о том, как она хороша.
Игра «Разбуди принцессу»
На руках у учителя кукла с закрытыми глазами.
( -Проснись, юная принцесса, ты так молода и красива, и т. д.)
Ура, совершилось чудо, волшебство!
СЛАЙД 5 ВЛОШЕБСТВО
Е) Концовка
К сожалению, любая сказка заканчивается.. И у каждой сказки свой конец.
Назовите, какими словами заканчиваются сказки? ( вот и сказке конец, я там был… )
-Прочитайте, как заканчивается сказка Спящая красавица»
И это есть концовка.
СЛАЙД 6 КОНЦОВКА
4. « Открытие» учащимися нового знания
СЛАЙД 7
-Прочитайте слова
АВТОР
ЗАЧИН
ГЕРОИ
ПРЕДМЕТЫ
ВОЛШЕБСТВО
КОНЦОВКА
-Эти особенные слова, которые характеризует сказку как жанр устного народного творчества. Они повторяется в каждой сказке.
- И мы вместе с вами их нашли в этой сказке.
- А как назвать особенные слова одним словом?
СЛАЙД 8 ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ
Запишите эти слова в тетрадь, они вам помогут выполнить домашнее задание - сочинить сказку. Это не все особенности литературной сказки. Более подробно вы будете знакомиться в старших классах.
5.Исследование
А) -Сказки это вымышленные рассказы , переходящие из уста в уста. Сказку «Спящая красавица написал Французский собиратель сказок Шарль Перро. Многие поэты и писатели переводили эту сказку. Сказка, что в ваших книгах переведена русской советской писательницей Татьяной Григорьевной Габбе. А вот Олег Н. прочитал сказку, переведенную русским советским писателем Василием Андреевичем Жуковским. Воспитатель наследника Александра 2. Он нашел сходства и различия и сейчас нам расскажет об этом.
Б) Выставка книг
Учитель обращает внимание широкий спектр книг.
6. Итог урока
- Что нового узнали?
-Что особенно понравилось?
-Что вызвало затруднение?
- Какой сделали вывод?
7. Рефлексия.
«Мысли во времени»
-Возьмите вашу карточку. Прочитайте слово.
- Непрерывно записать слова, которые пришли в голову.
Дети записывают эти слова.
_Почему я записал эти слова?